Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования
Проективный рисунок при коррекции смысложизненных ориентаций личности

Проективный рисунок при коррекции смысложизненных ориентаций личности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

проективная методика
проективный рисунок
изобразительная деятельность
коррекция
смысл жизни
базовая ценность жизни

Аннотация статьи

Время пронизывает смысловые образования личности и является значимым фактором их формирования, структурирования и функционирования. Индивидуальные показатели временной локализации смысла жизни могут указывать и на особенности мировосприятия, и на отклонения, проблемы, которые могу мешать полноценной жизни. Для помощи и коррекции смысложизненных ориентаций существует ряд методик, в их числе проективные. Одной из действенных проективных методик является проективный рисунок.

Текст статьи

Представление о смысле жизни появилось в психологии в результате попыток объяснить поведение человека, которое основывается на совокупности взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной жизни. Такое объяснение понятия о смысле говорит о том, что действия и психологические феномены являются значимыми для установления их связи с намерением. Выявление данной взаимосвязи для субъекта, который имеет определённую цель – значит выявить этот смысл, сформулировать объяснение.

Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно с точки зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [3].

Таким образом, можно утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. Смысл жизни, следовательно, можно в феноменологическом аспекте определить как более или менее адекватное переживание направленности собственного сознания. С точки зрения, рассмотренной в трудах Д.А. Леонтьева, главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Он утверждает, что именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком [3].

Время пронизывает смысловые образования личности и является значимым фактором их формирования, структурирования и функционирования. Темпоральные свойства особенно важны для стержневых структур смысловой сферы личности, которые характеризуются высокой устойчивостью, обобщенностью и отвечают за долгосрочную, универсальную регуляцию целостной жизнедеятельности. К таким смысловым структурам, в первую очередь, относится смысл жизни. В психологической литературе неоднократно высказывалась идея о том, что он имеет особые темпоральные свойства, которые относительно независимы от уровня возрастного развития смысловой сферы и крайне важны для нормальной адаптации и успешной самореализации личности [2].

Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [3].

Таким образом, временная локализация смысла жизни выступает значимым структурно-функциональным параметром, который регулирует динамику реализации личностью смысложизненных ценностей во временном масштабе биографии. Индивидуальные особенности временной локализации смысла жизни накладывают заметный отпечаток на способы осознания и осмысления личностью своего жизненного пути, а также на способы организации повседневной жизнедеятельности [4].

Вышесказанное подтверждается и в тесте смысложизненных ориентаций Леонтьева. Тест СЖО Д.А. Леонтьева применим также к диагностике актуальных смысловых состояний, которые представляют собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели) [1].

Поскольку смысл – это то, что скорее можно найти, обнаружить, а не придать или придумать, то результат актуализации будет определять уровень внутренней свободы, а, следовательно, и способность индивида принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора. Индивидуальные показатели временной локализации смысла жизни могут не только указывать на особенности мировосприятия, но и на отклонения, проблемы, которые могу мешать полноценной жизни. Для помощи и коррекции смысложизненных ориентаций существует ряд методик, в их числе проективные. Одной из действенных проективных методик является проективный рисунок.

В психологическом феномене «проективный рисунок» и, соответственно, в диагностических проективных методах и методиках отразилось научное отношение к изобразительному продукту. Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: субъект отражает, проецирует на изобразительный продукт свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Иными словами, изобразительный продукт – отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки.

Существует два важных аспекта и способа применения проективного рисунка: диагностический и терапевтический. Диагностический заменяет привычные строгие опросники, снижает вероятность ложных и противоречивых ответов. Также он обладает всеми необходимыми техниками и свойствами для того, чтобы оказывать психокорреционное, терапевтическое воздействие.

В коррекционной стороне проективного рисунка также можно условно выделить два способа или этапа применения: сам процесс рисования может являться терапевтическим, так как рисующий в процессе уже обдумывает тему, и ряд мероприятий после рисования, способов анализа и разговор с тестируемым о содержании и значении изображения. Затрагивание определенных тем и необходимость конкретно их изобразить вынуждают человека более глубоко и образно обдумать важный аспект своей жизни, что, собственно, и может оказывать корректирующий эффект.

В рамках более развернутого исследования при написании диссертации по теме «Коррекция представлений личности о своём прошлом и будущем средствами изобразительной деятельности» было проведено пробное исследование небольшой группы людей произвольного возраста, пола и профессии, которое дало некоторые положительные результаты. Из группы людей, прошедших тест СЖО Д.А. Леонтьева и тест БЦЖ, было отобрано несколько респондентов с наиболее явными отклонениями показателей от нормы. Второй этап, в котором приняли участие отобранные респонденты, состоял в применении методики проективного рисунка. Для каждого респондента тема подбиралась индивидуально соответственно наиболее явным отклонениям отдельных показателей (базовая ценность жизни, цели, процесс, результат, локус контроля Я, локус контроля Жизни, общая осмысленность жизни). Затем респондентам было предложено снова пройти анкетирование.

В результате у большинства респондентов, подвергшихся коррекции возросла уверенность в себе, понимание ценности жизни и Локус контроля Я, то есть уверенность в собственных силах и способностях, благодаря выполнению проективного рисунка на индивидуальную абстрактную тему. Это могло произошло благодаря некоторым свойствам методики проективного рисунка:

  1. Получение результата прямо здесь и сейчас, возможность видеть результат работы, своего труда и усилий крайне воодушевляет, особенно если основная деятельность с этим не связана. Стать созидателем, сделать что-то руками в реальном времени порой само по себе является терапевтическим и расслабляющим, поднимает настроение и уверенность в себе.
  2. Переработать абстрактное понятие или ощущение в определенную форму довольно сложно, изобразить на плоскости именно то, что задумал тем более. Это требует значительных умственных усилий и также помогает высвободить некоторые навязчивые или скрытые мысли, аспекты и задуматься о тех вещах, которые давно откладывал, избегал и прятал даже от себя.
  3. Преобразование абстрактных ощущений в конкретную материальную форму требует посмотреть со стороны или хотя бы поверхностно осмыслить жизнь или её аспекты согласно темы проективного рисунка. То есть обратить внимание именно на себя вне обстоятельств и конкретной ситуации.

Таким образом можно сделать вывод о пользе и действенности методики проективного рисунка при коррекции смысложизненных ориентаций личности, баланса временных характеристик смысла жизни и показателя базовой ценности жизни. Психологической науке давно известно полезное и мотивирующее влияние изобразительной деятельности на психику человека. Проективный рисунок не является исключением и подтверждает результативность и благотворное влияние искусства.

Список литературы

  1. Карпинский, К. В. Опросник смысложизненного кризиса. Монография. / К. В. Карпинский. - Гродно: учреждение образования «Гродненский государственный университете им. Янки Купалы», 2008. - 108 с.
  2. Карпинский, К. В. Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности. / К. В. Карпинский. - Гродно: учреждение образования «Гродненский государственный университете им. Янки Купалы», 2011.
  3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – 2-е, испр. изд.– М.: Смысл, 2003.– 302с.
  4. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – Изд. 2-е. – М.: Смысл, 2000. – С.18.

Поделиться

2859

Романчук Н. А. Проективный рисунок при коррекции смысложизненных ориентаций личности // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 135-138. URL: https://apni.ru/article/2329-proektivnij-risunok-pri-korrektsii-smislozhiz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря