Формирование навыков осознанного чтения в процессе работы над рассказом
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Формирование навыков осознанного чтения в процессе работы над рассказом

В статье раскрываются особенности осознанного чтения у младших школьников, рассматриваются три основных этапа процесса чтения такие как: восприятие данных слов; понимание содержания; оценка прочитанного. Описаны ступени формирования процесса чтения как навыка. Также раскрываются понятие осознанного чтения с точки зрения педагогики и психологии, основные компоненты и качественные характеристики чтения. Выделен ряд особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс понимания прочитанного, а также ряд особенностей во время чтения предложений.

Аннотация статьи
темп чтения
осознанное чтение
процесс чтения
младший школьный возраст
Ключевые слова

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно [1, c. 21].

По мнению психологов, потребность является основным мотивом чтения. Обучение чтению происходит в младшем школьном возрасте. У ребенка в первую очередь появляется потребность научиться читать, то есть овладеть самим процессом создания из отдельных букв слов, а из слов и предложений. Именно этот процесс и вызывает интерес на первых этапах. Овладев в полной мере процессом чтения, мотив обучающегося меняется, появляется интерес не только прочитать написанное, но и понять в чем его суть. Постепенно мотивы процесса чтения становятся сложнее, и у ребенка появляется цель узнать определенную информацию, которая кроется за написанным [4].

Формирование навыка чтения – это длительный и целенаправленный процесс в ходе обучения. Т. Г. Егоров [2] выделил 4 ступени формирования процесса чтения как навыка:

Первая ступень. Овладеть звуко-буквенными обозначениями. Этот период длится на протяжении всего добукварного и букварного периода. Абсолютно разной будет психологическая составляющая процесса чтения в эти периоды.

На этом этапе дети учатся анализировать речевой поток, предложения, делить слова на слоги и звуки. Выделенный из речи звук школьник должен соотнести с соответствующей буквой. После чего осуществляется соединение букв в слоги, слогов в слова. В свою очередь полученные слова соотносятся со словами устной речи.

Выделяют ряд особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс понимания прочитанного. Осознание прочитанного слова происходит только после того, как оно произнесено вслух. Тем не менее, даже произнесенное слово не всегда с первого раза может быть соотнесено с уже знакомым словом устной речи. Из-за этого часто бывает так, что ребенок, прежде чем осознать прочитанное, несколько раз произносит слово. Этот факт говорит о том, что понимание во времени отдалено от зрительного восприятия слова.

Есть ряд особенностей и во время чтения предложений. Понимание предложений, связь слов в них происходит очень сложно, так как каждое предложение прочитывается отдельно.

Догадка по смыслу практически не применяется во время чтения слов и предложений. На этой ступени догадка может быть использована только при чтении конца слова и определяется не прочитанным ранее, а предыдущей его частью [5, c. 13-14].

1. Ступень слогового чтения. На данном этапе без затруднений происходит синтез звуков в слоги. В процессе чтения слог быстро соотносятся с подходящим звуковым комплексом. Слог уже выступает как единица чтения.

Довольно медленно происходит темп чтения. На следующих ступенях (во втором классе) скорость чтения будет в 3,5 раза быстрее, нежели сейчас. Такое явление объясняется тем, что применяется еще аналитический способ чтения. Синтетическое чтение и целостное восприятие отсутствуют. Школьник читает слово по частям, то есть по слогам, которые впоследствии объединяются в слова, и только после этого происходит осмысление прочитанного.

Процесс зрительного восприятия прочитанного происходит быстрее, нежели процесс понимания текста.

На этом этапе еще трудно дается синтез слогов в слова, особенно длинных и трудных по своей структуре. По-прежнему возникает сложность в установлении грамматических связей между словами в предложении [5, с. 27].

2. Ступень становления целостных приемов восприятия. Эта ступень считается переходной от аналитических приемов чтения к синтетическим. Ребенок уже может целостно прочитать более простые и знакомые слова. Несмотря на это, малоизвестные и более трудные по своей звуко-слоговой структуре слова по-прежнему читаются по слогам [3, c. 137].

Важную роль на этом этапе играет смысловая догадка. Появляется так называемое угадывающее чтение. Ребенок опирается на смысл прочитанного раньше, но, еще не имея навыка проконтролировать свою догадку при помощи зрительного восприятия, заменяет окончания слов или даже целые слова. Это приводит к появлению множества ошибок и значительному расхождению напечатанного текста с тем, что в итоге прочитано. Вследствие чего, ребенок вынужден неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, с целью исправления допущенных ошибок и неточностей. Догадка может иметь место только в пределах предложения, но никак не общего содержания текста. На этой ступени легче происходит слияние слов в предложении. Постепенно темп чтения увеличивается [9, c. 20-22].

3. Ступень синтетического чтения. Эту ступень можно охарактеризовать целостными приемами чтения, такими как слова и группы слов.

Техническая сторона чтения уже не затрудняет чтеца. Главная задача – осмысливание читаемого. Процессы осмысления содержания превалируют над процессами восприятия. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый [2, c. 121].

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности. На последних ступенях формирования навыка чтения все еще имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким образом, понимание прочитанного лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими [6, c. 104].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы, что чтения рассматривается в единстве с письменной и устной речью, но тем не менее, является более сложным процессам по своим психофизиологическим механизмам. Сформированная устная речь, фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая стороны речи, хорошо развитое пространственное представление, зрительный анализ и синтез – это основные условий для успешного освоения навыка осознанного чтения. Взрослея, переходя из одного класса в другой, расширяя свой кругозор, развивая способность к анализу прочитанного у ребенка, повышается и уровень понимания, осознанности читаемых текстов.

Текст статьи
  1. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Педагогика, 1977. 215 с.
  2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т.Г. Егоров. М.: Учпедгиз, 1953. 144 с.
  3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. М.: Изд-во ин-та психологии АПН РСФСР, 1953. 264 с.
  4. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная, 1997. 168 с.
  5. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками / Н.Г Морозова. М.: Просвещение, 1965. С. 27.
  6. Редозубов С. П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: избранные труды / С.П. Редозубов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 427 с.
  7. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. / Т.П. Сальникова. М.: Просвещение, 1996. 154 с.
  8. Трошин А.Я. Психология детского чтения / А.Я. Трошин. СПб.: Синоидальная тип., 1903. 203 с.
  9. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению / В.И. Яковлева // Начальная школа, 1990. № 1.  С. 20-26.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня