Концепция информатизации высшего образования предполагает комплексный подход к созданию информационной среды обучения, что должно интегрировать в традиционные и новые информационные технологии, которые отвечают современным требованиям образования.
Понятие «информационные технологии обучения» возникло в семидесятые годы и предусматривало организацию учебного процесса на базе бумажных (книги, печатные материалы и т. п) и пленочных (фото, диапозитивы, киноматериалы) носителей информации. На современном этапе информационные технологии приобрели новое развитие. Это объясняется массовым применением в учебном процессе персональных компьютеров и компьютерных систем. Информатизация образования представляет собой комплекс мероприятий, связанных с использованием информационных средств и информационной продукции.
В состав информационных технологий входят: а) техническая среда, представляющая собой вид используемой техники для решения основных задач; б) программная среда, создающая набор программных средств; в) предметная среда, определяющая содержание конкретной науки на уровне учебной дисциплины; г) методическая среда, которая предусматривает наличие инструкций, порядок применения, оценки эффективности и т.п.
Информационные технологии обучения прежде всего обусловливаются использованием учебных средств, как специально разработанных материальных или материализованных объектов, применение которых направлено на обеспечение эффективности учебного процесса. Ярче всего современные информационные программы обучения представлены в компьютерных технологиях. Компьютерные технологии обусловливаются психологическими, логическими, содержательными, организационными аспектами. Целенаправленное, обоснованное, систематическое применение компьютерных программ обеспечивает решение информационных, учебных, контрольных и организационных функций.
Технологическое применение компьютера в процессе обучения решает ряд важнейших задач: а) образовательную: знакомят обучающихся с вычислительными возможностями техники; вырабатывают у них умения и навыки целесообразного ее использования; прививают им умения пользоваться учебными программами; б) педагогическую: содействует быстрому и качественному усвоению учебного материала; освещает процесс; индивидуализирует обучение; в) организационную: обеспечивает возможность одновременного компьютерного тестирования всех обучающихся; проводит компьютерный контроль за качеством работы и ее экономный учет.
Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, которые обеспечивают ряд аспектов. Вычислительная техника, которая вошла во все сферы человеческой жизни, создает все новые формы человеческой деятельности, как отдельного индивида, так и в целом всего нашего общества. Именно этот фактор в значительной мере влияет на психологию человека. Разумеется, если такое влияние на психику человека не учитывать при использовании компьютеров в процессе обучения, разработке программных продуктов, то это может негативно отразиться на развитии личности. Некоторые психологи отмечают, что в нашей жизни, в век техники и новейших информационных технологий, следует говорить не только о социальных, но и актуальных проблемах психологических последствий компьютеризации.
Известный психолог О.К. Тихомиров выделяет такие психологические проблемы применения компьютера, которые необходимо учитывать: а) влияние информатики, вычислительной техники, средств автоматизации на психику человека; б) влияние их на психологическую науку, изучающую законы психической жизни; в) использование научных психологических знаний в трудах по информатике и вычислительной технике. Ученый определяет компьютеризацию и цель ее внедрения как требование времени. Использование компьютерной техники вызвано общественными проблемами и, бесспорно, с помощью психологической науки можно достичь лучшего результата, так как и при компьютеризации в первую очередь речь идет о человеке и обществе, а это – приоритетные направления психологии [1, с. 125].
Выдающийся психолог Б.Ф. Ломов отмечает, что компьютер является таким средством человеческой деятельности, применение которого качественно изменит возможности познания, увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком. Использование компьютера как орудия познания человека означает появление новых форм мышления, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека [2, с. 34].
Педагогический аспект внедрения новых информационных технологий в обучение предусматривает: переход от механического усвоения фактологических знаний к освоению умений самостоятельно приобретать новые знания; позволяет повысить уровень научности эксперимента, приблизив его методы и организационные формы в экспериментально-исследовательских методах; обеспечивает привлечение к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Кроме того, в ходе применения компьютера в учебном процессе они выступают не только как средство обучения, но и как предмет изучения. Усваивая с помощью компьютера полный учебный курс, студент одновременно овладевает навыками работы с электронно-вычислительной техникой, которая играет все возрастающую роль во всех сферах народного хозяйства.
Однако это не значит, что все задачи усовершенствования учебного процесса можно решить с помощью компьютера. Основным критерием здесь должен быть принцип педагогической целесообразности. Формы и методы обучения, которые стимулируют познавательную активность студентов, должны выбираться в зависимости от конкретного содержания учебного материала и конкретной дидактической цели, и может быть наиболее эффективно достигнута с помощью таких форм и методов. Информационные технологии обучения порождают новое содержание и новые формы обучения. Появляются новые подходы к организации обучения и самого процесса формирования знаний, умений, действий студентов, новых средств оценки эффективности обучения.
Педагогические программные средства являются основной составляющей образовательных информационных технологий, поэтому говоря об использовании информационных технологий в образовании, имеем в виду именно эту главную составляющую. Количество педагогических программных средств, появляющихся в последнее время, неуклонно растет. Здесь следует отметить, что большинство имеющихся учебных программ неэффективны, катастрофически растет число примитивных программ, негативно сказывающихся на результатах обучения и интенсивности компьютеризации. Сегодня стало ясно, что процесс создания учебных программ требует решения многих не только профессиональных, но и психолого-педагогических проблем.
В настоящее время существует тенденция, когда коммерческие фирмы, вложив огромные средства в разработку мультимедийных программ, наполняют рынок программными продуктами учебного назначения, о которых преподаватели мало проинформированы. Студенты, конечно, могут пользоваться ими для самостоятельной подготовки, однако соответствует ли такой продукт программе определенной дисциплины или курса, а также как применить его в конкретном вузе? Как правило, преподаватели признают лишь то программное обеспечение, которое разработано ими самими или апробировано и рекомендовано коллегами. Создание компьютерных обучающих программ, особенно без использования специальных инструментальных систем, – трудоемкая и сложная работа.
Ряд проблем, например, таких, как отсутствие у большинства преподавателей основ компьютерной грамотности, а также недостаточная разработанность педагогических основ создания программных средств тормозят процесс информатизации. Необходимость повышения общей информационной компьютерной грамотности студента и преподавателя – одна из центральных задач образования. В процессе использования компьютера в учебном процессе возникают следующие психолого-педагогические проблемы: а) компьютер повышает активность работы студента, возбуждает интерес к обучению; б) индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности; в) общение с компьютером приучает к точности, аккуратности, последовательности действий; г) работа с компьютером способствует развитию способности к анализу и обобщению; д) компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя представить их конкретными. Возникает проблема организации целостного учебно-воспитательного процесса, предполагающего использование информационных технологий обучения и развития студентов. При этом необходимо научное обоснование компьютерных педагогических технологий, обеспечивающих развитие студентов, их творческую активность.
Важным средством развития мышления студентов в процессе обучения являются творческие формы решения учебных задач. В связи с этим одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса является использование компьютера как универсального средства моделирования. С помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения, что создает более благоприятную атмосферу для обучения. Последнее важно для студентов с замедленным темпом обучения. В каждом конкретном случае важно определить оптимальное соотношение компьютерных и без компьютерных форм обучения.
Необходимо четко представлять, что применение компьютера в учебном процессе является не только предпосылкой совершенствования обучения, но и потенциальным источником ряда негативных последствий. Снижение неблагоприятных последствий работы с компьютером также является проблемой. При использовании информационных технологий в процессе обучения основная проблема заключается в правильной организации общения студента с компьютером. Достаточно сложным с психолого-педагогической точки зрения является вопрос управления компьютером со стороны студента. Здесь необходимо отметить, что в условиях использования компьютера снимается и такой психологический аспект, как страх ответа. Современные психологи считают, что игровая обстановка является наилучшей для обучения практически любому виду деятельности. Познавательный потенциал обучающих игр безграничен. Игры, возникающие как модель ситуации, взятой из реальной жизни, помогают изучить эту ситуацию и получить необходимые навыки. Все это позволяет эффективно обучать аудированию, чтению и другим видам речевой деятельности.