Главная
Конференции
Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности
Приобщение дошкольников к природе средствами пейзажной живописи отечественных ху...

Приобщение дошкольников к природе средствами пейзажной живописи отечественных художников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
эстетическое воспитание
мир природы
пейзажная живопись
художественно-творческая деятельность детей

Аннотация статьи

В статье обосновывается важность приобщения дошкольников к природе в сочетании с пейзажной живописью. Освоение мира природы через призму эстетического мы видим в таких точках соприкосновения, как: прекрасное в природе и прекрасное, созданное руками человека. Это система педагогической работы через новые и разнообразные формы образовательной практики с детьми, ориентированные на развитие личности ребенка на основе широкого включения занимательных игр и творческих заданий.

Текст статьи

Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста – одна из серьезных проблем педагогики и современного общества. В дошкольном детстве ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы его формирование было разносторонним. Одним из средств эстетического воспитания является изобразительное искусство, которое играет огромную роль в формировании всех сторон личности дошкольника: развивает сенсорную культуру, насыщает художественными образами представления детей об окружающем мире, побуждает их познавать мир с точки зрения красоты, стимулирует развитие образной речи и психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение), обогащает художественную деятельность самих детей, побуждая их к творчеству. Общение с искусством, которое входит в жизнь каждого человека с малых лет, ничем заменить нельзя. Читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться – это проблема, которую надо реализовывать с ранних лет. Следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось второстепенное значение, эстетическое развитие дошкольников оставалось на втором плане.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для художественно-эстетического воспитания детей средствами живописи, т.к. в этом возрасте преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности и ее осмысление. Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к изобразительному искусству, тем более он устойчив и больше возможностей полноценно воспринимать окружающий мир, включающий и мир природы. Психолого- педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Г.Пантелеева и др.) [1, 2, 3, 5].

Русские художники – великие мастера, яркие личности, оставили богатейшее наследство, большинство из них жили в атмосфере любви к искусству и увлекались рисованием с ранних лет, их произведения близки и понятны детям, если постепенно приобщать и заниматься с детьми в этом направлении. Использование творчества художников в образовательной среде детского сада и в семье поможет развить в детях гуманные чувства, уважение к творцам, произведения которых проникнуты подлинной человечностью [4]. Художники, образно отражая окружающее, передают свои чувства и мысли с помощью выразительных средств - цвета, линии, композиции и т.д., которыми насыщено художественное произведение, способствующие обогащению чувственного познания и речевого развития детей выразительными средствами изобразительного искусства. Сенсорная культура служит предпосылкой для понимания прекрасного в природе и живописи, активные формы восприятия – рассматривание, описание, выделение эстетических качеств, внешних признаков через выразительность образов закладывает основы базисной культуры ребенка, его человечности к природе и живописи. Поэтому необходимо после наблюдений в природе учить детей внимательно рассматривать картины, откликаться на художественный образ и выразительные средства произведений, находить красоту цвета, колорита, определять настроение красок и тогда художественный образ станет понятным и близким. Каждый вид изобразительного искусства имеет свои выразительные средства, которые необходимо знать педагогам и родителям.

Переход дошкольного образования на первый уровень общего образования определяет приоритетным направлением педагогической работы с детьми эстетическое воспитание, осуществляющее важную роль в духовном формировании личности, осмыслении явлений жизни и природы, эмоциональной отзывчивости, доброты [7]. И предусматривает введение ребенка в мир эстетической культуры, художественной деятельности и общения; приобщение к созиданию и развитию творческих способностей, которые не реализуются в полной мере в практике воспитания. Возрастание ценностей эстетического воспитания дошкольников связано с изменением отношения к их воспитанию: формирование личностных качеств ребенка, раскрытие его творческих способностей. Это требует обновленного подхода к образовательной среде ДОО через создание новой практики обучения, обеспечивающей формирование базисных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста: самостоятельности, активности, инициативности, творчества; проявляющиеся в различных видах детской деятельности, основанные на культуре познания, деятельности и общения.

Теоретические аспекты эстетического и экологического воспитания дошкольников тесно взаимосвязаны: педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности ребенка, но невозможно созерцать явления природы без воспитания личностных качеств ребенка, его эмоционального отношения к ней. Образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие) в ДОО предполагает комплексный подход, в котором взаимосвязаны все стороны развития личности ребенка (нравственное, познавательное, социальное и др.); поэтому, делая акцент на интеграции эстетического и экологического становления личности ребенка, мы обогащаем не только процесс обучения, но и внутренний мир развивающейся личности ребенка. Освоение экологического через призму эстетического мы видим в таких точках соприкосновения, как: прекрасное в природе и прекрасное, созданное руками человека; задача взрослых: помочь воспитать чувство прекрасного в детях с ранних лет, т.е. поддержать их интерес к прекрасному в природном окружении, потом в изобразительном искусстве.

Реализация художественно-эстетического развития в дошкольных образовательных организациях тесно связана со всеми сторонами образовательного процесса, формы ее организации разнообразны, а результаты проявляются в различных видах самостоятельной художественно-творческой деятельности. Это система педагогической работы через новые и разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, ориентированные на развитие личности ребенка на основе широкого включения занимательных игр и творческих заданий; организации творческих мероприятий изобразительного содержания. Эффективность обучения дошкольников зависит от того насколько педагог сумеет правильно использовать детскую деятельность и придать ей эмоционально - познавательный и творческий характер. Педагог должен стать на позицию партнерства - рядом с детьми, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно - исследовательской деятельности и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Это развивающая совместная практическая деятельность с детьми, совместное общение и образная форма познания окружающего природного мира и пространства человеческой культуры, предоставив живописные полотна и конкретные темы – образы, прогнозировав дальнейшее развитие сюжета произведений, создавая собственные варианты путем системы творческих заданий и организовывая уроки творчества для малышей.

Для восприятия и понимания произведений живописи необходимо развивать эмоциональный мир дошкольника, эстетические чувства, накапливать художественный опыт, что предполагает:

  • организация постоянных наблюдений, выделяя эстетические качества – что делает природное явление красивым;
  • усвоение сенсорных и эмоциональных эталонов, умение ими пользоваться в новых ситуациях;
  • знакомство с выразительными возможностями изобразительных материалов в разных видах детской деятельности;
  • художественно-творческая деятельность детей, используя разнообразный изобразительный материал: экспериментирование с цветом, линиями, композицией и т.д.

В психолого-педагогической литературе есть много игр, которые используют выразительные средства и формы изобразительного искусства в детской деятельности. Знакомство со способами изображения развивает творчество детей, учит находить новые способы изображения, а используя игровые приемы и развивающие упражнения, помогает осваивать эти выразительные средства; пример: живопись основана на цвете, что позволяет обыграть разные эмоционально-образные ситуации «Радостные и грустные краски», «Подбери для художника три цвета теплого и три цвета холодного колорита», «Преврати цвета в мягкие и нежные, в тяжелые и таинственные», «Придумай фантастический цвет» и др. Выразительность графики – линии, штрихи, пятна, игры с точками и линиями; обучая детей в игровой форме рисованию разных линий и штрихов можно оформить галерею творчества «Веселые линии», пригласить на экскурсию детей других групп, устроить показ детских работ с выступлениями самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д. Скульптура связана с ситуациями на моделирование объемов, предложить детям задание на создание сказочных образов из любого материала – пластилина, глины, теста, бумажной массы.

Считаем, что обновление содержания дошкольного образования с помощью изобразительного искусства и использование ближайшей природной среды, разнообразных и интегрированных форм самостоятельной деятельности детей поможет реализовать ФГОС, придать обучению новое качество воспитания [6].

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эскмо, 2003.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2010.
  4. Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детского сада и родителей // Психологическая наука и образование 2013. № 4. С. 182-189.
  5. Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к миру изобразительного искусства. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
  6. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» с изм. на 31.07. 2020.

Поделиться

2772

Пантелеева Н. Г. Приобщение дошкольников к природе средствами пейзажной живописи отечественных художников // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 139-142. URL: https://apni.ru/article/2318-priobshchenie-doshkolnikov-k-prirode-sredstva

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября