Мониторинг развития в малом бизнесе
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Мониторинг развития в малом бизнесе

В работе исследуются принципы мониторинга развития в организации, который используется как инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководителя своевременной и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

Аннотация статьи
мониторинг
мониторинговые исследования
достижение цели
гибкая разработка
традиционные методологии
выбор методологии
изменчивость требований
Ключевые слова

На сегодняшний день метод мониторинга является важнейшим средством информационного обеспечения экономической, социально-политической, экологической и других фундаментальных сфер общественной жизнедеятельности, формирования необходимых баз данных по объекту исследования.

Владея необходимой информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени; сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамики их изменения, а также благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых предприятию приходится работать.

Мониторинг в научной и специальной литературе представляет собой способ исследования явлений и процессов, используемый во всевозможных науках для выявления динамики состояния исследуемых объектов.

С практической точки зрения, мониторинг на предприятии – это инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководителя своевременной и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

Оценка и анализ показателей развития предприятия согласно международным методическим рекомендациям по развитию производится в разрезе финансово-экономических, социальных и рисковых показателей. В каждом отдельном случае руководитель обязан анализировать большое количество объективных и субъективных факторов, учитывать многообразные специфические условия функционирования предприятия, определять критерии выбора решения. Для облегчения этой задачи, в каждой организации целесообразно создавать свой фонд методов управления, включающий те, что, с одной стороны, в наибольшей мере отвечают условиям и факторам ее функционирования и развития, а с другой – учитывают специфические проблемы, которые приходится решать.

Существует точка зрения, что в результате использования узкоспециализированой ориентации мониторинга может пострадать контроль Наличие системы мониторинговых показателей на предприятии – это возможность получения более полной информации, по сравнению с более узкими формами отчетности: статистической и финансовой. В связи с этим, управление можно считать сферой практического применения мониторинга. Мониторинг обеспечивает управление информацией в различных областях деятельности. Чем более полным и качественным будет состав мониторинговых показателей, тем более эффективными будут управленческие решения, осуществляемые руководством.

При использовании мониторинговых исследований руководство предприятия не только оценивает тенденции развития экономических процессов, но и отслеживает воздействие факторов, которые определяют возможное изменение протекающих процессов. Применение системы мониторинга на предприятии позволяет формировать основу для обнаружения руководством проблем, возникающих еще на ранних этапах. Это, в свою очередь, повышает эффективность выбранной руководством предприятия стратегии.

Важной задачей руководителя является умение организовать такую систему мониторинга, которая позволила бы быстро вносить необходимые коррективы в управление предприятием при возникновении неожиданных проблем. Помимо уже названных мониторинг решает следующие задачи:

  • организация наблюдения – получение объективной и достоверной информации о протекании на территории социально-экономических процессах;
  • оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот пли иной характер протекания экономических процессов;
  • обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
  • разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения
  • соответствующих органов управления и власти.

Руководитель осуществляет мониторинг состояния предприятия, сопоставляя текущие показатели с определенными нормами, и при необходимости вносит коррективы. Можно выделить этапы этого процесса:

    • непрерывная проверка показателей;
    • сравнение с запланированными показателями и оценка;
    • корректирующие действия и прогноз.

Для устойчивого функционирования предприятия сама система управления также должна подвергаться мониторингу. Мониторинг обладает большими возможностями при совершенствовании системы управления. Но вместе с этим это сложный процесс, связанный с исследованием внутренней и внешней среды предприятия.

Мониторинг развития с точки зрения управления рисками не производится на постоянной основе, как следствие - возникающие рисковые ситуации наносят больший ущерб. Возникающие рисковые ситуации могут выбить из колеи устоявшиеся бизнес-процессы, сильно повлиять не только на финансовые потоки, но и на репутацию компании.

Также можно отдельно отметить структуру и характеристику разделов мониторинга:

  1. Установка целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей;
  2. Планирование – оформление целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ. На основе его результатов разрабатывают стратегию предприятия, а затем план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей. Планы разрабатывают как по всему предприятию, так и по каждому подразделению. Мониторинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность различных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы;
  3. Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Как элемент системы мониторинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета.
  4. Система информационных потоков – важнейший элемент системы мониторинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривается как процесс преобразования информации: управленческие воздействия – это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объём информации, без которого эффективное управление невозможно. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия, тем больше информации нужно для эффективного управления.

Одна из основных задач мониторинга - информационная поддержка управления, решить её можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система мониторинга, должна отвечать следующим требованиям:

    • достоверность;
    • полнота;
    • существенность;
    • полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на её получение);
    • понятность;
    • своевременность;
    • регулярность.

Информационная система мониторинга должна строиться параллельно другим информационным системам предприятия. Например, определенная информация по затратам попадает из цеха в экономическую службу один раз в месяц, то планировать получение и обработка данной информации в системе мониторинга еженедельно или ежедневно невозможна. В процессе постановки информационной системы мониторинга выявляются «узкие места» в информационных потоках предприятия в целом, которые следует устранить. В рамках работы по внедрению информационной системы мониторинга происходит перестройка и оптимизация всех информационных потоков предприятия (всего экономического документооборота).

Таким образом, мониторинг объединяет в себе такие важнейшие функции управления как наблюдение, анализ, оценка, прогнозирование. По своей сути он является составной частью информационного обеспечения процесса управления. Проведение количественного и качественного мониторинга развития хозяйствующих субъектов позволяет получать данные, необходимые для выявления положения малого и среднего бизнеса. Грамотное использование полученной информации и ее распространение прямым образом влияет на поведение хозяйствующих субъектов.

Текст статьи
  1. Завьялов, Д. В. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России / Д. В. Завьялов, О.В. Сагинова, Н.Б. Завьялова // Российское предпринимательство. – 2017.– №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-zadachi-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 29.04.2021).
  2. Казакова, Н. А. Управленческий анализ в различных отраслях: учеб. пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 288 с.
  3. Скалецкий, Е.В. Состояние российского малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса / Е.В. Скалецкий // Известия ДВФУ. Экономика и управление. – 2017. – С. 63-75.
  4. Слинков, А.М. Мониторинг как управленческий процесс: Принципы, методы, функции / А.М. Слинков // Научные Ведомости. – 2016.– № 2 (223). – Выпуск 37. – С. 63-70
  5. Теребова, С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России / С.В. Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 178-199.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля