Социокультурная ситуация в России свидетельствует о том, что уровень культуры речи современного школьника недостаточно высок: наблюдается уход от норм литературного языка, речь зачастую бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна, средства массовой информации зачастую активно транслируют ненормативную и заимствованную лексику.
Работа по формированию культуры речи младших школьников многогранна. Одно из ее направлений – развитие орфоэпически правильной речи младших школьников. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.
Внимание к орфоэпической стороне речи младших школьников определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к культуре речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше, в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре речи призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по литературному чтению для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи младших школьников на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования культуры речи. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по формированию культуры речи на произносительном уровне в начальных классах.
Литературное чтение – это начальная ступень единого и непрерывного курса литературы начальной школы. Курс литературного чтения преследует две важнейшие и взаимосвязанные цели. Первая из них заключается в том, чтобы, говоря словами К. Д. Ушинского, научить «ребенка учиться», «возбуждать у него интерес к учению», «развивать в нем способность внимания, устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов». Вторая цель состоит в том, чтобы научить младших школьников осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, развить в юном читателе творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению.
В решении образовательно-воспитательных и развивающих задач, стоящих перед начальным обучение, на долю литературного чтения выпадают огромные трудности, и справиться с ними можно тем успешнее, чем полнее окажутся реализованными важнейшие функции, свойственные чтению как крайне специфическому психофизиологическому процессу, - речевая, познавательная, инструментальная и эстетическая [1].
Речевая функция чтения очевидна: оно является одним из основных видов речевой деятельности и прямо связано с языковыми способностями ребенка, с его мыслительной и эмоциональной сферами, с речевым общением, которое устанавливается между читателем и автором текста.
Познавательная функция, присущая чтению, проявляется с самых первых шагов в обучении этому виду речевой деятельности. Первостепенное значение придается улавливанию и осознанию младшим школьником смысловой, содержательной стороны читаемого текста. Важнейшим показателем познавательной результативности чтения, как, впрочем, всего начального обучения в целом, выступает понимание. Одну из центральных задач начального обучения К. Д. Ушинский связывал с принципиальной значимостью приучения ученика «к сознательному, обдуманному чтению».
Инструментальная функция чтения прямо вытекает из той особой роли, которую играет этот вид речевой и познавательной деятельности в учебном процессе. Таким образом, чтение – это и предмет изучения, и средство, инструмент обучения.
Среди функций, свойственных чтению, особое значение имеет и эстетическая. Она в наибольшей мере связывается с чтением произведений художественной литературы и проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать их как явления словесного искусства, возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства.
Учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования культуры речи младших школьников. Это объясняется по крайне мере двумя причинами. Первая – это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это значит, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно.
Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся, - сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка.
Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика. Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать всему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка. Известно, какую громадную роль в формировании звуковой стороны речи детей играет подражание.
На уроках литературного чтения в младших классах у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Отличие учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников – одна из главных проблем совершенствования системы культуры речи [2].
Сформулируем общие задачи учителя в формировании культуры речи младших школьников:
- обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т. д.);
- создавать на уроке литературного чтения ситуацию общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи младших школьников, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
- обеспечить правильное усвоение младшими школьниками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;
- вести постоянную специальную работу по формированию культуры речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;
- создать в классе атмосферу требований к хорошей, правильной речи;
- развивать не только речь-говорение, но и аудирование.
Следуя требованиям современной методики преподавания литературного чтения в начальной школе, учитель организует работу над простейшими типами текста. Почти каждый урок литературного чтения должен быть с пересказом текста младшими школьниками. При этом учитель поясняет учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого младшего школьника, а не заучен или зазубрен образец, но следует использовать лексику, обороты речи и синтаксические конструкции, взятые из образца. Ведется работа над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдается последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).
Еще одним интересным видом работы на уроках литературного чтения является сообщения (доклад). Сообщения являются видом устного монолога младших школьников на уроках. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания детской литературы, вооружению младших школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Сообщения помогают младшим школьникам глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.
Так же одной из технологий формирования речевой культуры младших школьников на уроке литературного чтения является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими работами.
- Младшие школьники учатся видеть проблемы и находить способы их решения.
- Дети учатся общаться между собой, овладевают речевой культурой.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
- Возрастает значимость личности каждого ученика.
Традиционно выделяют 3 вида групповой работы:
- парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
- единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
- дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).
Групповая работа снимает внутреннее напряжение младших школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Виды работы по формированию речевой культуры младших школьников с использованием групповых форм работы на уроках литературного чтения:
- Дописать стихотворение четырьмя строками.
- Подобрать синонимичный ряд.
- Словами, жестами и мимикой прочитать стихотворение.
- «Слово к слову – стих создался» (каждый в группе дополняет рассказ своими предложениями, пока не получится рифма).
- Спрашиваю я, а ты отвечаешь одним словом (один ученик спрашивает, другой отвечает).
- Распространение предложений. Дается задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде.
Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие [3].
Таким образом, потенциал уроков литературного чтения заключается в том, что:
- учитель выступает эталоном речевой культуры;
- учитель применяет S⇿S подход в обучении младших школьников на уроках литературного чтения;
- учитель организовывает взаимодействие младших школьников в групповой форме обучения.
На уроках литературного чтения в младших классах у учителя есть огромные возможности значительно ускорить формирование речевой культуры младших школьников за счет специальной организации учебной деятельности. Отличие учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников – одна из главных проблем совершенствования системы формирования речевой культуры младших школьников.