научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Социальная адаптация осиротевших детей в условиях ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства

В статье раскрыты особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях колледжа. Проанализированы технологии по социальной адаптации детей-сирот в системе среднего профессионального образования, на примере ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства г. Уфа. Приведены рекомендации социальному педагогу среднего профессионального образования по работе с детьми- сиротами в условиях колледжа.

Аннотация статьи
дети-сироты
социально-педагогическая адаптация
колледж
социальный педагог
детский дом
Ключевые слова

Студенческая жизнь – это сложный период для молодых людей, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом успешной социализации студентов. Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности.

Технология по социальной адаптации детей-сирот в системе среднего профессионального образования, на примере ГБПОУ Башкирский колледж сварочно- монтажного и промышленного производства г.Уфа имеет свои особенности. Поступившие в колледж студенты-сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на полное государственное обеспечение и имеют соответствующие законом льготы, до окончания ими данного учебного заведения.

Для подростков наступает непростой период постинтернатного приспособления не только в профессиональной образовательной организации, но и адаптацию к условиям социальной среды. Это переходная стадия от сиротского существования к взрослой, самостоятельной. Проблемы, которые детям-сиротам следует решать в данный переходный период:

  1. Переключение с внешней спрограммированной жизни к саморуководству, с бездейственного пребывания в государственном обеспечении к самообеспечению.
  2. Переключение от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения также законным формам поведения.
  3. Переключение с абсолютного принужденного повиновения преподавателям к ориентации на закон, права и собственную ответственность.

Одна из основных задач – это чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно влились в общество и самостоятельно строили свою жизнь достойного человека. А задача ГБПОУ БКСМиПП помочь им в социальной адаптации.

В этот непростой период приспособления и становления личности преподавателям и воспитателям следует идти двумя способами сопровождения студентов.

Первый способ – это профессиональное образование в стенах учебного заведения. Второй способ – подготовка к независимой жизни детей-сирот, живущих в общежитии, через формирование для них информационного поля: пути и методы обустройства собственной жизни, приобретение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми, таким образом, у них не имеется преемственный опыт для подражания.

В 2020 – 2021 учебном году в колледже обучается 92 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На первый курс приняты 41 человек, в том числе: 3 из детских домов Уфимского № 9 и Белебеевского детского дома; 6 – из приемных семей, 30 находятся под опекой, 2 человека пришли переводом на 2 курс.

Во время обучения дети сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе. Процесс происходит очень долго, подросток не сразу раскрывается, подпускает к себе. Поэтому педагог-психолог, социальный педагог беседуют и стараются узнать как можно больше о судьбе ребенка, кто пользуется авторитетом, какие имеет склонности, с кем из родственников общается.

Педагогический коллектив прикладывает много усилий, чтобы процесс адаптации проходил безболезненно. Стараются вовлечь подростков в общественную жизнь колледжа, кружки, секции. Дают отдельные поручения, чтобы подросток почувствовал себя полноценным членом обществ.

Зачастую у детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей отсутствует мотивация к получению образования. Они пропускают занятия без уважительной причины, опаздывают. Многие рассчитывают, что все равно получат диплом, не прикладывая усилий.

Работа по защите имущественных и неимущественных прав осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с органами опеки, и с организациями для детей-сирот, детскими домами, социальными приютами.

В колледже отлажена работа по питанию детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они обеспечены горячим питанием на завтрак, обед и ужин, в выходные и праздничные дни получают сухой паек.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают денежные средства на обмундирование, канцелярские товары. Проводится работа по правильному использованию денежных средств.

 Колледж индивидуально подходит к каждому выпускнику по вопросам трудоустройства или дальнейшего обучения. Кому еще не выделили жилье, устраиваем на предприятия с предоставлением общежития. Большую помощь в этом нам оказывает базовое предприятием ПАО «АК ВНЗМ», которое предоставляет рабочие места в г. Уфе, Республике Башкортостан и за ее пределами.

Таким образом, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях образовательных организация среднего профессионального образования должны быть направлена на социализацию выпускников и их дальнейшую интеграцию в общество.

Текст статьи
  1. Волкова Н.А. Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 6. Т. II. С. 33–35.
  2. Горнова Т.С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Т. 17. 2011. № 2. С. 192–196.
  3. Данилова З.Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. М.: Русимпо, 2015. 132 с.
  4. Кичигина Т.С. Технология проведения экспериментальной работы с детьми-сиротами // Среднее профессиональное образование. 2013. 85 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября