Психологические аспекты современного урока

Автор(-ы):

Бурцева Любовь Анатольевна

Калиш Елена Юрьевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

урок
ученик
психология
педагогика
практика
обучение

Аннотация статьи

Статья затрагивает вопросы исследования психологических аспектов современного урока.

Текст статьи

Главным направлением государственной политики в сфере обучения и воспитания провозглашён личностно ориентированный подход, базирующийся на признании личности ребёнка высшей ценностью. Специфика внедрения личностного подхода в педагогическую практику заключается в том, что учитель должен научиться видеть в каждом ребёнке черты, свойственные именно ему, а не абстрактному представителю определённой возрастной группы. Если традиционной целью урока было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то отныне цель становится более глобальной – помочь ребёнку овладеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в разных её сферах. Перестройка образования на принципах гуманистического подхода к ребенку, прежде всего, предусматривает вооружение педагогов знаниями психологических закономерностей развития и становления личности на разных возрастных этапах. В методической литературе выделяют четыре блока требований к современному уроку: общепедагогические, дидактические, психологические и гигиенические. Рассмотрим психологическую составляющую урока, базирующуюся на определённых принципах. Урок проводят не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность учащегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые, моральные черты и пр.). Изменения в структуре личности происходят только тогда, когда учащийся действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: учителю необходимо стимулировать познавательную активность и интересы учащихся. Центральный компонент любого урока – организация познавательной деятельности учащихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактное мышление и познавательная мотивация. Успех обучения зависит не только от внешних факторов (содержание, методика, мастерство учителя и т.д.), но и от внутренних условий, то есть индивидуально-психологических особенностей учащихся. Личностно ориентированный подход к организации урока ставит перед педагогом три задачи: найти адекватные педагогические технологии, обеспечивающие эффективность передачи знаний; обеспечить качество усвоения этих знаний; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Качество усвоения знаний зависит от особенностей приёма, усвоения, хранения и воспроизведения информации. Качество приёма информации зависит от особенностей учебной мотивации; качества концентрации, распределения, переключения внимания; подачи информации с учётом ведущего сенсорного канала учащегося; структурированности информации, индивидуально- типовых особенностей нервной системы. Усвоение информации или её понимание – это активный процесс переработки информации, направленный на соотнесение новой информации с уже имеющейся системой знаний. Переработка информации сопряжена с познавательной активностью учащегося. В процессе усвоения информации задействованы разные умственные процессы: анализ, синтез, сравнение, выделение существенного, обобщение. Поэтому трудно выделять время для обсуждения и осмысления нового материала. Активно осмысленное усвоение систематизированных знаний облегчает их воспроизведение. Знание отдельных фактов без их систематизации и чёткого соотнесения с определённой группой явлений затрудняет понимание и актуализацию информации. В ходе усвоения трудного и большого по объёму материала накапливается усталость, что затрудняет содержательную переработку воспринятой информации. Необходим определённый перерыв, отдых, во время которых в долгосрочной памяти осуществляются переработка информации и закрепление материала. В ситуациях, требующих высокого эмоционального и интеллектуального напряжения, учащиеся, особенно если они относятся к тревожному типу, испытывают трудности в понимании представляемой информации.

Таким образом, с позиции психологической составляющей урока современный урок должен учитывать психологическую цель, особенности организации познавательной деятельности учащихся и индивидуальные особенности.

Список литературы

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
  3. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. М.: Владос, 2005.

Поделиться

4333

Бурцева Л. А., Калиш Е. Ю. Психологические аспекты современного урока // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 114-115. URL: https://apni.ru/article/2362-psikhologicheskie-aspekti-sovremennogo-uroka

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля