Программно-целевой метод начал внедряться в России в середине 1990-х годов. Затем в 2004 году была принята Концепция, направленная на реформирование бюджетного процесса. Цель разработки данной Концепции – составление и принятие бюджетов, оптимальное распределение ресурсов, исполнение бюджетных посланий Президента и программ социально-экономического развития РФ. Документ направлен на то, чтобы повысить целесообразность расходов бюджета и оптимизировать управление бюджетными средствами через финансовые показатели разных уровней. Последующий анализ исполнения посредством сравнения планируемых и фактических показателей [4].
Программно-целевой метод включает в себя несколько этапов планирования, оценки выполнения плана, последующий контроль расходов:
1. Определение целесообразности использования указанного метода планирования и финансирования расходов бюджета;
2. Формирование системы показателей, направленных на определение результативности программы и степень эффективности от расходов на ее осуществление. Основными являются два вида показателей:
- промежуточные, характеризующие непосредственный результат деятельности программного метода;
- конечные, отражающие наличие социально-экономического эффекта использования программы;
3. Построение системы целей данной программы, а также определение целей в точных показателях, которые имеют количественное измерение и чёткие сроки достижения;
4. Целевую программу необходимо сформировывать как плановый документ;
5. Должны быть созданы механизмы реализации программ.
Правильная организация программно-целевого бюджетирования повышает эффективность управления средствами бюджета, упрощает процесс формирования, реализации и мониторинга госпрограмм, повышает результативность государственных расходов [6]. Эффективность управления подразумевает отношение объёма выпуска на единицу затрат, а результативность отражает уровень достижения результата в расчёте на единицу затрат. В российской практике результативность государственных расходов понимается как степень достижения заявленного целевого показателя программы. Следовательно, целевую программу можно рассматривать как инструмент, управляющий планированием и реализацией функций государственной и муниципальной власти. Тем не менее, в современной научной литературе обозначается, что исходя из функционирующей модели управления, в том числе концепции и регламентации бюджетного процесса, целевые программы могут выступать либо как инструменты планирования всей деятельности органов власти, или в качестве реализации сугубо инвестиционной деятельности государства и муниципалитета, а также могут совмещать в себе оба качества инструмента планирования – текущей политики и инвестиционной политики.
Применяя программно-целевой подход в современных реалиях, нужно учитывать требования к его реализации и определять специфические подходы по всем направлениям, детально оценивая эффективность программ и грамотное распределения средств бюджета на ее реализацию. Ориентированность на результат во внедрении принципов бюджетирования, меняет и формирует новые стадии бюджетного процесса и концепцию управления государственными расходами.
Бюджетирование по разработкам Минфина РФ включает в себя составление тактических планов. В конечном итоге разрабатывается бюджет, в котором ставятся цели и задачи на заданный период. Говоря о значении бюджетного планирования, следует отметить его значение в управлении финансовой системой страны: благодаря такому планированию формируются необходимые пропорции в распределении общественного продукта между различными отраслями экономики территориями, обеспечиваются финансовыми ресурсами важнейшие направления экономической деятельности, реализуется единая государственная финансовая политика.
Целевое планирование направлено на решение важных социально-экономических задач, в числе которых:
- в процессе выявления возможных диспропорции общественного развития, правильно и пропорционально распределять ресурсы на динамично разувающегося общество;
- обеспечение прозрачности и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов с целью соблюдения целевого использования и режима экономии бюджетных средств, а также полноты исполнения обязательств по налогам и сборам;
- формирование необходимых резервов, дающих возможность обеспечить бесперебойное финансирование плановых мероприятий и маневрировать денежными средствами для покрытия временных кассовых разрывов;
- определение степени полноты источников финансовых ресурсов бюджетов. В ходе бюджетного планирования устанавливается общая потребность государства в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий социально-экономического развития общества;
- достижение наибольшей эффективности в распределении бюджетных ресурсов (например, бюджетные ассигнования должны соответствовать плану социально-экономического развития территории и содействовать росту эффективности общественного воспроизводства в общем).
Бюджетные проектирования должны быть практически постоянными, поскольку они являются ориентиром для органов власти при разработке ими программ и мероприятий, направленных на решения задач и достижения целей государственной политики. [3]
При более подробном рассмотрении бюджетного планирования и фактического исполнения доходов, можно увидеть, что динамика ВBП за 2014-2018 г.г. показала, с одной стороны, рост добывающих секторов, аграрное хозяйство и связанных с ними услуг. Сектор розничной и оптовой торговли, наоборот, показал снижение показателей и замедление развития в области высокотехнологичных секторов промышленности. Подробные данные за последние годы приведены в таблице.
Таблица
Фактическое исполнение доходов федерального бюджета в 2014–2020 годах (млн. рублей) (составлена авторами)
Года |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ВВП |
79 058 484 |
83 094 304 |
86 014 204 |
92 101 347 |
103 875 800 |
11046000 |
10660000 |
Доходы |
14 496 880 |
13 659 242,9 |
13 460 040 |
15 088 914 |
19 454 369 |
19969300 |
20218600 |
При формировании федерального бюджета первого квартала 2019 г. были отмечены следующие показатели: максимальные темпы роста (от 10 до 15%) по сравнению с этим же периодом 2014 г. в нескольких значимых отраслях: к добывающая промышленность (прирост на 12,6%), и финансовая деятельность (13,3%). Другие сегменты экономики: аграрное хозяйство: (прирост на 10,9%), культура и спорт, сектор досуга - (10,9%), оказание услуг населению, не учтённые в перечисленных группировках (15%). Неплохой рост (близкий к 10% за пять лет) показали сектора госуправления, транспортировки и хранения. Производства, занимающиеся обработкой, за выросли на 4,4% за пять лет [2].
В последние 2 года заметен спад ВВП, в связи с пандемией COVID-19 и всеобщим спадом экономики этого периода. Наиболее заметное падение (13–15% за пять лет) отмечено в секторах торговли, водоснабжения и утилизации отходов. Деятельность домашних хозяйств показала «-9%», в убытке также сектор предоставления информации и связи. В секторе высококвалифицированных услуг объёмы выпуска за пять лет снизились на 3,5%. Сюда же включены и научные исследования (раздел M в ОКВЭД). Спад отмечен также в выпуске высокотехнологичных секторов экономики. В 2016 г. его прирост составил 10¸1% год к году, в 2017 г. замедлился до 5%, в 2018 г. сократился на 4,9%, а 2019 г. – на 11,5% [5].
Рассматривая результативно ориентированное бюджетирование в условиях современности, стоит отметить их осуществление в виде целевых программ, являющихся важнейшим средством реализации экономической политики государства и влияния на все процессы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Правильная организация целевого бюджетирования повышает качество управления бюджетными средствами, упрощает процессы формирования, реализации и последующего мониторинга, повышает результативность осуществления государственных расходов. Целевая социальная программа представляет собой комплекс социальных мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, исходя из приоритетных целей. Так же огромную роль в обеспечении эффективного решения задач в области социального развития России играют национальные проекты РФ, являясь средством быстрой концентрации ресурсов на решении первоочередных задач.
В целях реализации национальных проектов общий объем субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2021-2023 годах составит 115,6 млрд рублей, 105,7 млрд рублей и 69,1 млрд. рублей соответственно.
Мы видим, что в 2020–2022 годах прогнозируется увеличение объёма фонда национального благосостояния, при этом доля расходов федерального бюджета, направляемых на защиту граждан и оказание им социально значимых услуг, также повысятся, (то есть на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт), и составит 1,8% в 2021 году и 2,1% в 2022 году. Особенно это актуально в период пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, является своего рода вызовом для государства. Помимо защиты населения от инфекции, госструктурам требуется приложить максимум усилий, чтобы снизить социально-экономические последствия COVID-19.