Качество жизни населения является весьма сложной социально-экономической категорией, изучение которой в условиях развития рыночной экономики представляется одной из актуальных задач в вопросах развития определенной территории и общества в целом. Это комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических условий существования человека в обществе.
Качество жизни рассматривается как совокупность показателей, характеризующих условия и уровень жизни населения, в том числе развитость инфраструктуры, доходы населения, жилищные условия, уровень медицинского обслуживания и здравоохранения, экологическую обстановку, уровень преступности и другие [1, с.232-235].
Генеральная цель муниципальной политики состоит в повышении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг [2, с.92]. Для поддержания достойного качества жизни населения, необходимо своевременно осуществлять его оценку и принимать меры по повышению.
Муниципальные образования являются главным звеном управления качеством жизни, так как осуществляют непосредственное взаимодействие с населением и выступают в качестве первичного звена социальной политики. Но на сегодняшний день основная проблема заключается в отсутствии единой, четко выработанной методики для оценки качества жизни населения на уровне муниципального образования, которая бы содержала в себе взаимосвязанную систему показателей.
Георгиевский и Советский городские округа являются муниципальными образованиями, расположенными на территории Ставропольского края. Административным центром Георгиевского городского округа (далее – ГГО) является город Георгиевск, а Советского городского округа (далее – СГО) – город Зеленокумск. Данные муниципалитеты имеют общую границу (рисунок).
Рис. Соседское положение Георгиевского (г. Георгиевск) и Советского (г. Зеленокумск) городских округов [3]
Эксперты новостного портала «NewsTracker» сформировали рейтинг районов Ставропольского края по уровню жизни за 2018 г. Были обобщены данные Росстата по основным показателям жизни населения, а также деятельности муниципальной власти. К ним относятся: численность населения, средний уровень заработной платы, количество жилищной площади в расчете на 1 чел., количество незаконных свалок и т. п. В результате Георгиевский городской округ оказался на 20 месте, а Советский – на 4.
Ввиду соседского положения Георгиевского и Советского городских округов целесообразно провести сравнительный анализ качества жизни населения данных муниципальных образований Ставропольского края (таблица).
Таблица
Качество жизни населения в Георгиевском и Советском городских округах в 2018 г. [4, 5]
Наименование показателя |
Георгиевский городской округ |
Советский городской округ |
---|---|---|
Площадь территории, кв. км |
1945 |
2089 |
Численность населения на 01.01.2018 г., чел. |
165798 |
59913 |
Доходы местного бюджета, фактически исполненные, % |
46,8 |
43,95 |
Число лечебно-профилактических организаций |
8 |
7 |
Количество несанкционированных свалок в округе |
1 |
39 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя – всего, кв. м. |
22,1 |
25 |
Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью |
24 |
25 |
Число телефонизированных сельских населенных пунктов |
23 |
25 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, руб. |
25820,8 |
27273,1 |
Объем инвестиций на 1 человека, руб. |
7423 |
16475 |
Доля дорог, не отвечающих нормативам, % |
69,39 |
61,01 |
Число спортивных сооружений |
245 |
174 |
Средняя зарплата в детских садах, руб. |
17720,1 |
14969,4 |
Средняя зарплата в школах, руб. |
24762 |
19238 |
Средняя зарплата в учреждениях культуры, руб. |
24689 |
24328 |
Численность детей в возрасте 5-18 лет в муниципальном образовании |
9615 |
4744 |
Одиночное протяжение уличной газовой сети, м |
1206974 |
648290 |
Число негазифицированных поселений |
– |
5 |
Число поселений без водопроводов |
– |
3 |
Число поселений без канализации |
18 |
24 |
Площадь территории ГГО и СГО почти одинакова – 1945 и 2089 кв. км, соответственно. Но численность населения первого муниципального образования более чем в 2,5 раза превосходит численность второго, что обусловливает превышение в 2 раза численности детей в возрасте 5-18 лет в ГГО (9615 чел.), в отличие от СГО (4744 чел.).
Наибольший разрыв между показателями качества жизни в муниципалитетах приходится на количество несанкционированных свалок – в 39 раз (в СГО – 39, в ГГО – 1), объем инвестиций на 1 чел. – почти в 2,5 раза (в СГО – 16475 руб., в ГГО – 7423 руб.), одиночное протяжение уличной газовой сети – в 2 раза (в ГГО – 1206974 м, в СГО – 648290 м), число спортивных сооружений – в 1,5 раза (в ГГО – 245, в СГО – 174), число поселений без канализации – в 1,3 раза (в СГО – 24, в ГГО – 18), среднюю заработную плату в школах – в 1,3 раза (в ГГО – 24762 руб., в СГО – 19238 руб.).
Среднемесячная заработная плата работников организаций как в ГГО, так и в СГО не коррелирует со среднекраевыми (в 2018 г. – 29065 руб.) и общероссийскими показателями (в 2018 г. – 43724 руб.). [6]. Органы местного самоуправления должны акцентировать внимание на повышении размера заработной платы в муниципалитетах до среднего уровня по Ставропольскому краю. Это возможно за счет стимулирования инвестиционной активности, увеличения неналоговых поступлений.
Для Георгиевского городского округа позитивным является то, что в данном муниципальном образовании отсутствуют негазифицированные поселения (в СГО – 5), а также поселения без водопроводов (в СГО – 3) [7]. Администрации Советского городского округа необходимо направить усилия на решение данной проблемы. Стоит отметить, что во всех населенных пунктах обоих муниципалитетов имеется регулярное транспортное сообщение.
По данным портала «NewsTracker», Георгиевский городской округ входит в десятку самых мало привлекательных территорий для инвестирования [5]. Советский городской округ является самым замусоренным муниципальным образованием Ставрополья, исходя из территориальной схемы обращения с твердыми бытовыми отходами регионального Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Важно отметить, что данный округ в пятерке самых проблемных территорий по инфраструктуре [8].
Таким образом, сравнительный анализ качества жизни населения в Георгиевском и Советском городских округах показал, что существует широкий круг проблем, решение которых возможно за счет стимулирования органами местного самоуправления инвестиционной активности, увеличения неналоговых поступлений и т. п.