Особенности развития речевого дыхания у детей младшего школьного возраста

Особенности развития речевого дыхания у детей младшего школьного возраста

В статье говорится об особенностях развития речевого дыхания. Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.

Аннотация статьи
развитие
особенности
речь
дыхание
звук
речевое дыхание
голос
Ключевые слова

Дыхание является для человека основой жизни. Оно выполняет важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь, т.е. является одним из компонентов речевой деятельности.

Дыхание, связанное с речью, со звуком, называется речевым или фонационным, представляет собой координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Дыхание в процессе речи по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть:

  • длинным или коротким,
  • громким или тихим,
  • спокойным или эмоционально окрашенным.

В нормальных условиях человек дышит носом при закрытом рте. При этом небная занавеска свободно свисает книзу и касается корня языка, спинка и кончик языка прижимаются к небу, а ротовая полость отгораживается от полости глотки. При дыхании через рот небная занавеска поднимается кверху, а язык уплощается и опускается книзу. Во время разговора и при пении вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит и через нос, и через рот, но в неодинаковом количестве - в большей степени через рот.

Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

Становление речевого дыхания происходит с первых дней жизни ребенка, оно тесно связано с речевым развитием:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6-8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым. И это уже становится началом важнейшего периода – коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6-7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов, переходящих позднее в слоговые цепочки, а затем в следующую стадию - первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов. Переход к лепету связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата. Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом - па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. Первые слова произносятся на выдохе при коротком вдохе согласованно с движениями артикуляционного аппарата.

Во время образования звука одновременно напрягаются мышцы, осуществляющие вдох, легкие, а также мускулатура брюшного пресса. В результате напряжения этих мышц происходит выдвижение вперед грудной клетки. Под воздействием сильно напряженной диафрагмы увеличивается объем талии. Расслабленные при физиологическом дыхании мышцы брюшного пресса во время речи напрягаются, создавая сопротивление диафрагме. Такое напряжение мышц сохраняется в течение всего времени звукообразования. При этом объем талии медленно уменьшается в соответствии с количеством расходуемого воздуха. Легкие, раздувающие голосовые связки и прилегающие к ним полости, обеспечивают тонкую регуляцию помещающегося в них воздуха. Такой способ дыхания необходим для произнесения глухих согласных. В процессе разговора гласные различаются посредством артикуляции. Они также должны произноситься с минимальным расходом воздуха. Некоторые согласные [п], [б], [к], [г] произносятся без участия потока воздуха. С исчезновением звука содержащийся в легких воздух выталкивается наружу. Это происходит в результате расслабления дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагмы. При этом мускулатура брюшного пресса сокращается, как и при обычном дыхании. От продолжительности звука зависит то, насколько приблизится грудная клетка к талии. Если звук был настолько длинным, что уже израсходована большая часть запаса воздуха и объем талии уменьшился до исходного положения, тогда наступает еще большее расслабление диафрагмы. Грудная клетка по окончании звука опускается настолько, насколько она поднялась при его образовании. Опускание грудной клетки можно определить по незначительному опусканию ключиц.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание осуществляется произвольно.

Особенностью речевого дыхания у детей младшего школьного возраста является правильное или неправильное его развитие. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата и предохраняет голосовой аппарат от переутомления, также способствует сохранению плавности речи и способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, способствует правильному соблюдение пауз. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Таким образом, для полноценного речевого дыхания у детей младшего школьного возраста необходима гибкость, эластичность и большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз).

Текст статьи
  1. Паров Ю. Азбука дыхания: пер. с нем. И.Н. Громыко / Ю. Паров. - Мн.: Полымя, 1988. - 47 с.
  2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
  3. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда /И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1996. - 157 с.
  4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2001. - 112 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня