Главная
АИ #18 (45)
Статьи журнала АИ #18 (45)
Мониторинг развития в малом бизнесе

Мониторинг развития в малом бизнесе

Автор(-ы):

Земляк Валерия Вячеславовна

Секция

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

мониторинг
мониторинговые исследования
достижение цели
гибкая разработка
традиционные методологии
выбор методологии
изменчивость требований

Аннотация статьи

В работе исследуются принципы мониторинга развития в организации, который используется как инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководителя своевременной и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

Текст статьи

На сегодняшний день метод мониторинга является важнейшим средством информационного обеспечения экономической, социально-политической, экологической и других фундаментальных сфер общественной жизнедеятельности, формирования необходимых баз данных по объекту исследования.

Владея необходимой информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени; сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамики их изменения, а также благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых предприятию приходится работать.

Мониторинг в научной и специальной литературе представляет собой способ исследования явлений и процессов, используемый во всевозможных науках для выявления динамики состояния исследуемых объектов.

С практической точки зрения, мониторинг на предприятии – это инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководителя своевременной и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

Оценка и анализ показателей развития предприятия согласно международным методическим рекомендациям по развитию производится в разрезе финансово-экономических, социальных и рисковых показателей. В каждом отдельном случае руководитель обязан анализировать большое количество объективных и субъективных факторов, учитывать многообразные специфические условия функционирования предприятия, определять критерии выбора решения. Для облегчения этой задачи, в каждой организации целесообразно создавать свой фонд методов управления, включающий те, что, с одной стороны, в наибольшей мере отвечают условиям и факторам ее функционирования и развития, а с другой – учитывают специфические проблемы, которые приходится решать.

Существует точка зрения, что в результате использования узкоспециализированой ориентации мониторинга может пострадать контроль Наличие системы мониторинговых показателей на предприятии – это возможность получения более полной информации, по сравнению с более узкими формами отчетности: статистической и финансовой. В связи с этим, управление можно считать сферой практического применения мониторинга. Мониторинг обеспечивает управление информацией в различных областях деятельности. Чем более полным и качественным будет состав мониторинговых показателей, тем более эффективными будут управленческие решения, осуществляемые руководством.

При использовании мониторинговых исследований руководство предприятия не только оценивает тенденции развития экономических процессов, но и отслеживает воздействие факторов, которые определяют возможное изменение протекающих процессов. Применение системы мониторинга на предприятии позволяет формировать основу для обнаружения руководством проблем, возникающих еще на ранних этапах. Это, в свою очередь, повышает эффективность выбранной руководством предприятия стратегии.

Важной задачей руководителя является умение организовать такую систему мониторинга, которая позволила бы быстро вносить необходимые коррективы в управление предприятием при возникновении неожиданных проблем. Помимо уже названных мониторинг решает следующие задачи:

  • организация наблюдения – получение объективной и достоверной информации о протекании на территории социально-экономических процессах;
  • оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот пли иной характер протекания экономических процессов;
  • обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
  • разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения
  • соответствующих органов управления и власти.

Руководитель осуществляет мониторинг состояния предприятия, сопоставляя текущие показатели с определенными нормами, и при необходимости вносит коррективы. Можно выделить этапы этого процесса:

    • непрерывная проверка показателей;
    • сравнение с запланированными показателями и оценка;
    • корректирующие действия и прогноз.

Для устойчивого функционирования предприятия сама система управления также должна подвергаться мониторингу. Мониторинг обладает большими возможностями при совершенствовании системы управления. Но вместе с этим это сложный процесс, связанный с исследованием внутренней и внешней среды предприятия.

Мониторинг развития с точки зрения управления рисками не производится на постоянной основе, как следствие - возникающие рисковые ситуации наносят больший ущерб. Возникающие рисковые ситуации могут выбить из колеи устоявшиеся бизнес-процессы, сильно повлиять не только на финансовые потоки, но и на репутацию компании.

Также можно отдельно отметить структуру и характеристику разделов мониторинга:

  1. Установка целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей;
  2. Планирование – оформление целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ. На основе его результатов разрабатывают стратегию предприятия, а затем план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей. Планы разрабатывают как по всему предприятию, так и по каждому подразделению. Мониторинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность различных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы;
  3. Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Как элемент системы мониторинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета.
  4. Система информационных потоков – важнейший элемент системы мониторинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривается как процесс преобразования информации: управленческие воздействия – это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объём информации, без которого эффективное управление невозможно. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия, тем больше информации нужно для эффективного управления.

Одна из основных задач мониторинга - информационная поддержка управления, решить её можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система мониторинга, должна отвечать следующим требованиям:

    • достоверность;
    • полнота;
    • существенность;
    • полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на её получение);
    • понятность;
    • своевременность;
    • регулярность.

Информационная система мониторинга должна строиться параллельно другим информационным системам предприятия. Например, определенная информация по затратам попадает из цеха в экономическую службу один раз в месяц, то планировать получение и обработка данной информации в системе мониторинга еженедельно или ежедневно невозможна. В процессе постановки информационной системы мониторинга выявляются «узкие места» в информационных потоках предприятия в целом, которые следует устранить. В рамках работы по внедрению информационной системы мониторинга происходит перестройка и оптимизация всех информационных потоков предприятия (всего экономического документооборота).

Таким образом, мониторинг объединяет в себе такие важнейшие функции управления как наблюдение, анализ, оценка, прогнозирование. По своей сути он является составной частью информационного обеспечения процесса управления. Проведение количественного и качественного мониторинга развития хозяйствующих субъектов позволяет получать данные, необходимые для выявления положения малого и среднего бизнеса. Грамотное использование полученной информации и ее распространение прямым образом влияет на поведение хозяйствующих субъектов.

Рецензент – Стерлядев О. Ю. 

Список литературы

  1. Завьялов, Д. В. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России / Д. В. Завьялов, О.В. Сагинова, Н.Б. Завьялова // Российское предпринимательство. – 2017.– №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-zadachi-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 29.04.2021).
  2. Казакова, Н. А. Управленческий анализ в различных отраслях: учеб. пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 288 с.
  3. Скалецкий, Е.В. Состояние российского малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса / Е.В. Скалецкий // Известия ДВФУ. Экономика и управление. – 2017. – С. 63-75.
  4. Слинков, А.М. Мониторинг как управленческий процесс: Принципы, методы, функции / А.М. Слинков // Научные Ведомости. – 2016.– № 2 (223). – Выпуск 37. – С. 63-70
  5. Теребова, С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России / С.В. Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 178-199.

Поделиться

1723

Земляк В. В. Мониторинг развития в малом бизнесе // Актуальные исследования. 2021. №18 (45). С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/2333-monitoring-razvitiya-v-malom-biznese

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Менеджмент и маркетинг»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля