Главная
Конференции
Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игры
упражнения
пальчиковые игры
речь
развитие речи

Аннотация статьи

В статье говорится о развитии речи ребенка путем использования пальчиковых игр. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Текст статьи

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические – совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

  • универсальность – можно играть в любом месте в любое время;
  • кратковременность – обычно не более 2-5 минут;
  • активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
  • невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;
  • наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Таким образом, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Список литературы

  1. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет [Текст]/ Л. М. Козырева – Ярославль: Академия развития, 2007. - С.41.
  2. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук [Текст] / И. Светлова. – М.: «Эксмо», 2003. – 66 с.
  3. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/ О. С.Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 240 с.
  4. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. П. Федоренко, Г. А.Фомичева, В. К.Лотарев. – М.: 1977. – 120 с.

Поделиться

4667

Люц Е. А., Калитина О. П., Варшавская Т. А. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 137-139. URL: https://apni.ru/article/2335-palchikovie-igri-kak-sredstvo-razvitiya-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря