Речевые жанры в сетевом пространстве YouTube

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

модификация жанров
конвергенция
интерактивность
речетворчество
медиаформат
рейтинг репутации и популярности
комментирующий тип коммуникации

Аннотация статьи

Сетевое сообщество YouTube отличается высокой степенью интерактивности и конвергентности. Разговорные жанры модифицируются: интервью – ток-шоу – подкастинг – неотъемлемая часть картины медиамира. Кроме того, традиции журналистского творчества соотносятся с целевыми запросами аудитории. Такое понятие, как homo mediatus, интегрирует разные ниши пользовательского контента.

Текст статьи

В сетевой медиакоммуникации наблюдается процесс интеграции таких жанров, как интервью – ток-шоу – подкастинг. Разговорный стиль обретает функциональную значимость. Для современного потребителя информации ответ на вопрос: «Какой формат выбирать – онлайн или офлайн?», – как правило, будет в пользу онлайн. Такое предпочтение оправдано: привлекает не только широта технологического охвата, но и ценовая политика – платишь за Интернет и все. Кроме того, рекламой, которая так назойливо встраивается в контент, можно в какой-то степени управлять – искушенный homo mediatus научился исключать из памяти ненужную информацию. На медиарынке всегда остается стилеобразующим такое понятие, как «конкурентоспособность»: онлайн-формат обладает беспрецедентной характеристикой – оперативностью. Термин «медиаформат» активно вошел в языковую и понятийную систему ценностей. Жанры и медиатексты интегрируются в медиапространстве. Качественная журналистика ориентирована на создание стилевого медиаформата, когда учитывается жанровая конвергенция.

Рис. Медийный контекст современной журналистики

«Медиаформат – это некая журналистская “величина”, определяющая качество медиатекста, который, в свою очередь, создается с соблюдением классических законов жанроведения. Возможна синонимическая замена – медиаформат или стилевой облик медиа» [5, с. 192]. Типологические характеристики СМИ были разработаны в отечественной школе журналистики и по сей день остаются основным методологическим руководством в профессиональной деятельности. Понятие «стилевой облик», или «медиаформат», возникло в результате современной интерпретации тех процессов, которые происходят в сфере журналистики. Речь идет о том, что жанровые и типологические границы медиа расширяются, требуются новые оценочные характеристики в контексте конвергентности и интерактивности. Изучение типологических особенностей медиаформата актуально для современной журналистики. Не случайно на факультете журналистики МГУ делается акцент на том, как приблизить теоретические знания к реальной медийной ситуации. «Важна роль факультета во взаимодействии с медиакомпаниями, журналистами и редакциями, журналистами и редакторами, чтобы выработать общую ценностную площадку. Профессиональные и этические стандарты журналиста неразделимы, и их важность неоспорима» [2, с. 8].

Пользовательский контент в сетевом сообществе YouTube многофункциональный. Рейтинг репутации и популярности интернет-платформ напрямую зависит от качества авторских эксклюзивных программ. Видеоподкасты Артема Варгафтика привлекают не только любителей музыки, но и людей других гуманитарных и социальных пристрастий. Участие в разных телепрограммах, ток-шоу, премьерных презентациях – все это многогранная публичная деятельность «универсального журналиста». И конечно, авторские подкасты заслуживают особого внимания и уважения. Персонификация пользовательского контента – один из важных медиаинструментов – помогает, с одной стороны, наладить «обратную связь», и коммерциализировать сетевой спрос и потребление, с другой стороны. Структурирование подкастов А. Варгафтика по принципу конвергенции видеоизображения, звучащего слова, поликодового текста на посте развивает традиции лонгрид-формата. Пользовательские аккаунты, которые отсылают к подкастам А. Варгафтика, действуют по принципу цикличности и жанровой интерактивности и отображают медийную значимость. Не только соблюдение законов медиатизации, воплощение коммуникативных целей и задач, но и личностные качества телеведущего (чувство стиля и художественный вкус) определяют работу «на результат». Все это знаменует новую эпоху авторской журналистики. Для социально-гуманитарного сообщества идея «личностного начала» первостепенна [3].

Жанровые медиатрансформации – неотъемлемая часть экосистемы «ИТ – телекоммуникации – медиа». «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:

  • по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
  • по типам каналов и технологий распространения;
  • по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
  • по организации собственности и способам измерения доходов;
  • по социально-демографическим и стилевым характеристикам аудитории» [7, с. 14].

Без сомнения, онлайн- и офлайн-журналистика конкурентоспособна на рынке информации: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество массмедийных моделей. В структуре медиапотребления важны статистические характеристики нишевой целевой аудитории. Стремительно развивающиеся интернет-технологии вносят значительные корректировки во все сферы общественной жизни. Классические жанры, распределяемые по характеру сообщаемого (информационная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика), обретают современную медийную значимость. «Интервью – ток-шоу – подкастинг» – эта смысловая парадигма неразрывна в контексте медийных трансформаций. Журналистика воспроизводит диалогический формат речи, создавая условия для интеграции разных языковых уровней. М.М. Бахтин разработал теорию речевого общения и выделил «диалогичность» как основной критерий смены «смысловых позиций» [1]. Открывая границы устной и письменной речи, диалог детерминирует мыслительный процесс: «Языковое общение в принципе диалогично, более того, диалогичность – это форма существования языка в речи» [4, с. 11]. В современных условиях медиатизации речевое общение становится предметом изучения смежных наук: лингвистики и психологии, лингвистики и культурологии.

Интервью, как и все классические жанры журналистики, претерпело модификацию. Сейчас невозможно представить массмедийную систему без таких процессов, как конвергентность и интерактивность [6]. Дайджест-интервью, дайджест-очерк, интервью-обзор – такая конвергентная жанровая вариативность воспринимается как продолжение речевой диалогизации. В информационно насыщенном мире воспроизводятся разные речевые модели: нам приходится все время с кем-то беседовать, что-то доказывать, постоянно конкурировать и отстаивать свою точку зрения. Социальные сети – яркий пример речевой насыщенности и перенасыщенности, слова растворяются в потоке ненужных амбиций и общих фраз. Но это другая тема нашего исследования. Конечно, жанр интервью будто приспосабливается к медийной ситуации. Кто будет слушать скучно-правильного ведущего и тем более следить за его беседой с интервьюируемым? Яркая личность выходит за рамки рыночного спроса и потребления, создается персонифицированный авторский стиль. Таким образом, современная интерглобализация не только утверждает власть технократии, но и укрепляет стремление человека к интеллектуальному самосовершенствованию. Интервью – ток-шоу – подкастинг – эти диалогические «модусы» взаимосвязаны в контексте новых информационных стратегий и тактик.

Нельзя не отметить, что подкастинг как новый медиаформат обретает все большую популярность в американской журналистике. Понятие «журналист» расширяется: для создания подкаста важно обрести навыки создания личного бренда, найти свою целевую аудиторию. Мультимедийная ситуация спроецирована на интеграцию брендовых ролевых моделей.

Джо Роган – один из ярчайших представителей современного шоу-бизнеса США. Проявил себя во многих сферах: как прекрасный актер, великолепный сценарист, неподражаемый спортивный комментатор, талантливый ведущий и остроумный юморист. Роган работал над ТВ-шоу «Фактор страха» («Fear Factor»), как ведущий американской версии программы. В декабре 2009 г. Роган начал вести подкаст, который до мая 2020 г. транслировался на Ustream и YouTube. В подкасте участвовали разные гости, с которыми Джо обсуждал текущие события, политику, философию, хобби, историю и т.д. У него прекрасное чувство юмора. Примечательна передача еще и тем, что двух-трехчасовой разговор ведется в форме непринужденной беседы. Гостями становились известные журналисты, ученые, писатели, режиссеры, мастера боевых искусств и даже просто друзья Джо. Подкаст носит название «The Joe Rogan Experience» и насчитывает более тысячи выпусков. Основной жанр – ток-шоу.

В беседе с Джорданом Питерсоном Джо Роган делает акцент на том, как создает одночасовой standup comedy для Netflix. Сначала прорабатывается небольшой формат стендапа и апробируется на практике: восприятие аудиторией – первый критерий оценки качества. И постепенно, из каждодневных наблюдений, размышлений, планов и черновиков рождается целостная программа. Основной стилевой принцип Джо Рогана – соблюдение логики «событие – медиасобытие – медиатекст» – находит свое закономерное продолжение в формате подкастов. Реалистичность, документальность, фактологичность определяют характер разговорного эфира. Также достигается синтез реалистического и сатирического, событийного и авторского. Приведем краткий обзор подкастов «Академия Джо Рогана» – многоуровневой сетевой платформы.

Подкастинг раздвигает границы времени и пространства, словесного и визуального ряда. Прежде всего мы попадаем в мир автора-рассказчика, композиционный прием «рассказ в рассказе», динамика диалогического восприятия действительности конструируют коммуникативно целостное сетевое сообщество. Джо Роган – это бренд, конкурирующий на рынке информации, которая, к сожалению, перенасыщена модными предложениями. Совершенствовать свой качественный медиапродукт помогает Джо его жизненный опыт профессионального спортсмена, актера, оратора.

В сетевом пространстве YouTube важно рассказывать свои «истории», и это становится правилами сетевых стратегий. Пользовательский контент YouTube позиционирует просветительский тип коммуникаций. Жанровая разговорная парадигма «интервью – ток-шоу – подкастинг» воспринимается в контексте ценностной картины мира.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 444 с.
  2. Вартанова Е.Л. Университетский формат журналистики // Независимая газета. 2011. № 242. 8 нояб. С. 8.
  3. Дрожжин А.В. «Новая журналистика» и тенденции неогуманизма в современном обществе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 274–282.
  4. Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь: ПГУ, 1986. 91 с.
  5. Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сб. науч. трудов / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2013. С. 183-193.
  6. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 3. С. 370–381.
  7. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. 384 c.

Поделиться

2199

Куницына Н. В. Речевые жанры в сетевом пространстве YouTube // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/2356-rechevie-zhanri-setevom-prostranstve-youtube

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января