Инновационные технологии обучения в системе образования в контексте глобализации

Инновационные технологии обучения в системе образования в контексте глобализации

В статье рассматриваются проблемы внедрения в сферу образования в современных условиях глобализации качественно новых образовательных технологий, главными аспектами которых являются: технологизация всей структуры образования, непрерывная модернизация и интеграция научно-исследовательских и образовательных систем.

Аннотация статьи
инновационные технологии
обучение
образование
учебный процесс
интерактивное обучение
глобализация
оптимизация
Ключевые слова

Современные тенденции в развитии образования в контексте глобализации создали необходимость реформирования и совершенствования всей системы образования в целом, внедрение новых образовательных, культурных, научно-технических стандартов, направленных на интеграцию отечественной системы образования в общемировом пространстве. В контексте глобализации основными особенностями современного образования являются ориентация на личность, обеспечение комфортных условий получение образования, подготовка личности к функционированию в сложных условиях противоречивого социума; формирование таких черт, как толерантность, восприятие других культур, религий, ценностей, умение общаться с их носителями, стать гражданином глобализированного общества.

Важной составляющей современной системы образования является внедрение качественно новых образовательных технологий, главными аспектами которых являются: технологизация всех видов научных исследований (естественных, математических, химических, гуманитарных, социальных, политологических, культурологических и т.п.); перераспределение государственного финансирования из сферы фундаментальных исследований в сферу технологических, в развитие социальной и информационной инфраструктуры науки; внедрение современных компьютерных и сетевых технологий; непрерывная модернизация и интеграция научно-исследовательских и образовательных систем, повышение национального престижа образования, технологий и науки, их ориентация на решение проблем устойчивого развития и устранения угроз дестабилизации в глобальном и локальном масштабах; рост и широкое применение новых информационно-образовательных технологий.

Главными направлениями этого процесса должны стать:

  • создание предметно-ориентированных учебно-информационных сред, которые позволяют использовать мультимедийные средства, системы гипермедиа, электронные учебники и др.;
  • освоение средств коммуникации (компьютерной сети, телефонной, телевизионной, спутниковой связи для обмена информацией);
  • обучение правилам и навыкам "навигации" в информационном пространстве;
  • развитие дистанционного образования.

Обучение с использованием инновационных технологий качественно превышает отечественное образование. Оно интегрирует процессы, которые нельзя объединять в рамках классического образования, а именно обучение, трудоустройство, планирование карьеры, непрерывное образование. В сравнении с классическими технологиями, инновационные характеризуются целым рядом особенностей, среди которых важнейшими являются: субъективный тип и характер взаимоотношений между студентами и педагогом; диалогический, демократический и рефлективный стиль взаимодействия; групповые и коллективные формы организации учебного процесса; проблемные, поисковые, эвристические и исследовательские методы обучения; эффективные способы получения и усвоения информации, ориентированные на поисково-мыслительную деятельность. Следует отметить, что в контексте таких взаимоотношений педагог выполняет функцию организатора содружества, посредника, консультанта и руководителя поисковой деятельности студентов, в то же время студент имеет активную личностную позицию, мотив к самосовершенствованию и интерес к учебной деятельности [1, с. 7].

Важную роль и место в контексте глобализации имеет интерактивное обучение, суть которого заключается в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия учащихся. Оптимизации учебного процесса в условиях интерактивного обучения способствует то, что в человеке преобладают две потребности - потребность постоянного совершенствования и потребность быть в безопасности. Такая безопасность, или своеобразный комфорт обеспечивается студентами в процессе взаимодействия, сотрудничества, работе в парах или группах.

Именно интерактивные методы способствуют тому, что студенты осваивают все уровни познания (знание, понимание, анализ, синтез, оценивание, применение), развивают критическое мышление, рефлексию, умение решать проблемы.

Во время обучения по интерактивным технологиям с применением методик развития критического мышления студенты учатся анализировать ситуацию; обсуждать проблему и принимать решение; занимать четкую позицию; обосновывать свой ответ; четко высказывать свое мнение или мнение коллектива, регламентируя при этом время; ставить четкие вопросы и давать на них содержательные ответы; аргументировать ответ; отыскивать причинно-следственные связи, сравнивать, прогнозировать; аргументировано оценивать деятельность.

Одним из методов интерактивного обучения, как известно, является метод "мозгового штурма", направленный на решение сложных задач в ограниченное время и развитие творческих способностей. Суть метода заключается в том, что необходимо выразить наибольшее количество идей за небольшой промежуток времени, обсудить и осуществить их отбор. Метод "мозгового штурма" можно использовать в различных формах учебной деятельности: в работах с мини-группами, командами, большими группами, в процессе индивидуальной работы. Интересным и эффективным является также метод проектов, то есть система обучения, при которой студенты получают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов различных уровней сложности. Этот метод позволяет студентам самостоятельно получать знания или применять уже имеющиеся, причем вместо действий по образцу в основном выполняется поисковая и исследовательская деятельность.

Оптимизации обучения способствует также методика развития критического мышления – личностно ориентированная модель обучения, которая активизирует общение личностей. В рамках данной методики используются приемы так называемой "интеллектуальной провокации", направленной на развитие умения задавать вопросы, направляющие ход мышления; "фрейминг", суть которого заключается в постановке вопроса таким образом, чтобы можно было найти ответ [2, с. 34].

Эффективному усвоению содержания обучения способствует также использование новейших информационных технологий. Совокупность методов и технических средств накопления, организации, хранения, обработки, передачи и распространения информации расширяет знания студентов и развивает их возможности по решению технических и социальных проблем. Основные задачи современных информационных технологий направлены на интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества; построение открытой системы образования; системную интеграцию предметных областей знаний; развитие творческого потенциала студентов, его коммуникативной деятельности; формирование информационной культуры студентов; реализацию социального заказа, обусловленного информатизацией общества. Средствами новых информационных технологий являются имеющиеся программные средства и текстовые материалы; мини-учебники, справочники и презентации; Интернет-ресурсы.

Важной особенностью образовательных технологий на этапе глобализации является электронное обучение, то есть образовательное пространство, в котором происходит формирование у студентов качеств и умений необходимых современному человеку, а именно: а) медиаграмотность; б) критическое мышление; в) способность к решению творческих задач; г) умение мыслить глобально; д) готовность работать в команде; е) гражданское сознание.

Электронное обучение предполагает интеграцию знаний и информации по цифровым технологиям, ориентацию на потребностях личностей, возможный доступ к обучению где угодно и когда угодно, доступ ко всему миру информации. Исследование обучения "один на один” демонстрирует: улучшение результатов письменных заданий; лучшие аналитические навыки; вовлечение в процесс решения проблем; эффективнее сотрудничество в обучении; улучшение уровня посещения занятий; непрерывный процесс обучения.

Таким образом, использование на практике выше рассмотренных инновационных технологий помогут достичь поставленной цели в обучении. В условиях глобализации отечественная образовательная политика претерпела радикальные изменения, что отражается в мировых образовательных тенденциях, таких как массовость и непрерывность характера образования; значимость образования как для индивида, так и для общества; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность; обеспечение возможностей его самораскрытия. Эти тенденции свидетельствуют о том, что главной функцией образования является развитие личности, признание субъективности человека, то есть наличие собственной цели, интересов и потребностей в современном обществе. Для обеспечения выполнения данных функций используется система средств - инновационных технологий, которые, безусловно, способствуют оптимизации и эффективности учебных процессов, созданию комфортных условий получения образования и формированию у индивидов самостоятельности и развития в них гражданских, профессиональных и лидерских качеств.

Текст статьи
  1. Аракелов А.В., Алиева М.Ф. Система образования в условиях глобализации. Вестник АГУ, 2014. №4. С.17.
  2. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 104 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня