В бесчисленных статьях исследуются огромные воздействия пандемии COVID-19 на промышленность и экономику. За каждым из этих факторов, которые часто упускают из виду и недооценивают, скрывается переплетенная сеть эффектов второго и третьего порядка.
По оценкам экспертов, наиболее важные последствия окажут изменение взаимосвязанных цепочек создания стоимости и фундаментальная реструктуризация мировой экономики, обусловленная долгосрочными изменениями в поведении потребителей.
Чтобы воплотить эту взаимосвязь в жизнь, в статье проанализированы три тенденции, характеризующиеся значительными изменениями в стоимости: люди избегают общественных мест, меньше летают и тратят иначе.
Обнаружили, что огромные потоки инвестиций могут либо переместиться в другие секторы, либо быть полностью потеряны, что приведет к потерям для многих, но создает возможности для тех, кто лучше всего предвидит последствия.
В результате изменений в поведении могут пострадать корпоративная ликвидность и потоки доходов в целом ряде отраслей. Это также создаст возможности для других.
Рассмотрим эти тенденции подробней.
1. Десятилетие в изоляции уже наступило
После нескольких месяцев адаптации к пандемии некоторые новые потребительские привычки могут закрепиться навсегда. Поскольку люди по-прежнему избегают ресторанов, тренажерных залов и других общественных мест, большая часть экономики может быть перенесена из таких секторов, как рестораны, розничная торговля и коммерческая недвижимость.
Например, спрос на офисные помещения уже резко упал. Это приводит к эффектам второго порядка для магазинов и закусочных, которые полагаются на офисных работников, а также для компаний, управляющих корпоративной недвижимостью. В секторах розничной торговли и досуга происходит перераспределение стоимости, поскольку потребители все чаще переключаются на электронную коммерцию и цифровые развлечения [1].
Потребители по-прежнему будут тратить деньги на еду, отдых и развлечения. То, где и как они их тратят, покажет, какие компании лучше всего подготовлены к тому, чтобы в будущем получить долю кошелька потребителей.
2. Путешествие становится обоснованным.
С начала пандемии подавленный спрос на авиаперелеты вызвал волну потрясений в экосистемах авиакомпаний. Мы сможем увидеть рост объемов поездок, когда утвержденная вакцина станет широко доступной и ограничения на поездки будут сняты. Однако сейчас также вероятно, что мы увидим умеренное снижение долгосрочного спроса, например, на деловые поездки, из-за перехода к онлайн-встречам.
Даже умеренное падение спроса на авиакомпании может вызвать эффекты второго порядка во всей экосистеме авиакомпаний, влияя на прогнозы доходов компаний, банкротства и консолидацию отрасли.
Если продолжающийся спад в сфере авиаперевозок сохранится, то отрасль будет стагнировать.
3. Поддержка разумного потребления.
Поскольку экономический спад продолжается, несколько международных статистических агентств предупреждают о «травмах потребителей», когда изменения в поведении потребителей становятся постоянными. Потребители экономят больше денег, чем обычно, и ищут выгодные покупки. Исследования потребителей во время пандемии COVID-19 показало, что 29% респондентов ожидают, что будут больше тратить на бюджетные бренды, а 42% респондентов ожидают, что будут меньше тратить на бренды премиум-класса [2, 3].
Снижение потребительских расходов может принести пользу отраслям, ориентированным на потребителей с небольшим бюджетом. Для многих компаний, ориентированных на потребителя, эти тенденции создают новые риски, поскольку они сокращают доступные размеры рынка. Компании с бюджетными или ценными брендами, скорее всего, выиграют.
До пандемии мы видели растущий спрос на экологически безопасные и этичные решения. По мере того, как экономика переживает кризис, мы ожидаем, что ответственное потребление сохранится как долгосрочная тенденция. Компании, для которых устойчивость и цель являются центральными, в процессе своих переходов будут хорошо позиционировать себя для увеличения доли рынка и долгосрочного роста.
Текущая пандемия потенциально может перераспределить стоимость в триллионы долларов между отраслями и их экосистемами, если даже небольшие изменения в поведении потребителей станут постоянными [4].
Чтобы подготовиться к такому сдвигу стоимости, компаниям следует оценить, где в экономике появятся новые области стоимости. Следующие вопросы можно использовать, чтобы помочь определить и зафиксировать новую бизнес-модель:
1. Действительно ли мы одержимы потребителями?
Хотя сегодня компании могут собирать огромные объемы данных, важно преобразовать эти данные в решения. Для этого требуются сильные аналитические возможности - от сбора данных до агрегирования и генерации аналитических данных - позволяющие компаниям проводить «динамическое определение спроса» и переключаться между стратегиями в режиме реального времени.
2. Переосмысливаем ли мы нашу структуру ценностей?
Пандемия может привести к фрагментации пулов спроса и прибыли, что приведет к значительной реструктуризации многих отраслей. Следуя данным, компании могут предвидеть и опережать надвигающиеся изменения в структуре их отраслевых ценностей.
3. Актуальна ли наша бизнес-модель?
Компаниям необходимо следить за тем, чтобы их бизнес-модели оставались актуальными и рентабельными. Все большее значение приобретают модели электронной коммерции и прямой связи с потребителями. Эти изменения бизнес-модели создадут новые проблемы, такие как обеспечение доставки «последней мили» по рентабельной цене с учетом экологических последствий.
4. Является ли наша операционная модель модульной и гибкой?
Компаниям нужны гибкие операционные модели, чтобы быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым способам работы. Это означает наличие гибкости, позволяющей превращать созданную на основе данных информацию в организационные изменения, и встроенную модульность в сочетании с адаптивностью для увеличения и уменьшения масштабов по мере изменения потребительского спроса.
5. Обладаем ли мы нужными возможностями?
По мере перераспределения стоимости одни возможности, например цифровые, станут более важными, а другие - менее важными [5]. Для достижения долгосрочного стратегического успеха компании должны иметь возможность определять и получать доступ к необходимым возможностям. В конечном итоге, использование более широкой экосистемы расширяет возможности компании адаптироваться к изменениям в поведении потребителей.
Таким образом, пандемия COVID-19 стала самым значительным шоком, который мы видели за последние десятилетия. Чтобы найти выход из этого кризиса, необходимо, чтобы руководители предприятий переоценили свое мнение о применяемых ими бизнес-моделях. Для этого им потребуется аналитический подход, основанный на данных, чтобы улучшить видимость их взаимосвязанных цепочек. Это позволит предприятиям по-настоящему понять «большой сдвиг в ценностях» и действовать безотлагательно.