На современном этапе развития образования наиболее эффективно происходит внедрение инновационных технологий и методик обучения в школе. Этому способствует интенсивная информатизации и бурное развития средств массовых коммуникаций. Бесспорным является влияние этих факторов на смещение традиционного подхода к обучению в школе, который определял набор знаний, умений и навыков, в сторону идеи деятельностного подхода, выражающейся терминами: «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход». Результат этих изменений выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, которые, попадая в проблемную ситуацию, способны практически решать встающие перед ними задачи.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность изучения вопросов формирования орфографической компетенции младших школьников.
Важной частью формирования орфографической компетенции является орфографический навык, основы которого закладываются рано, когда ребенок только еще начинает обучаться грамоте, и одновременно с формированием навыка графического.
Орфографическую зоркость как залог высокой степени орфографической компетенции формируют: подготовительная работа перед написанием, систематически проводимая самопроверка, наблюдение над орфографией читаемых текстов. Навык формируется постепенно как необходимое условие орфографического самоконтроля – важного компонента орфографической компетенции.
В начальной школе формирование орфографической компетенции происходит, в том числе, через формирование важных компонентов, таких как орфографические умения и навыки:
- нахождение в словах орфограмм;
- написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
- обоснование орфограмм;
- нахождение и исправление орфографических ошибок.
«Виды работ по развитию орфографической зоркости детей младшего школьного возраста разделены на этапы так, что новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед»[1, с. 39].
Опираясь на понятия А.В. Хуторского, приведем ниже его классификацию компетенций, которая находится зависимости от содержания образования: «ключевые, общепредметные, предметные компетенции» [2, с.118].
Ключевые компетенция – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования самые общие, это определяющая компетенция, соответствующая до определенной степени универсальным условиям реализации; целостная система универсальных знаний, умений, навыков и
способов самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (касающиеся нескольких предметов); относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Они предполагают формирование у учащегося способностей решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей.
Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов (касающиеся одного предмета), это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине.
Все группы компетенций взаимосвязаны: ключевые компетенции конкретизируются сначала на уровне цикла предметов, а затем на уровне каждого Орфографическая компетенция это так называемый интегрированный фонд орфографических знаний, умений и навыков, выступающий основой для осознанного концептуально-технологического подхода к письму. Включает уровень владения орфографической компетенцией, определяет уровень подготовки учащегося по предмету русский язык.
Если исходить из того, что обучение грамотному письму – это одно из важнейших направлений в развитии языковой компетенции обучающихся, – то становится очевидным, что орфографическая компетенция не может быть привита без развития иных коммуникативных умений и навыков учащихся, что в свою очередь предполагает собой дальнейшую разработку образовательных технологий, нацеленных на формирование языковой компетенции в целом.
Важный компонент орфографической компетенции – правила и их применение, для решения орфографических задач, что конечно требует обязательного, точного знания самих правил и условий их применения. В начальной школе формирование орфографической компетенции имеет опору на правила написания. В состав орфографической компетенции школьника входят: понимание звукового строя русской речи и его графики; процесс овладения чтением и письмом; развитие дикции, орфоэпических навыков; знание грамматических законов языка входит в обязательные умения и знания учащихся.
Формирование орфографической компетенции идет по трем взаимосвязанным линиям:
- На основании правильного соотношении звука и буквы, с обязательным определением позиционного места расположения звука и состава, собственно, слова. Этот метод называется методом языкового анализа и синтеза.
- На основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, с применением использования словарей (имитативный метод, т.е. метод заучивания и запоминания).
- На основе проверки орфограмм, т.е. путем решения орфографической задачи (метод решения орфографических задач).
На уроках русского языка достаточно эффективным является использование лингвистических игр как одного из элементов технологий интерактивного обучения (особенно среди школьников младшего и среднего школьного возраста). Ведь грамотно организованная игра никого не оставит равнодушным.
Учитель в целях формирования орфографической компетенции должен создать мотивацию у ученика на получении устойчивых навыков правописания во время обучения. Возможной причиной отсутствия интереса школьников к учебному процессу является его однотипность и шаблонность, что делает его скучным. Очень важно именно в начальной школе развивать у учащихся интерес к данному предмету, делая учебный процесс как можно более радостным и увлекательным, применяя всевозможные инновационные методики обучения. В частности, в этом может помочь использование на уроках лингвистических игр. Необходимо обратить внимание на то, что в младшем школьном возрасте учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, при этом учебная деятельность становится ведущей, но и игра в этом возрасте ещё имеет место быть. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников, можно сделать вывод о том, что именно через лингвистические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них стойкий интерес и заинтересованность в получении высоких знаний, конечным результатом чего будет являться сформированная орфографическая компетенция.