научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Развитие аналитических умений младших школьников на уроках русского языка

В статье поднимается проблема формирования аналитических умений школьников на уроках русского языка в начальной школе, что является одним из метапредметных результатов обучения младших школьников. Рассматриваются возможности формирования данных умений на материале учебно-научных текстов, представленных в учебниках русского языка учебно-методических комплексов и системы Л.В. Занкова, делается вывод о недостаточном использовании потенциала лингвистического материала, заложенного в современных учебниках русского языка.

Аннотация статьи
универсальные учебные действия
работа с информацией
информационная компетентность
информационные действия с учебным текстом
научно-учебный стиль
типы учебно-научных текстов
методические приемы
Ключевые слова

В период глобализации мира и мощных информационных потоков особенно важно сформировать самостоятельную компетентную и эффективную личность, владеющую навыками работы с информацией. Не менее важным в этом ключе является необходимость поиска информации, а также навыки её извлечения, понимания, анализа, общего вывода и систематизации. Умение работать с информацией становится основой, базисом, необходимым для получения знаний, расширения кругозора, приобретения успешности в любой сфере.

Маленькие школьники восприимчивы к формированию аналитической компетенции, поскольку именно тогда закладывается начальная основа

«умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией. В связи с этим, вполне закономерно, что одной из важных категорий современной системы образования выступают именно «аналитические умения», овладение которыми предполагает не только успешную работу с информацией и источниками, но и впоследствии успешную коммуникацию, и внедрение в общество.

Следует, аналитические умения можно определить как «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием и информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне». Именно аналитические умения считаются неотъемлемой частью информационной компетенции: умения самостоятельно искать, анализировать и находить необходимо важную информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становится метапредметным результатом начального образования, требования к которым имеются в базовых нормативных документах.

Т.Е. Соколова выделяет следующие блоки аналитических умений: осуществлять поиск информации; анализировать информацию; критически оценивать информацию; творчески перерабатывать информацию; осуществлять рефлексию.

Е.Ю. Храмкова выделяет следующие умения при работе с учебно-научным текстом: связанные со способами действий при восприятии и понимании текста; умения извлекать и осмысливать информацию в тексте; связанные со способами действий при дифференциации текста; связанные со способами действий при порождении учебно-научного текста.

Таким образом, аналитическими умениями, связанными с работой с текстом, условимся считать умения воспринимать и понимать текст, извлекать и преобразовывать информацию, осуществлять рефлексию.

В учебниках русского языка для начальной школы мы встречаемся с учебно-научными текстами следующих типов: текст-рассуждение (инструкция, алгоритм, памятка), текст-правило, текст-определение, текст-объяснение. Однако чаще всего различий между учебными текстами разных типов не проводится, все они определяются одним словом «правило», хотя такое разграничение, на мой взгляд, необходимо. Это позволит педагогу-практику уже на начальном этапе работы с учебно-научным текстом использовать различные методические приемы в зависимости от типа текста, обеспечит более прочное усвоение знаний учащимися. Работа с правилом зачастую ограничивается заданием просто его выучить, механически запомнить. Эффект таких знаний невелик, так как в основном все правила ученик знает наизусть, но применять их не умеет. Знакомство с правилом должно происходить осознанно, системно, с использованием определенного алгоритма, только тогда информация аналитически обработанная, будет усвоена.

Чтобы оценить уровень сформированности информационной компетентности младшего школьника, необходимо видеть, как он действует в процессе решения задач восприятия, извлечения, анализа, синтеза, преобразования и представления информации.

Одной из причин можно считать наличие в тексте лингвистических терминов и отсутствие у учащихся опыта работы с учебно-научным текстом лингвистического содержания. В результате проведенного нами исследования специфики формирования аналитических умений младших школьников мы пришли к следующим выводам:

Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся необходимым базисом для успешного обучения не только в начальной школе, но и дальнейшей жизни. Проблема формирования аналитических умений актуальна на современном этапе языкового образования, нацеленного на овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.

Для формирования у младших школьников аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.

Формирование аналитических умений младших школьников будет результативным, если у учащихся начальной школы есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией, соблюдаются основные этапы работы с учебно-научным текстом.

Педагогическими условиями формирования аналитических умений младших школьников является образовательный процесс, организованный на высоком уровне сложности, с применением эффективных методик работы с учебно-научным текстом по поиску, извлечению, обработке, оценке и преобразованию информации на всех этапах текстовой деятельности; формирование мотивации обращения к учебно-научному тексту как источнику информации для решения учебных задач; выявление сущности и компонентного состава аналитических умений учащихся начальной школы; определение критериев и показателей уровня сформированности аналитических умений младших школьников. Работа с лингвистическим учебно-научным текстом должна осуществляться поэтапно.

На первом этапе необходимо формировать у младших школьников когнитивную основу – познакомить учащихся с особенностями лингвистических текстов, представленных в учебниках русского языка, их структурой, особенностями оформления, содержанием.

На втором этапе осуществлять знакомство с разновидностями учебно-научных текстов, их назначением, в зависимости от типа текста применять эффективные приемы извлечения информации.

На третьем этапе проводить аналитическую работу с учебно-научными текстами, представленными в учебнике, связанную с извлечением информации, ее осмыслением, преобразованием и представлением.

Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.

Текст статьи
  1. Куриленко В.Б. Учебно-научные тексты: особенности структуры и языкового оформления // Вестник РУДН. Серия: Медицина. – 2006. – № 2. – С. 223-227.
  2. Митрахович О.А. Формирование информационно-аналитических умений школьников // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 10. – С. 48-50.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября