научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Формирование навыков выразительного чтения младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование навыка выразительного чтения младших школьников актуальная задача образовательного процесса начальной школы. Это объясняется рядом педагогических, социальных факторов. Однако вопрос о формирование навыка выразительного чтения младших школьников на уроках литературного чтения остается открытым.

Аннотация статьи
младшие школьники
навык выразительного чтения
элементы выразительного чтения
Ключевые слова

Обучение выразительному чтению младших школьников имеет смысл начинать с работы над поэтическим текстом, которая невозможна без базовых знаний об изобразительных средствах. При этом учитель должен направить свои усилия не на внедрение всех средств на уровне понятий, а на обогащение словарного запаса младших школьников. Им необходимо дать понимание того, что «образность речи подчинена замыслу автора и помогает читателю понять то, о чем он пишет». Именно понятие об образной стороне речи помогает читателю увидеть всю красоту художественного или поэтического текста.

Выразительное чтение поэзии – это своеобразная школа проверки творческого «я» каждого читателя. Поэзия специфическими средствами заостряет чувств, способствует эмоциональному познанию действительности. Она раскрывает перед слушателем реальную жизнь через переживания. Поэзия – это искусство, к тому же искусство образное. Автор в образах и картинах передает возникший в его сознании мир. И чтец вводит слушателей в мир художественных образов через чувства, заставляет их жить эмоциональной жизнью и ведет через чувства к мыслям и выводам.

Русские стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что в них существует упорядоченное сочетание ударных и неударных слогов. Система, содержащая подобное чередование называется силлабо-тонической. Ее мерой является стопа. Как мы знаем, стопа – единица стихотворного размера, а стихотворный размер – ритмическая форма стихотворения. Существуют двусложные и трехсложные размеры стиха, каждый из которых будет звучать по-разному. Так, к двусложным мы отнесем ямб и хорей. Отличие их состоит в том, что хорей имеет ударение на первом слоге стопы, а ямб – на втором. Таким образом, в строфе, написанной хореем, будут ударными нечетные слоги (1, 3, 5…), а в строфе, написанной ямбом – четные (2, 4, 6…). К трехсложным размерам стиха относят дактиль, амфибрахий и анапест. Они так же различаются постановкой ударения в стопе. Дактиль отличается ударением на первый слог, амфибрахий – на второй слог и анапест, соответственно, на третий слог. От того, каким размером написано лирическое произведение, будет зависеть его ритм и соответственно его выразительное или художественное чтение.

Исследователи и литературоведы сошлись на том, что произведения, написанные двусложным размером, можно скандировать, то есть читать, подчеркивая ударения на всех местах, где их можно поставить согласно размеру стиха.

Такое чтение является подсобным. Его нельзя использовать в художественном прочтении, однако при подготовке к выступлению имеет смысл проскандировать стихотворение – это позволит задать ритм, раскрывающийся в строчках самого произведения, создать особое настроение не только у читателя, но и у слушателя, воздействуя на его эмоциональную сторону. Помимо того можно услышать, что некоторые звуки повторяются в строфах. Ритм и звуковая организация стихов или гармония – основные компоненты стиха.

В других стихотворениях, где не находится таких постоянных ударных и безударных точек, ударения падают на разные слоги, между ударными слогами может быть разное количество неударных. Это так называемые дольники. Их нельзя скандировать. Такие стихи произносятся так, чтобы от ударения до ударения проходило одинаковое время [1]. Если попробовать произносить их, отбивая такт, мы увидим, что некоторые неударные слоги нам придется произносить быстрее (в случаях, когда слогов много). В остальных случаях, где между ударными стоит мало неударных слогов, придется при произнесении либо растянуть, либо сделать небольшую паузу, чтобы ударный слог совпал с ударом такта.

Основное значение в организации стиха имеет рифма. Рифмой называют созвучие, оканчивающее стихи. Рифмы также бывают различны. Так ученые определяют мужскую и женскую рифмы. Мужская рифма определяется по сходству ударного последнего слога, а женская – по сходству ударного первого. Планомерное повторение и чередование рифм образует строфу. Минимальная строфа может состоять из двух строчек. Особого внимания заслуживает онегинская строфа, которая состоит из 14 строчек. Расположение и чередование рифм непосредственно влияют на произнесение произведения. Так смежные мужские рифмы толкают нас на ускорение произнесения. Это наиболее заметно, когда строфа замыкается смежными рифмами. В таком случае ускорение показывает нам конец строфы.

Важнейшим средством для выразительного чтения является интонация.

Это довольно сложное понятие, которое, как и любое другое лингвистическое явление следует рассматривать с разных точек зрения. Лингвисты рассматривают интонацию как комплекс условий построения звучащей речи. Они также относят интонацию к одной из составных частей грамматики языка (к синтаксису), а кроме того включают ее в ряд дисциплин, связанных с техникой и выразительностью речи. Интонация труднорасчленима, хотя и в ней выделяют свои компоненты. Важно отметить, что все они работают в совокупности друг с другом. Но для рассмотрения о них можно говорить отдельно, не забывая при этом и о целостном явлении.

Логическое ударение необходимо в устной речи, поскольку оно является решающим фактором в определении смысла произведения. При неверном выделении логического ударения коренным образом меняется смысл целой фразы и, как следствие, происходит изменение замысла автора. Для правильной постановки логического ударения разработан ряд правил. Их применение важно преломлять с особенностями творчества автора, с палитрой чувств, пронизывающих произведение, а не применять механически.

Логические ударения принимают:

  • слова, являющиеся яркими изобразительными средствами языка (сравнения, эпитеты и др.);
  • противопоставление картин;
  • слова, передающие чувства автора, стоящие в начале фразы;
  • слова, передающие вопрос;
  • обобщающие слова, в которых заключена главная мысль;
  • слова, передающие содержание текста;
  • слова, передающие действия;
  • слова, раскрывающие название текста;
  • логическое ударение падает на обращение, стоящее в начале фразы;
  • логическое ударение ставится на именах существительных, а иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда существительное заменяется местоимением;
  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях, если эти слова не являются противопоставлением;
  • при сочетании двух существительных ударение падает на существительное в родительном падеже;
  • повторение слов, каждое из которых усиливает смысл предыдущего.

В своих трудах Артоболевский Г. В. говорит о том, что не рекомендуется чрезмерно использовать при чтении логические ударения, их наоборот необходимо снимать и ослаблять, так как обилие логических ударений перегружает текст и сбивает слушателя, не дает ему определить замысел автора [1].

Логическая пауза – короткая пауза. Если ее время затягивается, то она плавно переходит в паузу психологическую, которая в свою очередь усиливает психологическое значение фразы и придает высказыванию драматический посыл.

Как говорил К.С. Станиславский, психологическая пауза есть не что иное, как «красноречивое молчание». Ведь именно с помощью такого компонента интонации можно передать широкую гамму чувств: это и внутреннее волнение, и эмоциональное напряжение, переживание, возникшее в результате тех событий, которые автор затрагивает в своем произведении. Существуют также правила постановки пауз:

  • в конце предложения остановка длиннее;
  • на знаках препинания – короче;
  • в конце стихотворной строки ставится очень короткая пауза, если нет знака препинания;
  • строка в стихотворении представляет интонационно законченное сочетание слов.

Паузировка или членение на паузы способствует более детальному осмыслению художественного текста. Это очень важно особенно в младшем школьном возрасте, когда человек только знакомится с миром художественного слова.

«Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи» [2]. Различные знаки в конце предложений являются указателями не только для постановки пауз, но и для обозначения мелодического рисунка. При работе над мелодикой речи также предусмотрены особые правила:

  • в конце мысли необходимо понижать голос;
  • развитие мысли влечет за собой повышение голоса;
  • одно предложение может сочетать как повышение, так понижение голоса;
  • в некоторых случаях возможна монотонная мелодика.

Для каждого типа предложения так же характерны свои особенности мелодики. Так для повествовательных предложений характерно снижение тона к концу высказывания, с небольшой паузой в середине. Вопросительные предложения обычно читают с интонацией завершенности, повышая тон голоса на слове, содержащем вопрос. Предложения, содержащие восклицание, изначально читаются на высоком тоне. При этом на слове, выражающем самую сильную эмоцию восклицания, тон голоса становится ещё выше.

Мелодика речи очень сильно зависима не только от эмоциональной стороны высказывания, но и от постановки логического ударения, что еще раз доказывает взаимосвязь компонентов интонации.

Дополнительным средством обогащения мелодики речи является тембр. Тембр – это окраска голоса, его особенности, данные от природы. Поэтому у каждого человека тембр индивидуальный. Однако он способен изменяться под воздействием тех эмоций, чувств и переживаний, которые испытывает человек, читая текст художественного произведения. Именно эти оттенки добавляют интонации и эмоционального фона в речь. Не существует каких-то особых правил «раскрашивания» тона речи. Здесь важно искреннее

«вживание», вера в каждое произнесенное слово и наполнение каждого слова особенным смыслом и своими чувствами. Только тогда текст будет звучать живо и интересно.

Чтение стихотворных произведений зависит от вида лирики. Гражданская лирика имеет сильное волевое начало, несет утверждение определенных нравственных норм, поэтому она требует активного влияния на слушателей; пейзажная лирика сопровождается другой формой общения: чтец «делится» своими чувствами, которые возникли у него под влиянием увиденного; любовная лирика требует передачи гаммы чувств, тончайших изгибов человеческой души.

Всегда нужно осознавать, на какой период в творчестве автора приходится то или иное стихотворение: ранняя ли это любовная лирика, стихотворения о природе, колкая ли эпиграмма, сказка или произведения, написанные в ссыльные или тяжелые годы для поэта. Несмотря на то, что уже сложился какой-то определенный авторский стиль, творчество каждого поэта нужно рассматривать как нечто живое, развивающееся и постоянно изменяющееся. Также необходимо понимать, зачем автор пишет ту или иную строку, так как именно это понимание и осознание поможет читателю окрасить произносимое в нужный тон, добавить чувств и эмоций в речь, а слушателю будет легче воспринять смысл.

В выразительном чтении можно выделить две манеры – напевное чтение и простая ясная обыкновенная речь. Для большинства лирических произведений, изучаемых на начальной ступени литературного образования, безусловно, характерна напевность. Это нельзя смешивать с музыкальностью, которая присуща любой речи. Напевность есть специфическая манера исполнения. Напевность заключается в уместном выделении силой голоса ударных мест и грамотной постановке пауз и цезуры.

При чтении любого стихотворения исполнителю важно добиться, чтобы слушатели попали «на одну волну» с ним. Чтец всегда субъективен в своих чувствах, но он должен быть объективным в передаче мысли замысла автора. При таком условии слушатель воспринимает объективную оценку исполнителя и откликается мыслями и переживаниями. Происходит взаимное понимание и ощущение авторского замысла.

Таким образом, особенности выразительного чтения лирических произведений очень широки. Важно не только знать первоначальные основы организации стихотворения, но и иметь представление о творческом и жизненном пути самого поэта, поскольку это поможет лучше понять авторскую идею и передать ее при помощи звучащей речи. Выразительное чтение лирики имеет свою организацию, в отличие от прозы, поэтому стихи, в особенности, предназначенные для детского чтения, необходимо произносить напевно, мелодично, а не разговорной интонацией. Важный аспект в выразительном чтении лирики имеет также эмоциональная, чувственная составляющая чтеца.

Текст статьи
  1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
  2. Мальнева Л.С. Изучение поэтических произведений в начальной школе / Л.С. Мальнева. – М.: «Первое сентября», 2013. – 92 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября