Эффективность любой деятельности определяется сложившимися условиями ее осуществления, формируемыми под воздействием внешних факторов. В этой связи инновационная активность субъектов бизнеса, основанная на коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, всецело зависит от развития инновационной инфраструктуры.
Теоретические и методологические аспекты формирования и развития инновационной инфраструктуры заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Эрик фон Хиппель [1], Кристина Теодараки и Девид Отретч [2], Филипп Агион [3], И.С. Зимин [4], А.Г. Шумилин [5], А.Г. Климков [6] в своих работах в разной степени касались ключевых аспектов развития инновационной деятельности в целом и инновационной инфраструктуры в частности. Результаты исследования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь представлены в работах Сорвирова Б.В. [7], Шумилина А.Г. [8], Н. С. Шелег, Н. А. Подобед [9] и других.
Акцентируя внимание на необходимости развития субъектов инновационной инфраструктуры, Сорвиров Б.В. и Пашин А.О. еще в 2014 году обратили внимание на необходимость выполнения ими возложенных на них функций и либерализацию бизнес-среды, что в дальнейшем дало необходимый толчок к ее развитию [7, c. 80]. Шумилин А.Г. в своих исследованиях также обращает внимание на проблему недостаточной развитости инновационной инфраструктуры решение которой он видит в формировании спин-офф компаний, центров трансфера технологий и инжиниринговых структур на базе научных организаций и учреждений высшего образования [8, с. 54]. Проблемы пространственного развития инновационной инфраструктуры в контексте снижения трансакционных издержек в своих исследованиях затронуты Н.С. Шелегом и Н. А. Подобед [9, с. 136].
Инновационная инфраструктура в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяется как совокупность юридических лиц, прошедших в установленном порядке процедуру регистрации в качестве субъектов таковой, предметом деятельности которых является обслуживание инновационной деятельности [10, 11]. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано в качестве субъектов инновационной инфраструктуры 26 юридических лиц, из которых 18 – научно-технологические парки, 7 – центры трансфера технологий и из числа иных юридических лиц – Белорусский инновационный фонд (БИФ). Не смотря на отнесение, в соответствии с национальным законодательством, к числу субъектов инновационной инфраструктуры венчурных организаций, в Республике Беларусь таковых не зарегистрировано [1; 12, с. 343; 13].
Динамика развития инновационной инфраструктуры Республики Беларусь в 2015-2021 гг. представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Количество субъектов инновационной структуры Республики Беларусь в 2015–2021 гг., ед. [12, с. 343;13]
Исследование пространственного размещения субъектов инновационной инфраструктуры показало их концентрацию в г. Минске – 7 субъектов, в том числе 4 научно-технологических парка, 2 центра трансфера технологий и БИФ. В Брестской, Витебской и Гродненской областях по 4 субъекта, Гомельской – 3, Могилевской и Минской областях по 2.
Не праздным сегодня остается вопрос финансирования развития инновационной инфраструктуры. Данная проблема поднималась в работах И.С. Зимина [4, с. 201; 14, с. 282], А. Г. Климкова и А. М. Ситкевич [6, с. 15], Сорвирова Б.В. и Пашина А.О. [7, с.80]. Как показывает практика, финансирование деятельности субъектов инновационной деятельности в республике Беларусь осуществляется как за счет доходов от коммерческой деятельности, так и за счет бюджетного финансирования. При этом следует отметить, что основной объем бюджетного финансирования приходится на научно-технологические парки. Бюджетное же финансирование организационной деятельности и развития материально-технической базы центров трансфера технологий и Белорусского инновационного фонда, не смотря на разнонаправленную динамику, снижается (рис. 2).
Рис. 2. Объем бюджетного финансирования организационной деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь в 2017–2019 гг., тыс. бел. руб.
Анализ структуры бюджетного финансирования показал, что Белорусский инновационный фонд получал средства только из республиканского бюджета. Бюджетное финансирование организационной деятельности и развития материально-технической базы научно-технологических парков в 2017–2019 гг. осуществлялось за счет трех источников – средств республиканского бюджета, республиканского централизованного инновационного фонда и местных инновационных фондов. Наибольший удельный вес бюджетных ассигнований в структуре финансирования научно-технологических парков принадлежит местным инновационным фондам. Их доля в рассматриваемом периоде колебалась от 79,5% до 86,1%. Средства республиканского централизованного инновационного фонда в 2017–2018 гг. направлялись на финансирование деятельности только научно-технологических парков. В 2019 г. за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда бюджетное финансирование организационной деятельности и развития материально-технической базы осуществлялось как научно-технологических парков, так и центров трансфера технологий.
Целью деятельности научно-технологических парков является оказание поддержки его резидентам на основе договоров на осуществление инновационной деятельности. Для характеристики основных результатов деятельности технопарков могут использоваться показатели производства инновационной продукции. Результирующие показатели деятельности резидентов научно-технологических парков представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Основные результаты деятельности резидентов научно-технологических парков в 2015–2019 гг.
Деятельность центров трансфера технологий в Республике Беларусь, в соответствии с национальным законодательством, направлена на продвижение и коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Однако, несмотря на это, уровень трансфера технологий в Беларуси не получил достаточного развития. Удельный вес экспортных поступлений от использования объектов интеллектуальной собственности в общем объеме экспорта товаров и услуг остается одним из самых низких в Европе.
Белорусский инновационный фонд, как субъект инновационной инфраструктуры, является некоммерческой организацией, которая осуществляет поддержку инновационных проектов на возвратной основе.
В этой связи, необходимым условием развития инновационной деятельности в Республике Беларусь представляется целесообразным усиление внимания к развитию инновационной инфраструктуры со стороны органов государственного управления с целью совершенствования нормативного и правового регулирования на основе использования лучших зарубежных практик в этой области. Кроме того, важным направлением является разработка стратегии пространственного развития инновационной инфраструктуры с созданием региональных субъектов на базе научных организаций, высших и средних специальных образовательных учреждений в контексте разработки и реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.