Краеведческий материал как средство формирования исследовательской компетенции у младших школьников
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Краеведческий материал как средство формирования исследовательской компетенции у младших школьников

В статье рассматриваются такие понятия как «краеведение», «компетентность». Описываются особенности формирования исследовательской компетенции при помощи краеведческого материала в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.

Аннотация статьи
компетенция
младшие школьники
краеведение
исследовательская компетенция
Ключевые слова

Каждый регион страны отличается от других своеобразием исторического развития, специфическими природными условиями, социально-демографическим составом населения, особенностями культуры, быта, духовной жизни. Поэтому, по мнению В.В. Демичевой «в формировании знаний и умений подрастающего поколения естественна опора на местный фактический материал, связанный с условиями среды обитания того района, края, в котором живут учащиеся» [3].

В образовательных организациях Белгородской области накоплен значительный опыт в области патриотического и духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Одним из факторов, способных восполнить нехватку духовно-нравственных ценностей, несомненно, является краеведение, как самый «массовый вид науки, в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники» [5].

Историко-культурная среда Святого Белогорья располагает богатым потенциалом для использования краеведческих материалов в качестве образовательно-воспитательного средства. Воспитание белгородцев на региональных раритетах реализуется на разных ступенях системы образования как в урочной, так и во внеурочной деятельности, и через систему дополнительного образования. В последнее десятилетие на Белгородчине активизировались процессы по обновлению содержания и форм работы с юными белгородцами с использованием регионального, краеведческого материала. Созданы интегрированные программы по «Белгородоведению» для каждой ступени образования – от детского сада до вуза, подготовлены методические материалы для педагогов-практиков, разрабатываются и обновляются краеведческие тетради, активно выходят из печати книги о Белгородчине и выдающихся белгородцах, создаются видео и печатные материалы по краеведению, проводятся разнообразные конкурсы по краеведческой тематике.

Краеведение – изучение своего края, города, села в его прошлом, настоящем и будущем. В школе краеведение служит не только образовательным целям. При правильной организации оно может быть одним из средств включения школьников в общественную жизнь. Кроме того, по мнению И.Д. Зверева, «изучение своего края, его природных богатств, экономики, традиций народа является действенным средством воспитания любви к родному краю, поэтому особенно важно уделить внимание исследованиям родного города (села), привить учащимся любовь к людям, жившим и живущим здесь, тогда вчерашние школьники будут стремиться совершенствовать условия жизни своего населённого пункта» [4].

В современных словарях школьное краеведение определяется как «образовательно-воспитательная работа, выражающаяся в ознакомлении учащихся на уроках и во внеклассной работе с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием местного края, республики, области, района, города, села, микрорайона» [6].

Основная «цель краеведения – систематическое и всестороннее познание обучающимися родного края в процессе учебной, внеурочной и внеклассной работы» [3].

В настоящее время неизмеримо возрос интерес людей к истории. Притягивает особенное внимание к себе история родного края, «малой родины», изучение которой в настоящее время возрастает. Возрастает интерес как у старшего поколения, так и у молодежи. Людям хочется подробнее узнать о местах, с которыми они сталкиваются постоянно, об истории улице, на которой они живут, либо о городе, в котором жили их предки.

Исследовательская деятельность в нашем случае является приоритетной, так как она не ограничивается жесткими рамками, в отличие от уроков. Учащийся сам вправе отталкиваться от своих возможностей и интересов, выбирая проблематику исследования. А также в ходе краеведческой исследовательской работы, краеведение выступает, как прикладная наука и средство воспитания личности.

Для организации работы по формированию исследовательской компетенции, следует отбирать краеведческий материал, руководствуясь следующими принципами:

  • достоверность (проверка необходимого материала на правдивость);
  • соответствие уровню развития и интересам младших школьников;
  • целостность (объекты краеведения необходимо изучать комплексно);
  • систематичность (изучение краеведения должно носить постоянный характер);
  • доступность (соответствие содержания, методов и форм работы возрастным особенностям младшего школьного возраста);
  • совместная деятельность педагога и учащихся [1].

Изучив данные принципы, можно с уверенностью сказать, что формирование исследовательской компетенции и изучение краеведения тесно связанны между собой.

По мнению таких ученых как: В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева, «образовательная ценность краеведения состоит в том, что оно:

  • способствует патриотическому воспитанию школьников посредством изучения объективной действительности родного края – его природы, истории, культуры, искусства, национальных традиций и обычаев. Несомненно, что фундаментом патриотизма является любовь к своей «малой» родине, ее людям, природе;
  • формирует конкретные представления об окружающей действительности, тем самым, поставляет объекты, доступные для непосредственного наблюдения, изучения и исследования;
  • помогает учителю вызвать у учащегося чувство нового, углубляет понимание причинной зависимости между новыми понятиями. Введение новых элементов в процесс обучения, в основу которого положен местный материал, способствует раскрытию признаков новых явлений. В результате чего степень усвоения учебной программы значительно возрастает;
  • позволяет учитывать жизненный опыт учащихся. Важным источником жизненного опыта учащихся является их непосредственное участие в краеведческой работе. Личный опыт учащихся является важной основой развития познавательного интереса, а также прочным фундаментом для усвоения новых знаний» [3].

Организация внеурочной деятельности средствами краеведческого материала, включение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, посещение ими музеев является мотивацией для развития познавательной и творческой деятельности младших школьников. Воспитывается уважение к своему краю, формируется самостоятельность в анализе фактов истории и систематизации полученных знаний [2].

Текст статьи
  1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 11-19.4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006. – 396 с.
  2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов, В.В. Дранишков, В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
  3. Демичева В.В. Краеведение как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 112 с.
  4. Зверев И.Д. Краеведение в школьном воспитании: Новый аспект / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2001. – 344 с.
  5. Лихачев Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. – СПБ: Логос, 2006. – 245 с.
  6. Педагогический словарь: учеб. Пособия для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова, М.: Академия, 2008. – 352 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня