Главная
АИ #18 (45)
Статьи журнала АИ #18 (45)
Древние библиотеки мира народа хеттов

Древние библиотеки мира народа хеттов

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

история библиотек
глиняные таблички
история литературы
хетты
Богазкёй
Хаттусас
Хаттусилис III

Аннотация статьи

Статья посвящена библиотекам Хеттского государства (XIX-XIII вв. до н. э.). Приводится краткая история открытия Богазкёйского архива и небольшие отрывки из произведений на глиняных табличках, обнаруженных на территории современной Турции и северной Сирии. Статья может быть использована в разделе «История библиотек» по учебной дисциплине «Библиотековедение».

Текст статьи

Открытие народа хеттов состоялось в начале XX века. Профессор Оксфордского университета Арчибальд Сейс в 1903 году выпустил книгу «Хетты, или История забытого народа». Многие не поверили ему, назвав фантазёром и выдумщиком. Своё утверждение о существовании древнего народа на территории современной Турции и северной Сирии профессор основывал на анализе надписей и записок путешественников.

В 1906 году началась экспедиция под руководством немецкого исследователя Гуго Винклера. Раскопки проводились в селении Богазкёе, располагающемся в 145 километрах от Анкары.

В турецком Богазкёе было обнаружено около 11000 глиняных клинописных табличек. В библиотеке находились официальные документы (царские послания и обращения), летописи, ритуальные тексты, описания церемониалов, руководства по уходу за лошадьми и другие. Здесь присутствовал и определённый прогресс в описании книги, на ней было написано имя автора, его адрес и титул, имя переписчика. Был обнаружен каталог по именам авторов. Народ хеттов действительно существовал, Арчибальд Сейс был прав!

Чуть позднее раскопки начались на территории древней столицы хеттов Хаттусасе, располагавшейся рядом с современным Богазкёе, но не совпадавшей с ним полностью по территории. Здесь открытия оказались значительно богаче. Событием огромного значения стало обнаружение экспедицией Г. Винклера архивов хеттских царей. Среди открытий оказалась и табличка с посланием фараона Рамзеса II хеттскому царю. Для Винклера она значила очень много. Ведь ранее во время раскопок в египетском Тель-Амарне он изучал две глиняные таблички на неизвестном языке и надпись на стене Карнакского храма. Она начиналась со слов: «Смотри, я правитель хеттов, вместе с Рамсесом-Мериамоном, великим властителем Египта, пребываю в мире добром и в братстве добром» [2].

Богатству находок в Хаттусасе можно было позавидовать: развалины большого города, остатки стен, ворота с башнями, архив и библиотека, состоящая из десяти тысяч табличек! Ворота были излюбленной архитектурной формой хеттов. Были обнаружены Львиные, Царские, Земляные, ворота Сфинксов. Как защитник города особо почитался лев. Помимо ворот с «царём зверей» были связаны храм, бассейн [4].

Библиотека царя Хаттусилиса III (1283-1260 гг. до н. э) располагалась в столичном дворце правителя в Хаттусасе. Основная масса табличек были написаны на аккадском языке. Среди них встречались религиозные тексты, труды по математике, истории, комментарии к кодексу законов, литературные произведения. В числе последних были короткие рассказы, названные «записями недосмотров и глупостей» [1, 8]. Записи имели юмористический и критический характер. В них были описаны портреты нечестных чиновников, судей-бюрократов. Встречается история о полководце, заботящемся о победном донесении царю, а не о победе.

На хеттских табличках было указано авторство литературных и научных произведений. В клинописных текстах каталога хеттской библиотеки сохранились пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. В библиотеке хранилась литература на семи языках (по другим данным – 8) на глиняных и деревянных табличках. Среди языков встречаются хеттский, аккадский, увийский, хаттский, хурритский и другие [5]. Все эти факты свидетельствуют о порядке, который поддерживали хеттские библиотекари.

В качестве авторов себя проявили хеттские правители. Исследователями была открыта «Летопись Хаттусилиса I» – самый древний образец этого жанра в мировой литературе.

Хаттусилис (Хаттусили) III оставил свою автобиографию – одну из первых в мировой литературе. Он свергнул своего племянника Урхи-Тешуба (Мурсилиса III) и тем самым грубо нарушил закон Телупина, устанавливавший правила престолонаследия. Новый царь сочинил в своё оправдание документ, отличающийся изысканной формой. Он часто называется «Автобиографией Хаттусилиса» и открывается словами: «Так говорит Табарна Хаттусилис, Великий царь, царь страны Хатти, сын Мурсилиса, Великого царя, внук Суппилулиумаса, Великого царя, царя страны Хатти, потомок Хаттусилиса, царя города Куссара. Я говорю о божественном чуде Иштар. Да услышит о ней человечество, и в будущем среди богов Моего Солнца, сына, внука и потомства Моего Солнца да будет оказываться почтение Иштар» [6].

В «Анналах Мурсилиса» автором выступал другой правитель. События в произведении были строго разделены по годам, изложение строится по определённой схеме. В «Анналах Мурсилиса» было описано всё значительное и важное, что произошло в годы его правления.

Мурсилис (Мурсили) II обращается с молитвой к богам в форме письма во время чумы. В произведении чувствуется искренняя боль правителя, вызванная эпидемией, но он же и нелицеприятно указывает на вину хеттов в бедствии. «И люди страны Хатти и люди страны Мицри были связаны клятвой перед Богом Бури города Хатти. Но так вышло, что люди страны Хатти всё повернули по-иному. <…> Когда же взятые в плен были приведены в страну Хатти, тогда эти военнопленные принесли с собой мор на страну Хатти. И с того дня посреди страны Хатти продолжают умирать от чумы» (перевод В. В. Иванова) [7]. Царь создал ещё ряд молитв и религиозных текстов.

Изящество слога отличало и хеттских поэтов. На одной из табличек было открыто стихотворение в честь бога Солнца:

Солнечный бог небес, человечества пастырь.
Ты из моря выходишь, из моря – сына небес,
И устремляешься вверх, к небесам.
Солнечный бог небес, господин мой!
Рождённым людьми и диким зверем в горах,
Псу, и свинье, и насекомому в поле –
Всем ты даруешь то, что дано им по праву!
Изо дня в день…
 [2]

Что же стало известно о Хеттском государстве за время его существования? Оно просуществовало примерно 7 веков (XIX-XIII вв. до н. э.). К XVI веку до н. э. относят покорение хеттами Вавилона. В XIV-XIII вв. до н. э. они успешно воевали с хурритским государством Миттани и завоевали торговый город-государство Угарит. Хетты не были слабым звеном и в войнах с Египтом.

Соперничество происходило и в культурной сфере. Глиняная клинописная книга, принятая у хеттов и многих других народов, конкурировала с египетской системой письма, осуществляемым на папирусе. Хетты имели развитую культуру и сильное государство, поэтому неудивительно, что в XIII в. до н. э. египетские правители подписали с ними мирный договор. Хотя, как показала дальнейшая история, до падения хеттского государства оставалось совсем немного времени [3].

Раскопки и расшифровка табличек в Богазкёе-Хаттусасе, известном в науке как «Богазкёйский архив», продолжаются до настоящего времени. Следующей крупной экспедицией, начавшейся в 1931 году, руководил немецкий археолог Курт Биттель. За несколько лет исследователями было найдено более 6000 глиняных клинописных табличек. Особенностью экспедиции Биттеля стало обследование всего богазкёйского археологического поля, которое совершалось вместе со специалистами широкого профиля.

Первым крупным исследователем языка хеттов стал чешский учёный Бедржих Грозный. Незадолго до Первой мировой войны он был приглашён в Константинополь, где хранились нерасшифрованные хеттские таблички. В 1915 году им была опубликована статья «Решение хеттской проблемы», чуть позднее полный отчёт о проделанной работе. Бедржих Грозный доказал родство хеттского и лувийского языков индоевропейской семьи. Также им было установлено, что хетты использовали два основных вида письма: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи и силлабо-идеографическую письменность. Первая фраза, расшифрованная чешским учёным, гласила: «Теперь вы едите хлеб и пьёте воду» [2].

Советский учёный Вячеслав Всеволодович Иванов указывал, что хеттская литература является мостом между культурами древней Месопотамии и античности, а также новой европейской: «Хеттская и хурритская литературы представляют собой то не достававшее ранее звено, благодаря которому нам открывается преемственность между древней трагедией Месопотамии и античной основой всей новой европейской литературы» [2].

Столица хеттов Хаттусас была сожжена и разрушена примерно в 1200 г. до н. э. По одной из версий, это было сделано каски – северными соседями хеттов. Впрочем, точных доказательств нет [4]. Была утрачена большая часть деревянных табличек, огнестойкие глиняные таблички сохранились. Благодаря им, нам стала известна мудрость древнего народа, обитавшего на территории Малой Азии.

Список литературы

  1. Рубанова Т. Д. История библиотечного дела: Древний мир – Средние века – Эпоха Просвещения / Т. Д. Рубанова. – Челябинск, ЧГАКИ, 2003. – 112 с.
  2. Глухов А. … Звучат лишь письмена. – М., Книга, 1981 – https://ekniga.org/gumanitarnye-nauki/kulturologiya/259447-zvuchat-lish-pismena-sudby-drevnih-bibliotek.html
  3. Статья «Хетты» – https://ru.wikipedia.org/wiki/Хетты
  4. Налимова Н. А. Хаттуса в Новохеттский период: сакральная топография и образы защиты // Исторические исследования – 2015. – № 2. – http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/41/102
  5. Статья «Богазкёйский архив» – https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1750299
  6. Автобиография Хаттусили III – https://web.archive.org/web/20100724185639/http://hworld.by.ru/text/hatti/avtobio.html

Поделиться

1994

Косяков С. А. Древние библиотеки мира народа хеттов // Актуальные исследования. 2021. №18 (45). С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/2352-drevnie-biblioteki-mira-naroda-khettov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря