научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Развитие диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются методические условия развития диалогической речи в начальной школе. Важное место в системе работы педагога занимает развитие коммуникативных навыков школьников. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание. Но факт остается фактом – многие выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями, что говорит о необходимости более глубокого изучения проблемы с разных сторон.

Аннотация статьи
литературное чтение
начальная школа
диалогическая речь
коммуникативный навык
Ключевые слова

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение).

Методические условия рассматриваются как совокупность содержания, знаний, умений, ценностей, факторов, способов и средств, позволяющих реализовать учебно-воспитательные цели учебного предмета. Методические условия – это требования ситуации и обстоятельства, которые необходимо учитывать с целью получения наиболее оптимальных результатов от внедрения новой экспериментальной методики [1, с.295].

Мы выявили следующий комплекс методических условий, который обеспечивает развитие диалогической речи младших школьников:

  1. Обогащение и активизация словаря учащихся;
  2. Применение разнообразных дидактических игр;
  3. Использование формул речевого этикета;
  4. Применение коммуникативно-ситуативных упражнений.

Обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарным запасом учащихся играет большую роль в развитии речи. Имея богатый словарный запас, ребенок может выразить свои мысли более точно и оригинально, построить правильно предложения и диалог.

Учителя начальных классов заинтересованы в том, чтобы каждый ученик научился говорить правильно и хорошо, так как это в дальнейшем поможет им установить и поддержать хорошие отношения с другими людьми. Каждое слово является мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чем активнее дети будут совершенствовать свою речь, обогащать свой словарный запас, тем будет выше их уровень познавательных возможностей и культуры [2, с.41].

Как показывает практика, далеко не все дети грамотно строят предложения, правильно употребляют в речи слова и его формы. Бедный словарь учащихся мешает развитию диалогической речи. Многие ученики, не зная значений слов, употребляют их в своей речи не правильно, от этого они не могут найти взаимопонимания с собеседниками. Зачастую в школе педагоги сталкиваются с тем, что ученики совершают большое количество стилистических ошибок, их речь бессвязна и нелогична. Из-за неправильной речи дети не могут правильно выстроить диалог. Педагогам необходимо систематически вести работу по расширению словарного запаса учеников, искоренять ошибки учеников, для того чтобы они умели правильно, красиво и точно выражать свои мысли в речи.

Необходимо научить младших школьников задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.

Вопрос по расширению словаря учащихся начальных классов очень актуален. Чем большим количеством слов владеет школьник, тем точнее реализуется общение, как в устной, так и в письменной форме.

Работу по обогащению и активизации словаря учащихся педагоги проводят как на уроках, так и в неурочной деятельности. Словарная работа является фундаментом по развитию диалогической речи учеников. Важную роль для успешного развития диалогической речи играет: объем, разнообразие словаря и грамотное его использование. Многие школьники не умеют правильно употреблять слова в речи, причиной этого может быть то, что учителя не достаточно хорошо проводят работу по лексическому значению слов, ученики не задумываются над смыслом слова, у них нет образа за словом. По уточнению значений слов эффективны следующие упражнения: подберите однокоренные слова к данному слову, назовите слова, которые образованы от этого слова, подберите проверочное слово.

У младших школьников небольшой активный словарь. Многие дети не умеют правильно использовать в своей речи тот словарный запас слов, который они имеют и это мешает им строить диалог. Перед педагогами стоят следующие задачи:

  1. обогатить словарный запас;
  2. активизировать пассивный словарь;
  3. научить детей пользоваться фразеологизмами и новыми словами, употребляя их в своей речи [3, с.35].

Чтобы обогатить и активизировать словарный запас школьников, педагогам необходимо на уроках работать со словарями, важно вызвать интерес у учеников к каждому новому слову. Для объяснения толкований слов педагоги руководствуются общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности детей, нужно, чтобы дети сами научились объяснять значения слов. Самым эффективным приемом является поиск значения слов по толковому словарю русского языка. Педагоги учат детей пользоваться словарем, рассматривать принципы, на основании которых строится определении слова. После того как ученики научатся находить толкование слов с помощью педагога, затем нужно, чтобы дети учились самостоятельно находить в словаре необходимые сведения. Обязательно нужно изучать этимологию слов (это поможет объяснить правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Важно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией [4, с.397].

В своей методике по обогащению словарного запаса слов, мы уделяем особое внимание работе с антонимами и синонимами.

Употребление синонимов помогает избежать повторов в речи и более точно выразить свою мысль. Для этого мы используем упражнения по редактированию текста, в котором школьники заменяют повторяющиеся слова. Этот вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Затем мы рассматриваем синонимия многозначных слов. Учителям необходимо показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Использование таких упражнений помогает ученикам более точно выразить свою мысль [4, с.405].

На уроках русского языка, изучая разные части речи, дети начинают понимать, что наш язык богат словами, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Необходимо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

В работе с антонимами, педагогу нужно обратить внимание детей на то, что не все слова в нашем языке имеют соотносительные слова с противоположным значением. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: свежая (булочка) – чёрствый (булочка); свежая (газета) – вчерашняя (газета); свежий (воротничок) – грязный (воротничок). Также для учителей очень важно проводить работу с фразеологией параллельно со словарной. Необходимо научить учеников не только знать значение фразеологизмов, но и уметь правильно употреблять их в своей речи. Учителя используют для этого упражнения, в которых нужно составить из фразеологизмов предложение. Также можно показать, как в контексте используются фразеологические сочетания. С помощью таких приемов ученикам становится проще понять переносный смысл. Фразеологизмы помогают сделать речь живой и образной [4, с.408].

Большое влияние на расширение словаря учащихся оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые дети услышали в произведении, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда ученики будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи. Пословицы и поговорки помогают расширить словарь учеников.

Используя пословицы и поговорки, мы развивает мышление, а значит и саму речь. С помощью пословиц и поговорок школьники ясно и лаконично высказывать свои мысли. В пословицах и поговорках содержится народная мудрость, где народ осуждает плохие качества и восхваляет хорошие. Использование загадок также помогает обогатить и активизировать словарь учащихся. Дети учатся сами составлять свои загадки. Ученики с легкость отгадывают загадки. Чтобы научить детей придумывать загадки, нужно познакомить с их правилами:

  1. не называть предмет, о котором придумана загадка, но можно сравнивать, противопоставлять, описывать или назвать по-другому;
  2. перечислить признаки предмета и действия, которые можно выполнить с этим предметом;
  3. в некоторых загадках возможно использование рифмы [3, с.117].

Для развития диалогической речи детей можно использовать методику скороговорения. Эта методика помогает ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. У учащихся развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками.

Текст статьи
  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. [Текст] – М. Издательство ИКАР, 2019. – 448 с.
  2. Куликовская Т.А.: Формирование, развитие и активизация словаря детей. «Детство-Пресс», 2016. - 176с.
  3. Плотникова С.В. «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие» [Текст] Издательство: Флинта, 2013. - 224с.
  4. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах для студентов пед. ин-тов [Текст] / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение. – 1979. – 431 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября