Формирование у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Формирование у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка

В статье поднимается проблема формирования у младших школьников умений создавать текст на уроках русского языка в начальной школе, что представляет коммуникативное направление в обучении русскому языку, предполагающее овладение языком как средством общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника, формирование его личностных качеств.

Аннотация статьи
текстовые умения
создавать текст
связная речь
Ключевые слова

Сегодня УМК по русскому языку ориентированы на речевое развитие младших школьников, что продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни и ростом коммуникативной активности членов нашего общества. Однако, несмотря на большое количество публикаций и методических разработок по проблеме развития речи, обучающиеся начальной школы испытывают определённые трудности в работе над текстом и допускают недочёты в процессе самостоятельного составления текста. Потребность современного общества в повышении речевой культуры выпускников школы, а также необходимость поиска эффективных методов обучения восприятию и созданию текста определяет актуальность темы исследования.

Развитая речь – это важный показатель уровня культуры, мышления, интеллекта человека. Сегодня ученые обращают особое внимание на формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно-оправданно пользоваться родным языком при восприятии речи (слушании, чтении) и создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах, формах и жанрах, т.е. на обеспечении сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуаций общения (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская).

Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте. По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребёнка формируется в основном стихийно. Высказывания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста непосредственны, преобладает диалогическая речь, которую называют реактивной.

Речь младшего школьника при поступлении в школу во многом сохраняет особенности дошкольного периода речевого развития, где существует большое расхождение между количеством слов, которые он понимает (пассивный словарь) и которыми пользуется (активный словарь), кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. Словарный запас первоклассника составляет от 3000 до 7000, слова разнообразны по семантике, что позволяет ему свободно общаться на тему из обыденной жизни, входящую в сферу его интересов. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речи и понятна только при учете той ситуации, о которой говорится, в школе общение происходит на уровне контекстной речи.

Как отмечают исследователи, серьезным препятствием в развитии речи младших школьников является несовершенство грамматической структуры речи младших школьников. В их речи преобладают предложения однообразной структуры. Все признаки предмета дети в младшем школьном возрасте передают в основном с помощью сказуемого, им трудно объединить в одном суждении о предмете два признака. Они недостаточно владеют речевыми средствами выражения определительных, причинно-следственных отношений. Это свидетельствует о несовершенстве грамматической структуры детской речи.

В процессе обучения у школьника совершенствуются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. Ведущей в их деятельности становится монологическая речь, более сложная по сравнению с диалогической.

Необходимость обучать детей умению связно выражать свои мысли способствовала появлению термина «связная речь», который закрепился в методике преподавания языка в начальных классах. Под этим термином понимается монологическая речь, последовательное устное или письменное изложение мыслей, знаний. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей [1].

Результатом, продуктом связной речи является текст – продукт речевой и мыслительной деятельности человека, выраженный словами. Связная речь выполняет ряд важных функций, основной является коммуникативная, которая реализуется в диалоге и монологе – двух основных формах.

В связной речи отражается логика мышления, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний). Методическими условиями речевого развития младших школьников являются потребность высказывания, наличие содержания (о чем нужно сказать) и использование средств языка (создание хорошей речевой среды и образцов языка). Как отмечает Т.А. Ладыженская, в результате слушания речи и использовании ее в собственной практике у школьника формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения [3]. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии детей. Младший школьник вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста уже должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [1]. «В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью» [2]. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению М.Р. Львова, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие [4].

В младшем школьном возрасте речь проявляется как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь, обращенная к самому себе, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний. В процессе развития речи происходит усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Следовательно, постепенно в процессе школьного обучения расширяются все функции речи, которые возникают и развиваются как средство усвоения и передачи знаний. Речь проявляет себя как средство формирования личности, самоутверждения ее в коллективе. На уроках и во время общественной деятельности учащиеся воспринимают образцы устной и письменной монологической речи – научной, публицистической, деловой. Овладевают чтением, письмом, изучают систему родного языка. Постепенно увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка, что является важным условием формирования более сложных форм речи. У учащихся формируется развёрнутая монологическая речь как средство коммуникации и самовыражения.

Таким образом, мы выяснили, что дети, поступая в начальную школу, впервые осознают язык как предмет изучения, начинают учиться читать и писать, знакомятся с новыми сферами использования языка, получают представление о литературном языке и его нормах, начинают овладевать научной и деловой речью. Связная речь младшего школьника несовершенна, дети испытывают затруднения в отборе содержания высказывания и в построении текста, но есть предпосылки для работы по ее развитию и совершенствованию, для формирования у детей коммуникативно-речевых умений.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
  2. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2020. №21.1. С. 173-176.
  3. Коробова О.В. Обучение изучающему чтению // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Уфа: июль, 2018. С. 2-3.
  4. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 248 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа