Развитие связной речи младшего школьника как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Развитие связной речи учащихся является одной из важных задач обучения русскому языку в начальных классах. Достаточный уровень речевого развития ребенка – залог его успешного обучения. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Достижение высокого уровня владения речью имеет и широкое социальное значение: развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для формирования социально активной языковой личности.
Становлению речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В последние годы в методике обучения языку возрос интерес ученых-методистов и учителей- практиков к проблемам развития связной устной и письменной речи учащихся начальных классов. Этому посвящены труды М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Р.И. Никольской, Т.И. Тамбовкиной, М.П. Трубниковой и др. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста не в полной мере соответствует современным потребностям коммуникации. Анализ учебно-методической литературы показал, что по развитию связной речи младших школьников имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных методических, психологических и лингвистических исследованиях, а также в теоретическом и экспериментальном обосновании.
С точки зрения лингвистической связная речь – «отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части».
В методике наименование "связная речь" употребляется в трех значениях:
- связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего (в таком, например, словоупотреблении: в процессе связной речи ученики овладевают...);
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание (в таком, например, словоупотреблении: анализ связной речи (высказывания ученика);
- название раздела работы по развитию речи.
Так как наряду с термином "связная речь" употребляются как синонимичные наименования "высказывание", "текст", уточним их значение. Высказывание в лингвистике – это сообщение, акт коммуникации, единица сообщения, функциональная единица и т. д. При этом некоторые лингвисты относят к высказываниям только предложения, другие различают разные по длине (объему) высказывания, равные длине предложения, длине сверхфразового единства, длине абзаца и т.д.
Для методистов высказывание (как и связная речь) – это и речевая деятельность ученика, когда он выступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины, устно или письменно воспроизводит содержание прочитанного, пишет рассуждение, рассказ, статью в стенгазету и т.д., и результат этой деятельности: развернутый ответ, изложение (устное и письменное), рассуждение, рассказ и т.д., т.е. определенное речевое произведение, большее, чем предложение.
«Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание во втором его значении ("результат речевой деятельности"), чаще применительно к письменному высказыванию (текст статьи, текст изложения, анализ текста, но и: текст устного выступления).
«Текст, – пишет И. Р. Гальперин, – представляет собой снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведение, имеющее заголовок, завершенное по отношению к содержанию этого заголовка, состоящее из взаимообусловленных частей и обладающее целенаправленностью и прагматической установкой» [2].
Общие умения и навыки, необходимые для развития и понимания речи, правильного владения ею, могут быть сформированы только на уровне текста. В настоящее время проблемы текста, его восприятия, порождения и анализа наряду с речевым развитием современных школьников имеют особое значение при формировании коммуникативной компетенции учащихся. Е.В. Архипова отмечает: «Текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов» [1, с. 52]. Обращение к тексту как к дидактической единице вызвано необходимостью развития речи учащихся, связанной с обучением восприятию и созданию учащимися коммуникативно-ориентированных текстов для полноценного общения в социуме.
Практика показывает, что при анализе, переработке и создании текстов учащиеся начальных классов, как правило, опираются на собственный, зачастую интуитивный, речевой опыт, а не на знания о тексте. Это вызывает необходимость разработки специальной методической системы развития связной речи младших школьников при работе над текстом. Для того чтобы научить младших школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности. В связи с этим обращает на себя внимание вывод о необходимости использования при обучении языку образцовых текстов, анализ и усвоение которых будут содействовать совершенствованию языка учащихся.
Важным средством, способствующим формированию умений и навыков построения связной речи наряду с другими условиями и правильно подобранными учебными текстами, является используемая в учебном процессе типология упражнений, опирающаяся на современную концепцию обучения русскому языку, так как «успехи в речевом развитии учащихся во многом определяются комплексом используемых учителем упражнений, их уместностью и целесообразностью» [4, с. 52]. Это: аудирование, чтение, пересказ, устное или письменное изложение или сочинение.
Необходимо так же уделять время работе над развитием речи на каждом уроке и при выполнении различных видов заданий, т. е. осуществлять комплексный поход. Перечислим виды работы, методы, средства и технологии используемые и применяемые для его реализации:
- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы;
- сочинение-описание;
- комплексный анализ текста;
- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты);
- технология развивающего обучения посредством групповой и самостоятельной работы;
- интегрированный подход к обучению;
- игровая технология;
- использование мультимедийных технологий и Интернет-ресурсов.
Одной из главных причин низкого уровня связной речи является маленький словарный запас детей. Увеличивать его в первую очередь помогает словарная работа.
Способствуют развитию речевых навыков, учащихся диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты).
Работа по развитию речи предполагает постепенное, целенаправленное ознакомление учащихся с текстом как речевой единицей, осознание его признаков. На начальном этапе обучения объектом практических наблюдений учащихся становятся такие признаки текста, как тематическое единство предложений, основная мысль и средства ее выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений, наличие в тексте смысловых частей.
В системе обучения связной речи деятельность учащихся на уроке организуется с учетом таких ее структурных компонентов, как мотивационный, исполнительный и контрольный. Овладение каждым умением требует осознания учеником операционной стороны своей работы. Поэтому внимание учеников постоянно акцентируется на анализе осуществляемых действий. В ходе занятия учащимся необходимо предлагать рассказывать о том, как они выполнили или будут выполнять то или иное задание. Особое значение в связи с этим приобретает обучение школьников контролю в процессе работы над текстом и способами проверки и совершенствования составленного текста [5, с.4-6].
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для следующих этапов обучения [3, с.3-6].
Основной задачей обучения русскому языку в начальных классах является такое развитие связной устной русской речи школьников, которое могло бы обеспечить обучение всем школьным предметам.