Государственное программно-целевое планирование бюджета в социальной сфере с учётом современных условий экономики РФ

Государственное программно-целевое планирование бюджета в социальной сфере с учётом современных условий экономики РФ

В статье рассматривается программно-целевой метод планирования бюджета в социальной сфере в современных условий в российской экономике, а также проведён анализ исполнения доходов федерального бюджета в 2014-2020 годах.

Аннотация статьи
государственное программно-целевое планирование
государственная политика в социальной сфере
анализ исполнения доходов федерального бюджета
формирование социально ориентированного бюджета в условиях современности
современная экономика России
Ключевые слова

Программно-целевой метод начал внедряться в России в середине 1990-х годов. Затем в 2004 году была принята Концепция, направленная на реформирование бюджетного процесса. Цель разработки данной Концепции – составление и принятие бюджетов, оптимальное распределение ресурсов, исполнение бюджетных посланий Президента и программ социально-экономического развития РФ. Документ направлен на то, чтобы повысить целесообразность расходов бюджета и оптимизировать управление бюджетными средствами через финансовые показатели разных уровней. Последующий анализ исполнения посредством сравнения планируемых и фактических показателей [4].

Программно-целевой метод включает в себя несколько этапов планирования, оценки выполнения плана, последующий контроль расходов:

1. Определение целесообразности использования указанного метода планирования и финансирования расходов бюджета;

2. Формирование системы показателей, направленных на определение результативности программы и степень эффективности от расходов на ее осуществление. Основными являются два вида показателей:

  • промежуточные, характеризующие непосредственный результат деятельности программного метода;
  • конечные, отражающие наличие социально-экономического эффекта использования программы;

3. Построение системы целей данной программы, а также определение целей в точных показателях, которые имеют количественное измерение и чёткие сроки достижения;

4. Целевую программу необходимо сформировывать как плановый документ;

5. Должны быть созданы механизмы реализации программ.

Правильная организация программно-целевого бюджетирования повышает эффективность управления средствами бюджета, упрощает процесс формирования, реализации и мониторинга госпрограмм, повышает результативность государственных расходов [6]. Эффективность управления подразумевает отношение объёма выпуска на единицу затрат, а результативность отражает уровень достижения результата в расчёте на единицу затрат. В российской практике результативность государственных расходов понимается как степень достижения заявленного целевого показателя программы. Следовательно, целевую программу можно рассматривать как инструмент, управляющий планированием и реализацией функций государственной и муниципальной власти. Тем не менее, в современной научной литературе обозначается, что исходя из функционирующей модели управления, в том числе концепции и регламентации бюджетного процесса, целевые программы могут выступать либо как инструменты планирования всей деятельности органов власти, или в качестве реализации сугубо инвестиционной деятельности государства и муниципалитета, а также могут совмещать в себе оба качества инструмента планирования – текущей политики и инвестиционной политики.

Применяя программно-целевой подход в современных реалиях, нужно учитывать требования к его реализации и определять специфические подходы по всем направлениям, детально оценивая эффективность программ и грамотное распределения средств бюджета на ее реализацию. Ориентированность на результат во внедрении принципов бюджетирования, меняет и формирует новые стадии бюджетного процесса и концепцию управления государственными расходами.

Бюджетирование по разработкам Минфина РФ включает в себя составление тактических планов. В конечном итоге разрабатывается бюджет, в котором ставятся цели и задачи на заданный период. Говоря о значении бюджетного планирования, следует отметить его значение в управлении финансовой системой страны: благодаря такому планированию формируются необходимые пропорции в распределении общественного продукта между различными отраслями экономики территориями, обеспечиваются финансовыми ресурсами важнейшие направления экономической деятельности, реализуется единая государственная финансовая политика.

Целевое планирование направлено на решение важных социально-экономических задач, в числе которых:

  1. в процессе выявления возможных диспропорции общественного развития, правильно и пропорционально распределять ресурсы на динамично разувающегося общество;
  2. обеспечение прозрачности и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов с целью соблюдения целевого использования и режима экономии бюджетных средств, а также полноты исполнения обязательств по налогам и сборам;
  3. формирование необходимых резервов, дающих возможность обеспечить бесперебойное финансирование плановых мероприятий и маневрировать денежными средствами для покрытия временных кассовых разрывов;
  4. определение степени полноты источников финансовых ресурсов бюджетов. В ходе бюджетного планирования устанавливается общая потребность государства в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий социально-экономического развития общества;
  5. достижение наибольшей эффективности в распределении бюджетных ресурсов (например, бюджетные ассигнования должны соответствовать плану социально-экономического развития территории и содействовать росту эффективности общественного воспроизводства в общем).

Бюджетные проектирования должны быть практически постоянными, поскольку они являются ориентиром для органов власти при разработке ими программ и мероприятий, направленных на решения задач и достижения целей государственной политики. [3]

При более подробном рассмотрении бюджетного планирования и фактического исполнения доходов, можно увидеть, что динамика ВBП за 2014-2018 г.г. показала, с одной стороны, рост добывающих секторов, аграрное хозяйство и связанных с ними услуг. Сектор розничной и оптовой торговли, наоборот, показал снижение показателей и замедление развития в области высокотехнологичных секторов промышленности. Подробные данные за последние годы приведены в таблице.

Таблица

Фактическое исполнение доходов федерального бюджета в 2014–2020 годах (млн. рублей) (составлена авторами)

Года

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВВП

79 058 484

83 094 304

86 014 204

92 101 347

103 875 800

11046000

10660000

Доходы

14 496 880

13 659 242,9

13 460 040

15 088 914

19 454 369

19969300

20218600

При формировании федерального бюджета первого квартала 2019 г. были отмечены следующие показатели: максимальные темпы роста (от 10 до 15%) по сравнению с этим же периодом 2014 г. в нескольких значимых отраслях: к добывающая промышленность (прирост на 12,6%), и финансовая деятельность (13,3%). Другие сегменты экономики: аграрное хозяйство: (прирост на 10,9%), культура и спорт, сектор досуга - (10,9%), оказание услуг населению, не учтённые в перечисленных группировках (15%). Неплохой рост (близкий к 10% за пять лет) показали сектора госуправления, транспортировки и хранения. Производства, занимающиеся обработкой, за выросли на 4,4% за пять лет [2].

В последние 2 года заметен спад ВВП, в связи с пандемией COVID-19 и всеобщим спадом экономики этого периода. Наиболее заметное падение (13–15% за пять лет) отмечено в секторах торговли, водоснабжения и утилизации отходов. Деятельность домашних хозяйств показала «-9%», в убытке также сектор предоставления информации и связи. В секторе высококвалифицированных услуг объёмы выпуска за пять лет снизились на 3,5%. Сюда же включены и научные исследования (раздел M в ОКВЭД). Спад отмечен также в выпуске высокотехнологичных секторов экономики. В 2016 г. его прирост составил 10¸1% год к году, в 2017 г. замедлился до 5%, в 2018 г. сократился на 4,9%, а 2019 г. – на 11,5% [5].

Рассматривая результативно ориентированное бюджетирование в условиях современности, стоит отметить их осуществление в виде целевых программ, являющихся важнейшим средством реализации экономической политики государства и влияния на все процессы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Правильная организация целевого бюджетирования повышает качество управления бюджетными средствами, упрощает процессы формирования, реализации и последующего мониторинга, повышает результативность осуществления государственных расходов. Целевая социальная программа представляет собой комплекс социальных мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, исходя из приоритетных целей. Так же огромную роль в обеспечении эффективного решения задач в области социального развития России играют национальные проекты РФ, являясь средством быстрой концентрации ресурсов на решении первоочередных задач.

В целях реализации национальных проектов общий объем субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2021-2023 годах составит 115,6 млрд рублей, 105,7 млрд рублей и 69,1 млрд. рублей соответственно.

Мы видим, что в 2020–2022 годах прогнозируется увеличение объёма фонда национального благосостояния, при этом доля расходов федерального бюджета, направляемых на защиту граждан и оказание им социально значимых услуг, также повысятся, (то есть на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт), и составит 1,8% в 2021 году и 2,1% в 2022 году. Особенно это актуально в период пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, является своего рода вызовом для государства. Помимо защиты населения от инфекции, госструктурам требуется приложить максимум усилий, чтобы снизить социально-экономические последствия COVID-19.

Текст статьи
  1. Ахмедов Д.А. Правовая природа федеральных целевых программ и их роль в системе программно-целевого управления публичными финансами // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-federalnyh-tselevyh-programm-i-ih-rol-v-sisteme-programmno-tselevogo-upravleniya-publichnymi-finansami (дата обращения: 15.03.2021).
  2. Краткая информация об исполнении федерального бюджета // minfin.gov.ru URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения: 02.04.2021).
  3. Райзберг Б.А. Современное состояние и проблемы развития государственного программно-целевого планирования, регулирования, бюджетирования в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya-gosudarstvennogo-programmno-tselevogo-planirovaniya-regulirovaniya-byudzhetirovaniya-v (дата обращения: 14.03.2021).
  4. Умерова С.А. Развитие программно-целевого управления в СССР и России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-programmno-tselevogo-upravleniya-v-sssr-i-rossii (дата обращения: 27.02.2021).
  5. Федеральный бюджет // minfin.gov.ru URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 02.04.2021).
  6. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/91e10659398bccb0f67a7f04765cc758c682c684/ (дата обращения: 26.02.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня