Главным направлением государственной политики в сфере обучения и воспитания провозглашён личностно ориентированный подход, базирующийся на признании личности ребёнка высшей ценностью. Специфика внедрения личностного подхода в педагогическую практику заключается в том, что учитель должен научиться видеть в каждом ребёнке черты, свойственные именно ему, а не абстрактному представителю определённой возрастной группы. Если традиционной целью урока было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то отныне цель становится более глобальной – помочь ребёнку овладеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в разных её сферах. Перестройка образования на принципах гуманистического подхода к ребенку, прежде всего, предусматривает вооружение педагогов знаниями психологических закономерностей развития и становления личности на разных возрастных этапах. В методической литературе выделяют четыре блока требований к современному уроку: общепедагогические, дидактические, психологические и гигиенические. Рассмотрим психологическую составляющую урока, базирующуюся на определённых принципах. Урок проводят не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность учащегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые, моральные черты и пр.). Изменения в структуре личности происходят только тогда, когда учащийся действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: учителю необходимо стимулировать познавательную активность и интересы учащихся. Центральный компонент любого урока – организация познавательной деятельности учащихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактное мышление и познавательная мотивация. Успех обучения зависит не только от внешних факторов (содержание, методика, мастерство учителя и т.д.), но и от внутренних условий, то есть индивидуально-психологических особенностей учащихся. Личностно ориентированный подход к организации урока ставит перед педагогом три задачи: найти адекватные педагогические технологии, обеспечивающие эффективность передачи знаний; обеспечить качество усвоения этих знаний; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Качество усвоения знаний зависит от особенностей приёма, усвоения, хранения и воспроизведения информации. Качество приёма информации зависит от особенностей учебной мотивации; качества концентрации, распределения, переключения внимания; подачи информации с учётом ведущего сенсорного канала учащегося; структурированности информации, индивидуально- типовых особенностей нервной системы. Усвоение информации или её понимание – это активный процесс переработки информации, направленный на соотнесение новой информации с уже имеющейся системой знаний. Переработка информации сопряжена с познавательной активностью учащегося. В процессе усвоения информации задействованы разные умственные процессы: анализ, синтез, сравнение, выделение существенного, обобщение. Поэтому трудно выделять время для обсуждения и осмысления нового материала. Активно осмысленное усвоение систематизированных знаний облегчает их воспроизведение. Знание отдельных фактов без их систематизации и чёткого соотнесения с определённой группой явлений затрудняет понимание и актуализацию информации. В ходе усвоения трудного и большого по объёму материала накапливается усталость, что затрудняет содержательную переработку воспринятой информации. Необходим определённый перерыв, отдых, во время которых в долгосрочной памяти осуществляются переработка информации и закрепление материала. В ситуациях, требующих высокого эмоционального и интеллектуального напряжения, учащиеся, особенно если они относятся к тревожному типу, испытывают трудности в понимании представляемой информации.
Таким образом, с позиции психологической составляющей урока современный урок должен учитывать психологическую цель, особенности организации познавательной деятельности учащихся и индивидуальные особенности.