В сетевой медиакоммуникации наблюдается процесс интеграции таких жанров, как интервью – ток-шоу – подкастинг. Разговорный стиль обретает функциональную значимость. Для современного потребителя информации ответ на вопрос: «Какой формат выбирать – онлайн или офлайн?», – как правило, будет в пользу онлайн. Такое предпочтение оправдано: привлекает не только широта технологического охвата, но и ценовая политика – платишь за Интернет и все. Кроме того, рекламой, которая так назойливо встраивается в контент, можно в какой-то степени управлять – искушенный homo mediatus научился исключать из памяти ненужную информацию. На медиарынке всегда остается стилеобразующим такое понятие, как «конкурентоспособность»: онлайн-формат обладает беспрецедентной характеристикой – оперативностью. Термин «медиаформат» активно вошел в языковую и понятийную систему ценностей. Жанры и медиатексты интегрируются в медиапространстве. Качественная журналистика ориентирована на создание стилевого медиаформата, когда учитывается жанровая конвергенция.
Рис. Медийный контекст современной журналистики
«Медиаформат – это некая журналистская “величина”, определяющая качество медиатекста, который, в свою очередь, создается с соблюдением классических законов жанроведения. Возможна синонимическая замена – медиаформат или стилевой облик медиа» [5, с. 192]. Типологические характеристики СМИ были разработаны в отечественной школе журналистики и по сей день остаются основным методологическим руководством в профессиональной деятельности. Понятие «стилевой облик», или «медиаформат», возникло в результате современной интерпретации тех процессов, которые происходят в сфере журналистики. Речь идет о том, что жанровые и типологические границы медиа расширяются, требуются новые оценочные характеристики в контексте конвергентности и интерактивности. Изучение типологических особенностей медиаформата актуально для современной журналистики. Не случайно на факультете журналистики МГУ делается акцент на том, как приблизить теоретические знания к реальной медийной ситуации. «Важна роль факультета во взаимодействии с медиакомпаниями, журналистами и редакциями, журналистами и редакторами, чтобы выработать общую ценностную площадку. Профессиональные и этические стандарты журналиста неразделимы, и их важность неоспорима» [2, с. 8].
Пользовательский контент в сетевом сообществе YouTube многофункциональный. Рейтинг репутации и популярности интернет-платформ напрямую зависит от качества авторских эксклюзивных программ. Видеоподкасты Артема Варгафтика привлекают не только любителей музыки, но и людей других гуманитарных и социальных пристрастий. Участие в разных телепрограммах, ток-шоу, премьерных презентациях – все это многогранная публичная деятельность «универсального журналиста». И конечно, авторские подкасты заслуживают особого внимания и уважения. Персонификация пользовательского контента – один из важных медиаинструментов – помогает, с одной стороны, наладить «обратную связь», и коммерциализировать сетевой спрос и потребление, с другой стороны. Структурирование подкастов А. Варгафтика по принципу конвергенции видеоизображения, звучащего слова, поликодового текста на посте развивает традиции лонгрид-формата. Пользовательские аккаунты, которые отсылают к подкастам А. Варгафтика, действуют по принципу цикличности и жанровой интерактивности и отображают медийную значимость. Не только соблюдение законов медиатизации, воплощение коммуникативных целей и задач, но и личностные качества телеведущего (чувство стиля и художественный вкус) определяют работу «на результат». Все это знаменует новую эпоху авторской журналистики. Для социально-гуманитарного сообщества идея «личностного начала» первостепенна [3].
Жанровые медиатрансформации – неотъемлемая часть экосистемы «ИТ – телекоммуникации – медиа». «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:
- по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
- по типам каналов и технологий распространения;
- по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
- по организации собственности и способам измерения доходов;
- по социально-демографическим и стилевым характеристикам аудитории» [7, с. 14].
Без сомнения, онлайн- и офлайн-журналистика конкурентоспособна на рынке информации: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество массмедийных моделей. В структуре медиапотребления важны статистические характеристики нишевой целевой аудитории. Стремительно развивающиеся интернет-технологии вносят значительные корректировки во все сферы общественной жизни. Классические жанры, распределяемые по характеру сообщаемого (информационная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика), обретают современную медийную значимость. «Интервью – ток-шоу – подкастинг» – эта смысловая парадигма неразрывна в контексте медийных трансформаций. Журналистика воспроизводит диалогический формат речи, создавая условия для интеграции разных языковых уровней. М.М. Бахтин разработал теорию речевого общения и выделил «диалогичность» как основной критерий смены «смысловых позиций» [1]. Открывая границы устной и письменной речи, диалог детерминирует мыслительный процесс: «Языковое общение в принципе диалогично, более того, диалогичность – это форма существования языка в речи» [4, с. 11]. В современных условиях медиатизации речевое общение становится предметом изучения смежных наук: лингвистики и психологии, лингвистики и культурологии.
Интервью, как и все классические жанры журналистики, претерпело модификацию. Сейчас невозможно представить массмедийную систему без таких процессов, как конвергентность и интерактивность [6]. Дайджест-интервью, дайджест-очерк, интервью-обзор – такая конвергентная жанровая вариативность воспринимается как продолжение речевой диалогизации. В информационно насыщенном мире воспроизводятся разные речевые модели: нам приходится все время с кем-то беседовать, что-то доказывать, постоянно конкурировать и отстаивать свою точку зрения. Социальные сети – яркий пример речевой насыщенности и перенасыщенности, слова растворяются в потоке ненужных амбиций и общих фраз. Но это другая тема нашего исследования. Конечно, жанр интервью будто приспосабливается к медийной ситуации. Кто будет слушать скучно-правильного ведущего и тем более следить за его беседой с интервьюируемым? Яркая личность выходит за рамки рыночного спроса и потребления, создается персонифицированный авторский стиль. Таким образом, современная интерглобализация не только утверждает власть технократии, но и укрепляет стремление человека к интеллектуальному самосовершенствованию. Интервью – ток-шоу – подкастинг – эти диалогические «модусы» взаимосвязаны в контексте новых информационных стратегий и тактик.
Нельзя не отметить, что подкастинг как новый медиаформат обретает все большую популярность в американской журналистике. Понятие «журналист» расширяется: для создания подкаста важно обрести навыки создания личного бренда, найти свою целевую аудиторию. Мультимедийная ситуация спроецирована на интеграцию брендовых ролевых моделей.
Джо Роган – один из ярчайших представителей современного шоу-бизнеса США. Проявил себя во многих сферах: как прекрасный актер, великолепный сценарист, неподражаемый спортивный комментатор, талантливый ведущий и остроумный юморист. Роган работал над ТВ-шоу «Фактор страха» («Fear Factor»), как ведущий американской версии программы. В декабре 2009 г. Роган начал вести подкаст, который до мая 2020 г. транслировался на Ustream и YouTube. В подкасте участвовали разные гости, с которыми Джо обсуждал текущие события, политику, философию, хобби, историю и т.д. У него прекрасное чувство юмора. Примечательна передача еще и тем, что двух-трехчасовой разговор ведется в форме непринужденной беседы. Гостями становились известные журналисты, ученые, писатели, режиссеры, мастера боевых искусств и даже просто друзья Джо. Подкаст носит название «The Joe Rogan Experience» и насчитывает более тысячи выпусков. Основной жанр – ток-шоу.
В беседе с Джорданом Питерсоном Джо Роган делает акцент на том, как создает одночасовой standup comedy для Netflix. Сначала прорабатывается небольшой формат стендапа и апробируется на практике: восприятие аудиторией – первый критерий оценки качества. И постепенно, из каждодневных наблюдений, размышлений, планов и черновиков рождается целостная программа. Основной стилевой принцип Джо Рогана – соблюдение логики «событие – медиасобытие – медиатекст» – находит свое закономерное продолжение в формате подкастов. Реалистичность, документальность, фактологичность определяют характер разговорного эфира. Также достигается синтез реалистического и сатирического, событийного и авторского. Приведем краткий обзор подкастов «Академия Джо Рогана» – многоуровневой сетевой платформы.
Подкастинг раздвигает границы времени и пространства, словесного и визуального ряда. Прежде всего мы попадаем в мир автора-рассказчика, композиционный прием «рассказ в рассказе», динамика диалогического восприятия действительности конструируют коммуникативно целостное сетевое сообщество. Джо Роган – это бренд, конкурирующий на рынке информации, которая, к сожалению, перенасыщена модными предложениями. Совершенствовать свой качественный медиапродукт помогает Джо его жизненный опыт профессионального спортсмена, актера, оратора.
В сетевом пространстве YouTube важно рассказывать свои «истории», и это становится правилами сетевых стратегий. Пользовательский контент YouTube позиционирует просветительский тип коммуникаций. Жанровая разговорная парадигма «интервью – ток-шоу – подкастинг» воспринимается в контексте ценностной картины мира.