Главная
АИ #18 (45)
Статьи журнала АИ #18 (45)
Формирование у младших школьников умений создавать текст на уроках русского язык...

Формирование у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка

Автор(-ы):

Менсуитова Медине Куртсеитовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

создавать текст
текстовые умения
связная речь

Аннотация статьи

В статье поднимается проблема формирования у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка в начальной школе, что представляет коммуникативное направление в обучении русскому языку, предполагающее овладение языком как средством общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника, формирование его личностных качеств.

Текст статьи

Сегодня УМК по русскому языку ориентированы на речевое развитие младших школьников, что продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни и ростом коммуникативной активности членов нашего общества. Однако, несмотря на большое количество публикаций и методических разработок по проблеме развития речи, обучающиеся начальной школы испытывают определённые трудности в работе над текстом и допускают недочёты в процессе самостоятельного составления текста. Потребность современного общества в повышении речевой культуры выпускников школы, а также необходимость поиска эффективных методов обучения восприятию и созданию текста определяет актуальность темы исследования.

Развитая речь – это важный показатель уровня культуры, мышления, интеллекта человека. Сегодня ученые обращают особое внимание на формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно-оправданно пользоваться родным языком при восприятии речи (слушании, чтении) и создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах, формах и жанрах, т.е. на обеспечении сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуаций общения (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская).

Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте. По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребёнка формируется в основном стихийно. Высказывания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста непосредственны, преобладает диалогическая речь, которую называют реактивной.

Речь младшего школьника при поступлении в школу во многом сохраняет особенности дошкольного периода речевого развития, где существует большое расхождение между количеством слов, которые он понимает (пассивный словарь) и которыми пользуется (активный словарь), кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. Словарный запас первоклассника составляет от 3000 до 7000, слова разнообразны по семантике, что позволяет ему свободно общаться на тему из обыденной жизни, входящую в сферу его интересов. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речи и понятна только при учете той ситуации, о которой говорится, в школе общение происходит на уровне контекстной речи.

Как отмечают исследователи, серьезным препятствием в развитии речи младших школьников является несовершенство грамматической структуры речи младших школьников. В их речи преобладают предложения однообразной структуры. Все признаки предмета дети в младшем школьном возрасте передают в основном с помощью сказуемого, им трудно объединить в одном суждении о предмете два признака. Они недостаточно владеют речевыми средствами выражения определительных, причинно-следственных отношений. Это свидетельствует о несовершенстве грамматической структуры детской речи.

В процессе обучения у школьника совершенствуются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. Ведущей в их деятельности становится монологическая речь, более сложная по сравнению с диалогической.

Необходимость обучать детей умению связно выражать свои мысли способствовала появлению термина «связная речь», который закрепился в методике преподавания языка в начальных классах. Под этим термином понимается монологическая речь, последовательное устное или письменное изложение мыслей, знаний. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей [1].

Результатом, продуктом связной речи является текст – продукт речевой и мыслительной деятельности человека, выраженный словами. Связная речь выполняет ряд важных функций, основной является коммуникативная, которая реализуется в диалоге и монологе – двух основных формах.

В связной речи отражается логика мышления, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний). Методическими условиями речевого развития младших школьников являются потребность высказывания, наличие содержания (о чем нужно сказать) и использование средств языка (создание хорошей речевой среды и образцов языка). Как отмечает Т.А. Ладыженская, в результате слушания речи и использовании ее в собственной практике у школьника формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения [3]. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии детей. Младший школьник вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста уже должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [1]. «В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью» [2]. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению М.Р. Львова, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие [4].

В младшем школьном возрасте речь проявляется как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь, обращенная к самому себе, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний. В процессе развития речи происходит усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Следовательно, постепенно в процессе школьного обучения расширяются все функции речи, которые возникают и развиваются как средство усвоения и передачи знаний. Речь проявляет себя как средство формирования личности, самоутверждения ее в коллективе. На уроках и во время общественной деятельности учащиеся воспринимают образцы устной и письменной монологической речи – научной, публицистической, деловой. Овладевают чтением, письмом, изучают систему родного языка. Постепенно увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка, что является важным условием формирования более сложных форм речи. У учащихся формируется развёрнутая монологическая речь как средство коммуникации и самовыражения.

Таким образом, мы выяснили, что дети, поступая в начальную школу, впервые осознают язык как предмет изучения, начинают учиться читать и писать, знакомятся с новыми сферами использования языка, получают представление о литературном языке и его нормах, начинают овладевать научной и деловой речью. Связная речь младшего школьника несовершенна, дети испытывают затруднения в отборе содержания высказывания и в построении текста, но есть предпосылки для работы по ее развитию и совершенствованию, для формирования у детей коммуникативно-речевых умений.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
  2. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2020. №21.1. С. 173-176.
  3. Коробова О.В. Обучение изучающему чтению // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: июль, 2018. С. 2-3.
  4. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 248 с.

Поделиться

2150

Менсуитова М. К. Формирование у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка // Актуальные исследования. 2021. №18 (45). С. 106-108. URL: https://apni.ru/article/2323-formirovanie-u-mladshikh-shkolnikov-umenij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля