Проблема двойного международного налогообложения и некоторые меры для её устранения

В статье была рассмотрена проблема двойного налогообложения, как последствия глобализации экономики. Проблема устранения двойного налогообложения является серьёзной проблемой не только в рамках одной компании, но для экономик стран в целом. Устранение же такой проблемы позволит в прогрессивном темпе улучшать внешнеэкономические связи стран, а также поспособствует внутреннему развитию экономик стран.

Аннотация статьи
экономика
глобализация
резидент
двойное налогообложение
международные договоры и соглашения
Ключевые слова

На сегодняшний момент развитие экономики происходит в условиях глобализации, благодаря ей компании приобретают возможность расширения рынков сбыта, вследствие чего обычным явлением стало появление международных организаций и ведение бизнеса компаниями на территориях минимум двух стран. Однако, у международных организаций, занимающихся производством своего продукта, возникают проблемы, связанные с налогообложением. Так результатом последовательного налогообложения дохода предприятия в странах получения дохода и регистрации (оно же постоянное место пребывания) становится возникновение двойного международного налогообложения.

Двойное налогообложение приводит к нецелесообразности производства своего продукта на территориях сразу нескольких стран, а также к усложнению развития связей между странами внешнеэкономического характера. Поэтому двойное налогообложение нужно считать серьёзной проблемой, решение которой возлагается на налоговые органы и Российской Федерации и иных стран. Главным способом решения такой проблемы считаются международные налоговые соглашения, устраняющие двойное налогообложение.

Международное двойное налогообложение понимается как обложение сопоставимыми налогами в двух и более странах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени, из-за чего возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения, сроков оплаты налогов [3].

То есть к случаям возникновения двойного налогообложения относятся:

  1. Во-первых, когда лицо – резидент одного государства, получающий доход или обладающий капиталом на территории другого государства, и этот доход или капитал облагается налогом со стороны обоих государств;
  2. Во-вторых, когда одно лицо подвергается налогообложению по всему полученному доходу со стороны нескольких государств (налоговая обязанность полного одновременного характера);
  3. В-третьих, когда повергается со стороны нескольких стран одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одной из этих стран, налогообложению по доходу, полученному в этой стране (одновременное ограниченное двойное налогообложение) [4].

В настоящее время инвестиционная активность стимулируется, в том числе, путём снижения налоговой нагрузки для физических и юридических лиц. Происходит это как раз через заключение между странами международных договоров и соглашений, касающихся вопросов налогообложения и внутренних законодательных актов [1, с.92]. Подписание таких договоров и соглашений приносит выгоду странам нетто-импортёрам и странам, являющимся донорам капитала, так как соответственно происходит увеличение числа инвесторов-иностранцев и усиление позиций собственных транснациональных компаний на внешнем рынке.

В 1928 году экспертами Лиги Наций было положено начало в сотрудничестве государств в сфере налогов, тогда были разработаны следующие документы:

  1. Конвенция о помощи в сбое налогов;
  2. Конвенция об административной помощи по вопросам налогообложения;
  3. Конвенция об избежании двойного обложения налогами на наследство;
  4. Конвенция об избежании двойного налогообложения прямыми налогами;

Особое значение имели конвенции об избежании двойного налогообложения. Основная цель указанных документов заключалась в разрешении коллизий налогового законодательства стран в отношениях:

  1. Права на налогообложение продукта, пересекающего национальные границы;
  2. Дохода и капитала;
  3. Отдельных физических и юридических лиц.

Такие коллизии происходят из налогового (фискального) суверенитета страны, по которому власть публичного характера самостоятельно устанавливает объекты, подвергаемые налогообложению, размеры налогов и способы их взимания.

Если провести анализ международных договоров и соглашений, то можно выявить такие механизмы ликвидации двойного налогообложения, как:

  1. Разработка и установление понятийного аппарата, дача точных формулировок и определений терминов;
  2. Определение схемы устранения двойного обложения, согласно которой каждая страна собирает налог только с определённого вида налога;
  3. Разработка и введение в действие механизма ликвидации двойного налогообложения в случаях, в которых налогообложение всех видов доходов остаётся за обеими странами;
  4. Ликвидация дискриминации налогоплательщика при налогообложении в иной стране;
  5. Информационный обмен между компетентными органами с целью пресечения случаев уклонения от обложения налогом или злоупотребления договорами и соглашениями [2, с.33].

Процесс разработки механизма ликвидации двойного налогообложения основан на двух подходах.

Первый подход основывается на территориальности, по которой понимается, что страна облагает налогом доходы, получаемые на её территории, доходы же получаемые за пределами страны не облагаются налогом.

Второй подход основывается на резидентстве или месте постоянного пребывания. Так налогообложению подлежат доходы резидента независимо от места их возникновения.

Из-за существования двух подходов и их одновременного использования рядом стран возникает проблема двойного налогообложения. Применение же только одного подхода не возможно, так как страны обладают разным уровнем экономического развития и разными интересами, которые они стремятся обеспечить. Однако в условиях глобализации всех сфер жизни, в том числе, экономической, когда производственная деятельность осуществляется во всём мире, только сотрудничество международного характера способно разрешить проблемы налогообложения и разработать единый подход к налогообложению. То есть на данный момент страны имеют цель – обеспечить справедливость налогообложения, при котором учитываются и интересы налогоплательщиков и стран, чьи бюджеты налоги пополняют.

Итак, двойное налогообложение – это проблема, которая всё ещё актуальна и таковой остаётся. Она создаёт определённые трудности для многих компаний и организаций, ведущих свою деятельность на территории другой страны, получающих там доход или имеющих имущество.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными ориентирами международного сотрудничества в налоговой сфере являются:

  1. Ликвидация двойного налогообложения, гармонизация налоговых систем;
  2. Разработка процедуры согласования спорных вопросов налогообложения;
  3. И в результате повышение международной коммерческой активности.
Текст статьи
  1. Лобанов М. Соглашения об избежании двойного налогообложения как фактор трансграничной инвестиционной активности / Экономическая политика. – 2015. – Том 10, №1. – с. 92-111
  2. Полежарова Л.В. Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации / М.: Магистр. – 2009. – с. 303
  3. Ходов, Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики / Л.Г. Ходов. М.: Теис, 2003. - 253с.
  4. Шакирьянов А.А. Правовые проблемы избежания двойного налогообложениям примере России и государств ЕС. Авт. дисс. на соискание ученой степени канд. юр. наук. - Москва, 2006.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября