Проблема занятости молодежи в России
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Проблема занятости молодежи в России

В данной статье рассматривается проблема занятости молодежи в современной России. Важно оценить влияние определенных факторов, оказывающих воздействие на уровень безработицы молодой части населения. Эта проблема влияет в целом на состояние экономики государства. Обеспечение молодого населения рабочими местами – это одно из приоритетных направлений развития государства. В работе представлены меры, которые способствуют решению данной проблемы.

Аннотация статьи
развитие
молодежь
трудоустройство
безработица
экономическая ситуация
Ключевые слова

Тема, исследуемая в данном докладе, однозначно, актуальна. Это объясняется тем, что рынок труда играет очень важную роль в экономике в целом, а молодежь, в свою очередь, – это локомотив развития будущего любого общества, именно поэтому молодежная безработица имеет весьма сложные и пагубные последствия для дальнейшего развития и жизни общества.

Эту тему изучали многие учёные-экономисты, например, такие, как А.Волкер, С.Куртис, И.Линкольн и другие. В отечественной литературе особое внимание проблеме занятости молодежи уделил Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. и многие другие [2, c. 148]. Соответственно, это говорит нам о том, что разработана уже довольно-таки теоретически объемная база знаний, на основании которой можно решить данную проблему.

Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем при трудоустройстве молодежи и способов их решения.

Задачи представляют собой выделение молодежи как социальной группы на основании ряда определенных характеристик; выявление факторов, влияющих на сложность трудоустройства молодежи; поиск мер, направленных на ликвидацию проблемы трудоустройства молодежи.

Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» довольно многозначно. Эта социальная группа обладает рядом специфических черт, присущих ей. Существует ряд определенных характеристик, по которым можно относить определенного индивида к данной социальной категории.

Во-первых, возрастные рамки молодежи очерчены весьма нестрого и варьируются в определенных пределах. Так, например, некоторые исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, в то же время другие выделяют возраст с 14 до 28 лет. Но 11 ноября 2020 года Государственная дума одобрила проект о повышении возраста молодежи до 35 лет, так что на сегодняшний день возраст молодежи продлен.

Помимо возрастных характеристик существуют, также, характеристики качественные, именно те черты, которые обуславливают психическую составляющую индивида, относящегося к «молодежи». Здесь нужно отметить, что молодые люди более амбициозны, импульсивны, рискованны в своих действиях, нежели люди зрелого возраста. Сознание молодежи более естественно принимает что-то новое, влекущее изменения.

Ориентации современного поколения молодых россиян строятся на позициях принятия и понимания рыночных отношений.

Но, несмотря на то, что наблюдается достаточно высокий уровень трудовой мобильности молодежи, все же в России, в условиях развивающей рыночной экономики, проблема трудоустройства молодёжи приобретает особую актуальность. Можно констатировать, что сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной и требует определенного регулирования.

Факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодежи

Имеется ряд определенных факторов, которые снижают роль молодежи как социального ресурса. Прежде всего это связано с маргинальным положением молодой части населения страны. Многие из них, студенты образовательных учреждений, не имеют достаточно профессиональных компетенций, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, что не является перспективным для работодателя.

Одной из существенных проблем считается также ошибочные, искаженные представления молодежи о рынке труда. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом, исходя из идеальных представлений и ожиданий о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда на определенный момент времени.

На проблему накладывается и существование на молодежном рынке труда такой категории, как «бездельники». Исследование, которое провела Высшая школа экономики в августе 2018 года, показало, что 15% от всей российской молодежи являются бездельниками – они нигде не работают и не учатся. Это больше 2 млн россиян в возрасте от 15 до 24 лет. В свою очередь, эту группу разбили на две подгруппы: тех, кто ищет работу и готов приступить, и молодых людей, которые не учатся, не имеют работы и не ищут ее. В последнюю категорию вошли и те, кто не может работать по состоянию здоровья или заботится о других членах семьи. Согласно результатам исследования, большинство представителей группы NEET живут в малых населенных пунктах. NEET-безработных больше среди мужчин – 6−11% против 4−8% у женщин [3, c.1].

К факторам, снижающим роль молодежи как социального ресурса можно отнести отношение работодателей, среди которых можно наблюдать две тенденции.

С одной стороны, предпочтение работодателей отдается лицам более молодого возраста, что в целом обуславливает то, что в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов.

При этом же многие работодатели отмечают такое обстоятельство, как отсутствие навыков трудовой деятельности, неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишнюю эмоциональность и неустойчивость поведения, непостоянство при выборе профессии, т.е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда [1, c. 9-14].

Помимо субъективных факторов, о которых было сказано выше, существует ряд и объективных явлений развития общества – это социально-экономическая ситуация, государственная молодежная политика, тенденции в структуре занятости и т.д. В зависимости от региона доля молодых безработных колеблется от 30% до 60%, причем большую из них составляют выпускники высших учебных заведений. Многие, кто все же трудоустроился, работают не по своей специальности, что свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки не отвечает потребностям современного рынка труда.

Согласно данным Росстата, уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет в конце 2019 года составил 15,1%, это в 3,2 раза выше общего уровня безработицы, а среди молодежи 15-19 лет - 22,1% (в 4,7 раз выше).

Можно наблюдать последствия пенсионной реформы. Обратим внимание на график, приведенный ниже (рисунок). Так с рынка труда не уходят люди предпенсионного возраста (раньше это был уже пенсионный возраст). И если в 2019 году их было 200 тысяч, то 2020 году - уже 700 тысяч. Предположительно в 2021-22-м годах таких работников будет прибавляться ежегодно около миллиона.

Рис. Динамика безработицы молодежи

Меры, направленные на решение проблемы трудоустройства молодежи

Исходя из сложившейся ситуации, можно прийти к выводу о том, что данная проблема достаточно остра на сегодняшний день и требует реализации определенных мер, направленных на ее решение, где главным образом решаются вопросы, касающиеся самоопределения молодежи на рынке труда; развития моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Во-первых, не последнюю роль играет развитие самозанятости – молодежного предпринимательства. Для этого необходима основательная поддержка со стороны государства, которая имела бы выражение, например, в создании льготного налогового режима. Необходимо сделать акцент внимания на этом.

Во-вторых, «смягчающим» обстоятельством для данной проблемы могло бы послужить заключение договоров между работодателями и образовательными учреждениями, в котором содержались бы вопрос относительно подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации и переподготовки кадров на действующих предприятиях и в организациях. Следует иметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействия предприятий и учебных заведений существенно трансформировались. В частности, наблюдается переход от единовременных договоров к постоянному взаимодействию предприятий и учебных заведений. При этом создать благоприятные условия, которые бы позволили студентам ВУЗов получать высшее образование и параллельно подрабатывать, чтобы стать финансово независимыми от своих родителей.

Также, возможно создание различных профориентационных мероприятий, различный студенческих отрядов, молодежных бирж труда, которые способствуют вовлеченности молодежи в деятельность трудовых объединений.

Все эти меры в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Необходимо создание нормативно-правовой базы и финансирование тех отраслей экономики, которые были бы направлены на развитие человеческих ресурсов, в частности трудового потенциала именно молодого населения России.

Текст статьи
  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи //Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – №1. – С. 9-14.
  2. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, С. Рощина. Доклад Центра трудовых исследований (ЦеТи) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ. – М. – 2017. – 148 с.
  3. Корчагина И.А. Занятость молодежи: российские и зарубежные тенденции // Вестник Евразийской науки, 2019. N5. С.42.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня