Влияние пандемии на дефициты бюджетов
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (45), май '21

Влияние пандемии на дефициты бюджетов

Текущая экономическая ситуация во всех странах мира осложняется мерами сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Забота о здоровье нации призвала ввести беспрецедентные ограничения на ведение бизнеса. Ограничения коснулись как сферы услуг, так и государственных услуг. В результате большие неприятности возникли с дефицитом местного бюджета. Цель статьи – это исследование влияния пандемии коронавируса на баланс бюджетов. Нагрузка на бюджеты означает необходимость усиления межбюджетного регулирования в регионах. В документе представлены дополнительные меры по поддержке домохозяйств. Сформированы предложения по усовершенствованию.

Аннотация статьи
пандемия
бюджет РФ
Ключевые слова

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация кардинально повлияла на экономику во всём мире, а особенно сильно на национальную экономику Российской Федерации. Период пандемии повлёк за собой такие последствия как: рост безработицы, снижение доходов населения, что привело к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.

Есть четыре причины полагать, что Россия может пройти кризис, вызванный коронавирусной эпидемией и падением цен на нефть, лучше, чем многие другие страны (рис. 1).

Рис. 1. Причины легкого протекания кризисной ситуации 2020 (составлено авторами самостоятельно)

Для достижения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации и обеспечения бесперебойного функционирования учреждений жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания необходимо решить ряд проблем, в том числе проблему образования. и главное место - нарушение бюджета. Реализация собственных и делегированных полномочий требует увеличения финансовых ресурсов, собираемых на местном уровне, и соблюдения одного из важнейших принципов - сбалансированного бюджета.

В современных экономических условиях, на фоне распространения коронавирусной инфекции вопрос сбалансированности местных бюджетов становится наиболее актуальным.

Проводимые исследования о влиянии пандемии на экономику страны затрагивают, в основном, производство либо сферу услуг, либо касаются государственного уровня бюджетной системы. Например, Е. А. Раковских оценил влияние коронавирусной пандемии на социальную сферу в стране [3, с. 47-53]. Исследования о состоянии местных бюджетов в этих условиях не встречаются.

Федеральный бюджет на 2020 год исполнен с дефицитом 4,1 трлн рублей, или 3,8% ВВП. «По состоянию на конец декабря ожидаемый дефицит бюджета на год составлял 3,9% ВВП.

По данным на сайте Минфина, объем полученной выручки составил 18,72 трлн рублей, или 90,9% от общей суммы утвержденной выручки. Исполнение расходов с учетом изменений составило 22,82 трлн рублей, или 116,1% от общей суммы утвержденных расходов и 95,7% от сводного бюджетного списка. К концу 2020 года расходы федерального бюджета увеличились более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что отражает беспрецедентный уровень поддержки во время пандемии и восстановления после снятия ограничений. По темпам роста расходов Россия входит в первую пятерку стран группы G20.

В 2020 году ФНС перечислила в бюджет 10,98 трлн рублей, или 83,4% от прогнозируемых показателей доходов бюджета, в прошлом году ФНС перечислила в бюджет 4,75 трлн рублей, или 86,7% прогноза других федеральных органов - 2,99 трлн руб., или 153,4% к прогнозу.

Высокие поступления от налога с продаж позволили составить лучший бюджет на 2020 год, чем ожидалось, и отразить восстановление экономической активности.

Таблица

Объем государственного долга Российской Федерации за 2020-2022 г. [4]

Показатель

2019

2020

2021

2022

Объем государственного долга Российской Федерации, всего

15566,8

17201,9

19117,7

21204,0

%% к ВВП

14,3

15,2

15,9

16,5

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

11329,5

12981,3

14643,7

16619,3

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации

4 237,3

4 220,6

4 474,1

4 584,8

Фактическая производительность оказалась лучше, чем ожидалось. Этот результат был в основном связан с более динамичным потоком ненефтяных и газовых доходов.

Например, поступления от НДС увеличились более чем на 15% в четвертом квартале 2020 года после временного падения во втором и третьем кварталах, вызванного восстановлением потребительского спроса во второй половине года.

В целом рост налога на прибыль за год в реальном выражении составил более 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. что свидетельствует о стабильности доходов граждан от работы. Динамика профицита федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика профицита федерального бюджета., млрд. руб. (составлено авторами самостоятельно)

Динамика доходов отражает восстановление деловой активности. В целом, эта картина основных доходов домохозяйств, не связанных с нефтью и газом, в системе домохозяйств отражает сильное восстановление деловой активности после снятия ограничений, наложенных распространением коронавируса.

Поступления по налогу на прибыль в 2020 году снизились на 11,6% по сравнению с предыдущим годом. Это негативно сказалось на доходах населения в регионах, но было компенсировано дополнительными разовыми субсидиями. В то же время динамика налоговых поступлений улучшилась во второй половине года: если снижение во втором квартале достигло 30% в годовом исчислении, то в четвертом квартале оно замедлилось до примерно 3%.

География доходов была неоднородной: резкое снижение в основном было зафиксировано в нефтегазовых регионах, тогда как в несырьевых регионах это снижение уже сменилось небольшим увеличением в четвертом квартале.

Для выхода из сложившейся кризисной ситуации на данный момент государству необходимо менять общую конструкцию бюджета по сравнению с предыдущим планом на трехлетний период. На наш взгляд, необходимо сочетать урегулирование последствий кризиса, связанного с инфекцией COVID-19, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике, а именно применение льгот в отношении предприятий, обеспечивших сохранение персонала во время пандемии, снижении налогового бремени, что позволит активизировать деловую активность организаций и населения.

Текст статьи
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 12.02.2021)
  2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный доступ] // URL: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения: 02.05.2021)
  3. Политика финансовой стабильности: международный опыт: монография / Кузнецова В.В. М. : КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 224 с.
  4. МинФин. Бюджет РФ за 2020. [Электронный доступ] // URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdf (дата обращения: 02.04.2021)
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня