Библиотека – одна из древнейших организаций человечества. Современная библиотека признаётся учёными-библиотековедами сложной системой, состоящей из 3 или 4 взаимодействующих друг с другом основных элементов: документ, сотрудник, пользователь, материально-техническая база. Подобное представление о библиотеке влияет на её функционирование в XX и XXI веке. В этой связи интересен вопрос: как мыслились и что из себя представляли древние библиотеки, известные науке? Наиболее существенным их отличием является то, что древние библиотеки не являлись самостоятельными учреждениями. В данной статье речь пойдёт о самой крупной и известной – библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-629/627 гг. до н. э.) [6].
Начало ей положил в городе Ашшур другой ассирийский правитель – Тиглатпилезер I (1112-1074 гг. до н. э.). Во времена Ашшурбанипала библиотека, включавшая в себя самое представительное собрание вавилонской и литературы на других языках (шумерском, аккадском), находилась в столице Ассирии – Ниневии. Эта библиотека стала продолжательницей традиций более древних, относившихся к государству Шумер и располагавшихся в Лагаше, Ниппуре, Уре.
Основная часть фонда ассирийской библиотеки находилась в Львиной комнате, украшенной скульптурными сценами охоты на львов. К середине XIX века, когда библиотека была найдена, ей исполнилось примерно 25 столетий.
Тематика произведений была разнообразна: списки царей, царские послания, списки стран, рек и гор, коммерческие материалы, работы по математике, астрономии и медицине, словари и труды по грамматике. В отдельном помещении находились религиозные тексты. Здесь был найден наиболее полный текст мифа о правителе Шумера Гильгамеше на аккадском языке (его другие названия – восточносемитский и вавилоно-ассирийский).
В библиотеке имелся и своеобразный каталог. На специальных плитках указывалось название произведения, комната, где оно находится, полка, на которой оно хранится. На каждой книге присутствовал текст («библиотечный штамп»): «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслита даровали уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства» [3, 7].
«Книги-таблички» хранились в специальных глиняных кувшинах. На каждой полке имелась глиняная «этикетка» с названием отрасли знания. Незримо охраняла книги сила богов, о которых было сказано в предупреждающем тексте: «Того, кто посмеет унести эти таблицы… пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране» [3, 7]. Такой текст означал, что фондом могли пользоваться и читатели.
Сам правитель Ашшурбанипал был большим любителем книг и знаний. Он писал о себе: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, всё искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи…, постиг скрытые тайны искусства письма. Я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними… Я присутствовал на собраниях переписчиков… Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны…» [3, 6].
Ашшурбанипал собрал в столице Ассирии Ниневии самую выдающуюся библиотеку древней эпохи. Царь посылал в города Месопотамии опытных писцов, которые находили древние книги и снимали с них копии. Поэтому многие книги в конце текста имели сообщение: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено" [5]. Иногда появлялись и другие надписи: «Стёрто» или «Не знаю». Было собрано более 100 000 глиняных табличек по разным отраслям знаний на нескольких языках, среди которых шумерский, аккадский и вавилонский: медицинские трактаты и грамматические справочники, религиозные книги и мифы, летописи царей, астрономические наблюдения. Наиболее известными в настоящее время открытиями оказались уникальный вавилонский миф о сотворении мира «Энума Элиш», «Эпос о Гильгамеше». Самой большой по размеру табличкой размером 30 x 46 см. оказался текст договора между Ассирией и Мидией.
Космогонический миф «Энума Элиш», представленный на семи табличках, оказался одной из главных находок библиотеки Ашшурбанипала. Он повествует об устройстве мироздания и деяниях вавилонских богов. В поэме были переработаны шумерские сказания. В ней описывается возвышение бога Мардука, становящегося главным божеством вавилонского пантеона. Текст на аккадском языке начинается со слов:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что всё породила,
Воды свои воедино мешали [8].
«Эпос о Гильгамеше» является одним из первых сохранившихся художественных произведений в мире и самым крупным, написанным клинописью. «Эпос» создавался на аккадском языке на основе шумерских сказаний, начиная с XVIII-XVII вв. до н. э. «Ниневийская версия эпоса была записана «из уст Син-леке-уннинни, заклинателя» [5] в конце II тысячелетия до н. э. По одной из версий, она была переработана ассирийским жрецом и собирателем литературных и религиозных произведений Набу-зукуп-кену. Он разделил поэму на двадцать песен-таблиц, а также присоединил в конце поэмы дословный перевод второй половины шумерской былины «Гильгамеш и дерево хулуппу».
Среди находок оказалось и «Руководство по астрономии», оригинал которого был создан в Вавилоне. В «книге» были определены эклиптика Солнца и орбита Луны, говорится о лунных и солнечных затмениях, времени восхода звёзд, продолжительности дня. Упоминаются 12 знаков зодиака, среди которых есть и известные нам – Близнецы, Рак, Скорпион, Весы.
Медицинский справочник «Когда заклинатель приходит в дом больного» так назван по первой строке. Его автором был врач Набулец. Справочник состоял из 3 столбцов: в первом – название лекарственного растения; во втором – болезнь; в третьем – рецепт приготовления лекарства. Издание имело энциклопедический характер.
Известен также «Миф об Этане», в котором царь отправляется на небеса на спине орла в поисках «травы рождения». В «Царском списке Ниппура» о нём сказано, что Этана – пастух, вознесшийся на небеса, позднее ставший царём и царствовавший 1560 лет.
Сохранились такие строки из мифа, свидетельствующие об изменении вида земли по мере подъёма: «После двух двойных часов стремительного полёта орёл говорит: - Взгляни, мой друг, какой стала земля. – Земля сейчас выглядит точно лепёшка…». На ещё большей высоте «земля совсем исчезла» [5].
Библиотека Ашшурбанипала явно превзошла предшественников по направлению работы с фондами, что сближает её, насколько это возможно, с современными библиотеками. Библиотекари проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. На каждой табличке было указано имя царя, на последней странице было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. К нашему времени не сохранились документы, написанные на воске, папирусе и пергаменте, в отличие от клинописных табличек, закаляющихся во время пожара. До наших дней дошло не более 10 % фондов библиотеки Ашшурбанипала, хотя их количественное исчисление достаточно велико – около 30000.
Остался текст, описывающий как царь Ашшурбанипал, отдавал приказы о поиске новых табличек: «Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне. Одновременно я пишу главе храма и правителю города Борсиппы, что я приказал хранить тебе таблички в твоём складе. Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек. Если ты найдёшь ещё какую-нибудь табличку, которую будешь считать подходящей для моего дворца, возьми её и распорядись о её присылке мне сюда» [5].
Библиотека занимала помещения двух роскошных дворцов Ашшурбанипала, один из которых назывался «Дом наставлений и советов», другой – Львиный зал. Её судьба оказалась печальной. Через поколение после Ашшурбанипала столица Ассирии Ниневия пала в результате нашествия войск Вавилона и Мидии, несмотря на договор с последней. Библиотека оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где она хранилась.
Город подвергся полному разрушению, это была плата за тяжкие злодеяния, сделанные его правителями. Древний историк писал: «Горе тебе, город кровавый, исполненный обмана, преступлений, непрекращающихся грабежей! Несётся конница, сверкают мечи, блистают копья: убитых множество… Разграблена, опустошена и разорена Ниневия. Кто станет жалеть о ней? Все, кто слышат о тебе, радуются судьбе твоей: ибо кто же не испытывал непрестанно на себе злобы твоей?» [5].
«Подвигами» прославился и образованный царь Ашшурбанипал, оставлявший такие записи: «Я сжёг три тысячи пленных. Никого из них не оставил я живым». «Я вырвал языки тех воинов, нахальные уста которых говорили дерзости против Ашшура, моего бога…» [5].
Ашшурбанипал войдёт в историю как правитель, сочетавший образованность, утончённый вкус и кровожадность, говоривший о литературных произведениях: «Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моём, я разделил их на разделы, и я, царь царей, любимец богов, я умею даже читать их» [5].
О древней библиотеке Ниневии стало известно, благодаря раскопкам в середине XIX века, которые возглавлял английский археолог Остин Генри Лэйярд. Именно им был открыт Львиный зал. Учёный скончался вскоре после открытия. Остатки Ниневийской библиотеки хранятся в Британском музее. Каталог библиотеки был издан в Лондоне в конце XIX века. Помогавший О. Лэйярду иракский дипломат Ормуз Рассам обнаружил другой роскошный дворец рядом с Львиным залом. Серьёзный вклад в изучение Ниневийской библиотеки внёс Джордж Смит, расшифровавший миф о всемирном потопе.
Шумерская клинопись была принята многими народами, но не всеми. Конкуренцию глиняной клинописной книге составляла другая глубоко разработанная система письма – египетская. Именно в Древнем Египте был разработан первый максимально удобный материал для письма – папирус.