В настоящее время цифровизация образования создает ряд проблемных аспектов, решение которых является приоритетной задачей современной педагогики. Сам процесс получения знаний меняет свою форму относительно классического варианта, ориентированного на поиск нового знания, как ступени личностного развития. Интернет и система гаджетов позволяет обучающимся моментально находить любую информацию, что значительно сокращает временные рамки ее поиска, то есть непосредственного общения с различными источниками. Это, с одной стороны, усиливает зависимость обучающихся от сферы высоких технологий, с другой стороны, создает проблемы анализа и систематизации информации, полученной в результате мгновенного поиска.
В связи с этим повышения потенциала современного российского образования в условиях вызовов цифровой эпохи является приоритетным направлением отечественной педагогики. Один из ведущих отечественных специалистов в области инновационных технологии социально-гуманитарного образования В.В. Шоган подчеркивает, что нынешний постпозитивистский этап развития педагогики предполагает целый ряд рисков в процессе воспитания и обучения, связанных с цифровизацией образования. Для преодоления данных рисков в современной педагогике необходимо переосмыслить ментальный уровень субъекта образовательного и воспитательного процесса, уделив должное внимание чувствам обучающихся. Это позволит определить обучение, как процесс включения обучающегося в процесс психоэмоциональных переживаний, сопряженный с приобретением новых знаний умений и навыков [1, c. 15-16].
Реализация тезиса о переосмыслении ментального уровня субъекта образовательного и воспитательного процесса составляет основу педагогики чувства В.В. Шогана – научно обоснованной системы средств методов и форм, создающей в условиях образования атмосферу для идеального проживания опыта своей будущей взрослой жизни. Задача педагога в данном случае состоит в эффективной организации процесса социализации обучающегося, анализе и своевременной коррекции его глубинных состояний, а также в помощи перейти к реалиям современной жизни.
По аналогии с пятью основными чувствами человека, необходимыми для восприятия окружающего мира (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) педагогика чувств содержит пять составляющих навыков [2, c. 20-23].
Чувство жизни в данном ключе выступает аналогом зрения, так как витализм, то есть глубинный диалог ученика с природой и обществом, выстроенный на принципах созерцательности, заимствованных из древнекитайской философии. Данное чувство позволяет обеспечить гармонию с природой, снизить агрессию, а также определить параллели между миром людей и миром природы.
Чувство ритма, по аналогии со слухом, позволяет человеку слышать ритмы социума и индивидуальные темпоритмы, заложенные генетически. Ритмы социума обучающийся наиболее отчетливо может воспринимать на уроках истории, так как на них он может быть свидетелем целого ряда последовательных переживаний, как исторических личностей, так и целых народов. Индивидуальный темпоритм есть чувство, побуждающее у ученика жажду знаний и нежелание спокойно пребывать в реалиях социума. Другими словами, индивидуальный темпоритм есть включение внутренних переживаний в учебную деятельность и последующая ментальная переработка учебного материала.
Чувство формы есть рельефное и самосознательное движение по глубинам своего внутреннего мира. Это чувство движения осуществляется за счет возникновения и завершения внутреннего конфликта личности. Это чувство указывает ученику на непрерывность потока его сознания и самосознания, но обязательно с прерываниями, в которых он переживает конкретное чувство формы, определяющее всю ее жизнь. Если провести метафорическую аналогию с обонянием, то это чувство позволяет ученику на уроках истории вобрать в себя неповторимый аромат каждой эпохи и выбрать свой любимый. Данное чувство позволит ученику увидеть героические примеры его ровесников из прошлых эпох, осознать значимость молодежи в истории, выбрать свою дорогу жизни.
Чувство истока, по аналогии с осязанием, основано на виртуальном прикосновении к историческим эпохам за счет активизации творческих способностей и ассоциативного мышления учащихся. Наконец, чувство коммуникации позволяет учащимся активно выражать свое мнение, развивает навыки монологической и диалогической речи. Данное чувство, по аналогии со вкусом, может позволить субъекту коммуникации увидеть свои недостатки и достоинства, а речевой акт в данном случае будет выполнять функцию раздражения слизистой оболочки языка растворимыми веществами.
Отличительной чертой методической составляющей в педагогики чувств В.В. Шогана является то, что практика получения знаний осуществляется в педагогической ситуации «инстайта», т.е. «интеллектуального озарения» обучающихся. Педагогическая задача семинарских занятий в данной методике состоит в особой приближенности ребенка к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных операций. Дело в том, что педагогический феномен «инсайта» («интеллектуального озарения») - это условие, помогающее ребенку взойти к высокому уровню мыслительной концентрации за счет личностных переживаний и оценок таких понятий, как «время», «ответственность», «успех», «польза» и др.
Специфика инсайтного состояния обучающихся в педагогическом процессе заключается в превращении их сознания в абсолютное мышление, то есть в абстрагировании от внешнего мира и сосредоточении на мыслительных операциях в рамках изучаемой учебной дисциплины. Сама мысль обучающего в данном случае представляет собой целостное состояние, охватывающее все его сознание до такой степени, что становится частью его жизни.
Суть «инстайта» состоит в особой приближенности к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний на индивидуальном и групповом уровнях. Данная практика создает высокий уровень мыслительной концентрации и личных переживаний обучающихся, способствует развитию их самоорганизации.
Развивая созданную ранее идею педагогики чувства, В.В. Шоган создал технологию СПАС. По его мнению, человеческие представления, мышление, смысловые переживания, самостоятельные действия и рефлексии выступают следствием глубинных человеческих чувств, имеющих ментальную и трансцендентную направленность [3, c. 57-59].
В этом контексте каждый сезон обучения (четверть) завершается созерцательным путешествием в соответствии с возрастом. задача которого пробуждение глубинных чувств ментального и трансцендентного свойства, далее обучение и воспитание переходит в процесс проживания, где в работе клубов и учебных предметов осуществляется процесс проживания основных смысловых состояний человеческой жизни. Этот этап переходит в этап адаптации, имеющий информационную, коммуникативную и социальную стадии. И, наконец, последняя буква аббревиатуры «С» – социализация, выражающаяся в творческом волонтерстве школьников и студентов. структура технологии СПАС (созерцание, проживание, адаптация, социализация) в организации обучения и воспитания
Подчеркнем, что, указанная нами технология предусматривает комплексное и разностороннее изучение тем раздела, основанное на высоком уровне метапредметных связей. По этой причине учебный кабинет истории является одновременно музеем и историческим залом, где будут проводятся занятия истории, обществознанию, литературе и МХК. Занятия в рамках этого «квадривиума» следует синхронизировать в целях всестороннего изучения тем и разделов учебных дисциплин. На заключительном этапе каждого сезона (четверти) данные метапредметные связи дополнительно верифицируются посредством выездного мероприятия, то есть созерцательного путешествия с поэтапным выполнением заданий-препятствий, обозначающих прохождение той или иной локации.
Таким образом, разработанные В.В. Шоганом концепции педагогики чувства и педагогической технологии СПАС являются одним из средств преодоления негативных последствий цифровизации современного образования.