Организованная образовательная деятельность по английскому языку в ДОУ имеет свою структура проведения. Обычно в первой части занятия проводится фонетическая зарядка, а затем несколько игр, не связанных между собой по сюжету, в которых отрабатываются те или иные речевые образцы. Переход от одной игры к другой возможен только при подробном объяснении правил игры на родном языке детей.
Обычно в результате такого обучения дети хорошо запоминают отдельные слова иностранного языка в ходе организуемых педагогом игр и могут воспроизвести небольшое число грамматических конструкций в стандартных ситуациях, но не используют иностранный язык во время общения на занятии с педагогом или другими детьми.
Главной задачей на таком занятии остается разучивание с детьми ограниченного набора стандартных фраз. Безусловно, можно добиться усвоения дошкольниками заранее определенного набора языковых единиц и правил оперирования ими в жестко заданных ситуациях, лишенных элемента непредсказуемости, креативности, характеризующих процесс естественного речевого общения. Но усвоение языковых элементов остается в этом случае механическим, случайным, не имеющим действенной опоры; ни общение, ни речевая деятельность при этом не формируются. Такая структура занятия позволяет решать лишь ограниченный круг задач в области развития языковой и коммуникативной компетентности ребенка-дошкольника.
Организация обучения иностранному языку, направленного на развитие коммуникативной компетентности детей, предполагает, что педагог должен использовать иностранный язык в естественно возникающих на занятии ситуациях взаимодействия, реализуя при этом поставленные образовательные цели, соблюдать многократность и новизну приемов работы с материалом [1].
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентируют воспитателей на построение образовательной деятельности, в которой сам дошкольник становится активным в выборе содержания своего образования, на признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также на поддержку инициативы детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [4].
При этом учитывается, что по условиям естественного функционирования язык должен быть вплетен в качестве компонента в какую-либо деятельность. Искусственное абстрагирование языка от детской деятельности отрицательно сказывается на овладении иностранным языком как средством общения.
При таком подходе изменяется структура ООД: оно больше не включает в себя набор изолированных, не связанных между собой игр, a становится моделью реального речевого взаимодействия педагога с детьми и детей между собой на изучаемом языке, в том числе и в процессе продуктивной (изобразительной) детской деятельности.
Включение в занятие элементов изобразительной деятельности позволяет каждый раз создавать новые ситуации, понимание речи педагога в которых достигается за счет уже имеющего y детей опыта действия в аналогичных, но не тождественных ситуациях. В этих ситуациях дети многократно сталкиваются с изучаемой лексикой и грамматикой как на первом этапе (понимание указаний и выполнение их), так и на последующих (создание собственных высказываний по заданной модели) [1].
Например, отработка лексики по теме «Части лица и тела» и грамматической конструкции «У меня есть...» проходит как подготовка к празднованию Дня смеха. Готовясь к этому событию, дети рисуют и вырезают рыбок, a первого апреля должны разыграть своих сверстников или даже взрослых, незаметно прикрепив бумажную рыбку им на спину.
Созданию собственных рыбок, которые понадобятся детям во время праздника, и описанию их предшествует большая работа, направленная на овладение детьми новой лексикой и грамматикой, которая также проходит с включением элементов изобразительной деятельности.
Вначале новая лексика по теме вводится в составе уже известных детям конструкций, типа «нарисуйте, раскрасьте, покажите, возьмите, дайте».
Например, педагог предлагает нарисовать рыбок с помощью обычного клея и песка. Взрослый называет, что именно нужно нарисовать («нарисуйте голову», «нарисуйте туловище», «нарисуйте глаз» и др.), а дети рисуют на листе бумаги с помощью клеящего карандаша, точно выполняя указания взрослого. Затем изображение «проявляется»: засыпается песком, который приклеивается к рисунку, и взрослый просит детей показать, что у них получилось («покажите туловище», «покажите голову», «покажите глаз» и др.) Эту рыбку дети раскрашивают акварельными красками, вновь следуя аналогичным указаниям взрослого («раскрасьте туловище», «раскрасьте голову» и др.). Рисунки детей используются затем для украшения группы к празднику. Выполняя задания, дети постепенно овладевают новой лексикой, учатся различать новые слова в речи педагога, овладевают их звуковым обликом, но еще ничего не произносят сами. Только на следующем этапе дети учатся включать новые слова в известные им конструкции, вначале образец одинаков для всех и не требует изменения. Например, педагог предлагает детям поиграть в игру «Испорченный телефон», но так, чтобы телефон ни разу не испортился. Педагог тихо отдает команду (что именно надо нарисовать) на ухо одному ребенку, а тот также тихо должен передать ее следующему, и так далее. Когда рыбка нарисована, ее раскрашивают, вновь следуя указаниям взрослого, переданным по цепочке. Дети не могут видеть то, что рисуют их соседи, поэтому педагог может одновременно проверить правильность понимания новых слов каждым ребенком.
Для выполнения следующего задания дети делятся на пары. Один ребенок из пары сидит за столом лицом к педагогу, a другой – спиной к нему.
Педагог показывает, что именно нужно нарисовать, но не произносит команду сам, a те дети, что сидят к нему лицом, должны ее «озвучить», передать другому ребенку в паре, который сидит к педагогу спиной («нарисуй голову», «нарисуй туловище», «нарисуй глаз» и др.). В этом случае образец вновь одинаков для всех, но он уже не задается педагогом, а создается детьми самостоятельно. Эти рисунки выполняются фломастерами на специальных пластиковых планшетах, которые позволяют многократно создавать изображения и быстро стирать их с помощью небольших губок.
На следующем этапе дети учатся включать новые слова в известные конструкции, однако им уже необходимо создавать собственный вариант высказывания по модели, предложенной взрослым.
Дети делают разноцветных рыбок из отдельных элементов, у каждого ребенка есть набор необходимых деталей (голова, туловище, хвост и плавники), но они не всегда нужного цвета. Например, ребенок должен сделать красную рыбку, но y него есть только желтые, зеленые и синие детали, поэтому голову, туловище, хвост и плавники красного цвета ему нужно попросить у других детей («дай мне, пожалуйста, красное туловище», «дай мне, пожалуйста, красную голову» и др.). Образец высказывания задает педагог, который первым составляет свою рыбку и просит у детей необходимые ему детали, одновременно напоминая последовательность обязательных реплик в диалогах такого типа («Дай мне, пожалуйста, синее туловище». – «Возьми». – «Спасибо») [2].
После проведения такой предварительной работы, направленной на отработку новой лексики, педагог может давать детям задания, предусматривающие соединение в одном высказывании новой лексики с новой грамматической конструкцией.
Например, после выполнения предыдущего задания педагог задает образец описания получившейся у него рыбки, используя новую грамматическую конструкцию «У меня есть красная рыбка. I have the red fish. У меня есть красная голова. I have the red head».
По заданной модели дети создают собственные высказывания, варьируя их в зависимости от того, что именно хотели бы описать.
Из приведенных описаний видно, что при выборе заданий, которые могут быть включены в структуру занятия, учитывается, насколько быстро и эффективно с точки зрения обучения иностранному языку эти задания могут быть выполнены детьми. Поэтому в методику обучения иностранному языку дошкольников включаются такие изобразительные техники, как штампование, монотипия, рисование тычком, пальцем на песке, раскрашивание роликом, разбрызгивание краски, нанесение краски на изображение с помощью расчески, зубной щетки и другие [3].
Опыт работы показывает, что включение элементов изобразительной деятельности в структуру занятия по обучению детей иностранному языку позволяет педагогу следовать основным принципам организации учебного речевого взаимодействия с детьми на изучаемом языке, учитывать последовательность овладения детьми новым языковым материалом и тем самым решать задачи развития языковой и коммуникативной компетентности дошкольников.