Изменение бизнес-модели в условиях пандемии COVID-19
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Изменение бизнес-модели в условиях пандемии COVID-19

Пандемия COVID-19 заставляет людей пересмотреть свои взгляды на мир. Пандемия непосредственно подействовала на все жизни человека. Влияние также постепенно расширилось и поглотило бизнес и экономику в целом. В статье проанализировано воздействие пандемии COVID-19 на построение новых бизнес-моделей, сделаны выводы. Новые модели поведения потребителей могут сохраняться и после пандемии COVID-19. Эффект от пандемии изменит цепочки создания стоимости, перераспределив большие потоки инвестиций в другие секторы. Компании, которые лучше всего предвидят последствия, извлекут выгоду. Лидеры могут подготовиться к этому фундаментальному сдвигу, планируя свою деятельность уже сейчас.

Аннотация статьи
пандемия
факторы развития
бизнес-модели
фундаментальный сдвиг
поведение потребителей
Ключевые слова

В бесчисленных статьях исследуются огромные воздействия пандемии COVID-19 на промышленность и экономику. За каждым из этих факторов, которые часто упускают из виду и недооценивают, скрывается переплетенная сеть эффектов второго и третьего порядка.

По оценкам экспертов, наиболее важные последствия окажут изменение взаимосвязанных цепочек создания стоимости и фундаментальная реструктуризация мировой экономики, обусловленная долгосрочными изменениями в поведении потребителей.

Чтобы воплотить эту взаимосвязь в жизнь, в статье проанализированы три тенденции, характеризующиеся значительными изменениями в стоимости: люди избегают общественных мест, меньше летают и тратят иначе.

Обнаружили, что огромные потоки инвестиций могут либо переместиться в другие секторы, либо быть полностью потеряны, что приведет к потерям для многих, но создает возможности для тех, кто лучше всего предвидит последствия.

В результате изменений в поведении могут пострадать корпоративная ликвидность и потоки доходов в целом ряде отраслей. Это также создаст возможности для других.

Рассмотрим эти тенденции подробней.

1. Десятилетие в изоляции уже наступило

После нескольких месяцев адаптации к пандемии некоторые новые потребительские привычки могут закрепиться навсегда. Поскольку люди по-прежнему избегают ресторанов, тренажерных залов и других общественных мест, большая часть экономики может быть перенесена из таких секторов, как рестораны, розничная торговля и коммерческая недвижимость.

Например, спрос на офисные помещения уже резко упал. Это приводит к эффектам второго порядка для магазинов и закусочных, которые полагаются на офисных работников, а также для компаний, управляющих корпоративной недвижимостью. В секторах розничной торговли и досуга происходит перераспределение стоимости, поскольку потребители все чаще переключаются на электронную коммерцию и цифровые развлечения [1].

Потребители по-прежнему будут тратить деньги на еду, отдых и развлечения. То, где и как они их тратят, покажет, какие компании лучше всего подготовлены к тому, чтобы в будущем получить долю кошелька потребителей.

2. Путешествие становится обоснованным.

С начала пандемии подавленный спрос на авиаперелеты вызвал волну потрясений в экосистемах авиакомпаний. Мы сможем увидеть рост объемов поездок, когда утвержденная вакцина станет широко доступной и ограничения на поездки будут сняты. Однако сейчас также вероятно, что мы увидим умеренное снижение долгосрочного спроса, например, на деловые поездки, из-за перехода к онлайн-встречам.

Даже умеренное падение спроса на авиакомпании может вызвать эффекты второго порядка во всей экосистеме авиакомпаний, влияя на прогнозы доходов компаний, банкротства и консолидацию отрасли.

Если продолжающийся спад в сфере авиаперевозок сохранится, то отрасль будет стагнировать.

3. Поддержка разумного потребления.

Поскольку экономический спад продолжается, несколько международных статистических агентств предупреждают о «травмах потребителей», когда изменения в поведении потребителей становятся постоянными. Потребители экономят больше денег, чем обычно, и ищут выгодные покупки. Исследования потребителей во время пандемии COVID-19 показало, что 29% респондентов ожидают, что будут больше тратить на бюджетные бренды, а 42% респондентов ожидают, что будут меньше тратить на бренды премиум-класса [2, 3].

Снижение потребительских расходов может принести пользу отраслям, ориентированным на потребителей с небольшим бюджетом. Для многих компаний, ориентированных на потребителя, эти тенденции создают новые риски, поскольку они сокращают доступные размеры рынка. Компании с бюджетными или ценными брендами, скорее всего, выиграют.

До пандемии мы видели растущий спрос на экологически безопасные и этичные решения. По мере того, как экономика переживает кризис, мы ожидаем, что ответственное потребление сохранится как долгосрочная тенденция. Компании, для которых устойчивость и цель являются центральными, в процессе своих переходов будут хорошо позиционировать себя для увеличения доли рынка и долгосрочного роста.

Текущая пандемия потенциально может перераспределить стоимость в триллионы долларов между отраслями и их экосистемами, если даже небольшие изменения в поведении потребителей станут постоянными [4].

Чтобы подготовиться к такому сдвигу стоимости, компаниям следует оценить, где в экономике появятся новые области стоимости. Следующие вопросы можно использовать, чтобы помочь определить и зафиксировать новую бизнес-модель:

1. Действительно ли мы одержимы потребителями?

Хотя сегодня компании могут собирать огромные объемы данных, важно преобразовать эти данные в решения. Для этого требуются сильные аналитические возможности - от сбора данных до агрегирования и генерации аналитических данных - позволяющие компаниям проводить «динамическое определение спроса» и переключаться между стратегиями в режиме реального времени.

2. Переосмысливаем ли мы нашу структуру ценностей?

Пандемия может привести к фрагментации пулов спроса и прибыли, что приведет к значительной реструктуризации многих отраслей. Следуя данным, компании могут предвидеть и опережать надвигающиеся изменения в структуре их отраслевых ценностей.

3. Актуальна ли наша бизнес-модель?

Компаниям необходимо следить за тем, чтобы их бизнес-модели оставались актуальными и рентабельными. Все большее значение приобретают модели электронной коммерции и прямой связи с потребителями. Эти изменения бизнес-модели создадут новые проблемы, такие как обеспечение доставки «последней мили» по рентабельной цене с учетом экологических последствий.

4. Является ли наша операционная модель модульной и гибкой?

Компаниям нужны гибкие операционные модели, чтобы быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым способам работы. Это означает наличие гибкости, позволяющей превращать созданную на основе данных информацию в организационные изменения, и встроенную модульность в сочетании с адаптивностью для увеличения и уменьшения масштабов по мере изменения потребительского спроса.

5. Обладаем ли мы нужными возможностями?

По мере перераспределения стоимости одни возможности, например цифровые, станут более важными, а другие - менее важными [5]. Для достижения долгосрочного стратегического успеха компании должны иметь возможность определять и получать доступ к необходимым возможностям. В конечном итоге, использование более широкой экосистемы расширяет возможности компании адаптироваться к изменениям в поведении потребителей.

Таким образом, пандемия COVID-19 стала самым значительным шоком, который мы видели за последние десятилетия. Чтобы найти выход из этого кризиса, необходимо, чтобы руководители предприятий переоценили свое мнение о применяемых ими бизнес-моделях. Для этого им потребуется аналитический подход, основанный на данных, чтобы улучшить видимость их взаимосвязанных цепочек. Это позволит предприятиям по-настоящему понять «большой сдвиг в ценностях» и действовать безотлагательно.

Текст статьи
  1. Лапшина А.М., Анохина М.Е. Стратегии трансформации бизнеса в условиях пандемии COVID-19 // Стратегии бизнеса. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-transformatsii-biznesa-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 29.04.2021).
  2. McAleer M. Prevention Is Better Than the Cure: Risk Management of Covid-19 // Journal of Risk and Financial Management. 2020. Vol. 13 (3). P. 46.
  3. Paules C.I., Marston H.D., Fauci A.S. Coronavirus infections - more than just the common cold // Jama. 2020. Vol. 323 (8). P. 707-708.
  4. Как цифровая трансформация помогает бизнесу пережить карантин из-за COVID-19. Реальный пример // TAdviser. M. 2005-2020: [Электронный ресурс] - URL: http://www.tadviser.ru/a/518901 (дата обращения: 23.05.2020)
  5. Schwarz J.S., Legner C. Business model tools at the boundary: exploring communities of practice and knowledge boundaries in business model innovation // Electronic Markets. 2020. Special Is.: «Business model innovation: Tools and Innovation patterns». P. 1-25.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля