Проблемы государственного регулирования туристской деятельности в Байкальском регионе

Проблемы государственного регулирования туристской деятельности в Байкальском регионе

В статье рассматривается особенность туристской деятельности в Байкальском регионе, анализируются проблемы государственного регулирования туристской деятельности в данном регионе и возможные пути их решения.

Аннотация статьи
Байкальский регион
государственное регулирование туризма
туризм
перспективы развития туризма
туризм в Бурятии и Иркутской области
Ключевые слова

Озеро Байкал, как участок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, является одним из самых известных и популярных объектов туризма не только в России, но и в мире.  Уникальность и эндемичность флоры и фауны способствует активному развитию туризма в данном регионе. Отдых на Байкале можно сравнить с приобщением человека к природе – дикой, нетронутой техническим прогрессом и урбанизацией, чистой и очень разнообразной.

Туризм на Байкале – это не просто посещение озера. Туристические компании сегодня предлагают различные варианты экскурсионных маршрутов для того, чтобы открыть туристам всю красоту уникального озера. Государство в свою очередь так же делает многое для устойчивого развития туризма и координации туристской деятельности в данном регионе. Во-первых, для координации туристической деятельности и для ее развития по всем направлениям был создан единый туристический регион, который сегодня известен как «Байкальский туристический регион». Объединение произошло на основании межрегиональных связей в туристической сфере.

Акватория озера Байкал располагается на территории двух регионов. Это республика Бурятия и Иркутская область. Для туристов, которые посещают озеро, туристический объект рассматривается как единый, независимо от того в каком субъекте РФ он располагается. Байкальский туристический регион – это акватория озера Байкал с прилегающими районами, включая все существующие на территории туристические объекты. Инфраструктура туризма – это комплекс сооружений, коммуникационных и инженерных сетей, дорог, средств связи и организации, которые обеспечивают нормальный досуг туристов и их доступ к туристическим ресурсам [4].

Необходимость введения единого понятия «Байкальский туристический регион» было связано с тем, что государство планирует новые разработки в сфере освоения территории как туристического объекта. В настоящее время стратегическая цель развития региона заключается в обеспечении конкурентоспособности Байкальского региона на длительный период. Кроме того, одной из причин пристального внимания государства к данному туристическому региону является, то, что озеро Байкал входит список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Следует отметить, что из всей территории России в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены только 5 российских природных объектов. Это девственные леса Коми, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ и. как отмечалось ранее, озеро Байкал [4].

Независимо от расположения объекта, на сегодняшний день для развития туризма в отдельно взятом регионе без поддержки государства не обойтись. Территория байкальского туристического региона на сегодня имеет все шансы, чтобы стать международным туристическим объектом, несмотря на то, что с 1990-х годов всё ещё остаются проблемы, препятствующие этому и непосредственно связанные с несовершенством системы централизованного финансирования отрасли в данном регионе. Кроме того, бизнес-структуры в виду нестабильности туристического потока являются не привлекательными для государственного инвестирования в туризм.

Таким образом, финансовое обеспечение туристической отрасли в данном регионе это одна из ключевых проблем, которая требует государственного регулирования. Первым шагом для решения данной проблемы государственные структуры посчитали создать советы и департаменты по туризму при областной, региональной и муниципальной администрации. На сегодняшний день существует исполнительный орган государственной власти, который регулирует туристические потоки в регионе и называется Управление по туризму министерства экономического развития труда, науки и высшей школы.

Одной из причин неэффективности государственного регулирования туристической отрасли в байкальском туристическом регионе, помимо отсутствия единой системы финансирования, является неэффективность государственной структуры управления рассматриваемой отраслью. Ежегодно туристические компании разрабатывают новые стратегии и программы для привлечения туристов и для обеспечения их комфортного пребывания в рамках туристического путешествия. Новшества туристической отрасли требуют более современного и продвинутого регулирования со стороны государства. Туристическая отрасль нуждается в том, чтобы государство разрабатывало новые программы и стратегии, которые шли бы в ногу со временем и соответствовали запросам, как туристических компаний, так и туристов. В республике Бурятия проблема заключается в том, что с 1995 года, после создания Комитета по делам физкультуры спорта, туризма и молодёжи реорганизация проходила только в 2005 году, когда было основано республиканское агентство по туризму, и, за которым закрепились все полномочия и функции по управлению отраслью. Другими словами, с 2005 года реорганизации структуры управления отрасли не происходили [1].

Для решения проблемы, как финансирования, так и управления отраслью на государственном уровне, представителя региональной и муниципальной администрации необходимо задать целевой ориентир на развитие туристической отрасли в байкальском регионе, основываясь на всемирно известных программ по туризму и ссылаясь на опыт стран, где туризм – это одна из ведущих отраслей страны. Кроме того, развитие туризма в регионе – это не только возможность получить инвестирование в инфраструктуру региона, но и повысить уровень жизни населения за счет дополнительных рабочих мест в туристической отрасли.

В рамках деятельности государства в управлении туристической отраслью в 2019 году был принят важный шаг. 1 августа 2019г в силу вступили Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия [2]. Данные правила устанавливают принципы, направления, экологические и иные требования к организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в пределах Республики Бурятия.

Таким образом, удалось выяснить, что представляет собой Байкальский туристический регион и какими органами государственной власти регулируется туристическая деятельность в данном регионе (Министерство туризма Республики Бурятия и Агентство по туризму Иркутской области). Целесообразно указать законодательную базу, на основании которой действуют органы регулирования:

– Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» [5];

– Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории от 19 сентября 2019 года № 777-пп, утверждены правительством Иркутской области [3];

– Постановление от 1 августа 2019 года N 416г. Улан-Удэ Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия [2].

Таким образом, законодательная база устанавливает не только правила организации туристской деятельности в регионе, но и устанавливает ответственность за нанесение вреда окружающей среде озера Байкал.

В заключение следует отметить, что Байкальский туристический регион имеет много шансов выйти мировой уровень и стать международным туристическим регионом. Однако, для достижения данной цели необходимо устранить пробелы в государственном регулировании отрасли в виде отсутствия реорганизации органов на протяжении 15 лет и необходимости финансирования и инвестирования в отрасль для ее перспективного и стабильного развития.

Текст статьи
  1. Крыжановская Е.В. Государственное регулирование международного туризма в Байкальском регионе / Е.В. Крыжановская// Байкальский государственный ун-т экономики и права, 2009. – С. 135-138.
  2. Постановление от 1 августа 2019 года N 416г. Улан-Удэ «Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия». [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/561463170 (дата обращения 26.12.2019).
  3. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории от 19 сентября 2019 года № 777-пп, утверждены правительством Иркутской области [электронный ресурс] URL: https://irkobl.ru/sites/tour/topical/rules%20CEZBNT.php (дата обращения 26.12.2019).
  4. Ростуризм [Электронный ресурс] URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 26.12.2019).
  5. Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» [электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/2157025/ (дата обращения 26.12.2019).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 ноября по 30 ноября
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 декабря
Загрузка в elibrary
04 декабря
Рассылка печатных экземпляров
09 декабря