Пандемия вошла в нашу жизнь внезапно, внеся коррективы во все сферы жизни общества. В рамках данной темы мы рассмотрим влияние пандемии в контексте экономики, а именно ее влияние на малый и средний бизнес. Об актуальности исследуемой темы нет смысла спорить – все очевидно и так: последствия COVID-19 мы можем наблюдать до сих пор в виде системного кризиса, при котором в наиболее уязвимом положении оказались субъекты малого и среднего бизнеса.
Целью данной работы является анализ влияния коронавирусной инфекции на малый и средний бизнес.
Задачи заключаются в том, что, во-первых, необходимо выявить: кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса; рассмотреть, какие последствия COVID-19 испытала на себе сфера малого и среднего предпринимательства, а также, какие меры были направлены для помощи малому и среднему бизнесу.
Субъекты малого и среднего бизнеса
Для начала нужно разобраться в специфических особенностях малого и среднего предпринимательства.
Существуют три показателя, на основании которых тот или иной вид экономической деятельности можно отнести к МСП: состав учредителей, объем выручки и численность состава сотрудников. При этом МСП подразделяется на категории: микропредприятие, малое предприятие и среднее предприятие, доход за год которых может варьироваться от 120 миллионов до 2 миллиардов рублей, а среднесписочная численность работников от менее 15 и до не более 250 человек, такие же критерии действуют и в отношении ИП.
Статус субъекта МСП предоставляет особые льготные условия для ведения бизнеса в целях того, чтобы самозанятость выходила из тени, создавались новые рабочие места, уменьшались расходные статьи бюджета и имел перспективы на развитие научно-технический прогресс.
И здесь нельзя проигнорировать тот факт, что субъекты МСП играют ключевую роль в экономике. Если учитывать их доли в общем количестве предприятий, долей рабочих мест, предоставленных субъектами МСП, а также долей вклада в ВВП.
Так, например, согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории Российской Федерации на сегодняшний день зарегистрированной экономической деятельностью занимается 5 780 615 субъектов (рис. 1).
Если оценивать вклад малого и среднего бизнеса в экономику России, то с каждым годом доля увеличивается.
Рис. 1. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Например, в 2014 году вклад МСП составил 19 %, в 2017 21,9 %, в будущем так же наблюдается тенденция к увеличению доли, например, Президент Владимир Владимирович Путин, отметил, что в планах к 2025 году есть цель достичь отметки 40 % (рис. 2).
Рис. 2. Динамика доли вклада в ВВП субъектов МСП
Но, как уже было упомянуто ранее, пандемия оказала существенное влияние на планомерное развитие МСП. Какие последствия от COVID-19 мы можем наблюдать в сфере малого и среднего предпринимательства на сегодяшеий день?
Влияние COVID-19 на малое и среднее предпринимательство
Рестораны, салоны красоты, торговые центры, туризм и многие другие отрасли, остались без потребительского спроса. Многие предприятия столкнулись с непредвиденными обстоятельствами, в которых нужно было стараться «держаться на плаву». Это связано с тем, что выручка стремительно снижалась, при этом долговые обязательства оставались, как известно, во время режима самоизоляции и нерабочих дней сохранялись выплаты заработной платы сотрудникам, имелись перебои в логистике из-за закрытия национальных границ, угрожал риск заражения сотрудников, приходилось приостанавливать производственный процесс, отсутствовали возможности сбыть продукцию и непонимание – как в такой ситуации действовать.
Пришлось понести издержки, связанные с приобретением телекоммуникационного оборудования, техники, которая позволяла бы продолжать работать в дистанционном формате, а также возникла необходимость закупать медицинские товары [1, c. 4].
По данным ФНС на 01.07.2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и 208 тыс. коммерческих организаций. Число малых предприятий сократилось на 10,1 %, в то время как средних около 8,5 %, что свидетельствует о потере в малом бизнесе около 300 тыс. рабочих мест, а в среднем – 100 тыс. рабочих мест.
В целом, ВВП в 2020 году в России снизился на 3,1 % и составил 106, 607 трлн руб., согласно данным Росстата.
В одном из докладов Российский союз промышленников предпринимателей выявил наиболее существенные проблемы, которые возникли из-за COVID-19 у предприятий (рис. 3).
Рис. 3. Проблемы, возникшие у предприятий из-за COVID-19
В таких условиях возникла необходимость в оптимизации расходов, что сделали более 80 % субъектов МСП, здесь нужно учесть, что 28 % сократили заработные платы сотрудников, 21 % сократили штат сотрудников, а 22 % нашли выход и ситуации посредством перевода сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Ситуация позволила понять, что для адаптации моделей антикризисного поведения необходимо целостное видение всей ситуации, а не просто принятие частных решений. Например, в «доковидное» время цепочки поставок выбирались на основании таких критериев, как затраты и эффективность, что, конечно же, как оказалось, ограничивало субъектов МСП в количестве запасов. Зависимость от одного поставщика, тем более находящегося в иностранном государстве, послужила причиной диверсификации поставок, что поспособствовало возникновению весьма нестабильного состояния малого и среднего бизнеса.
Можно привести много примеров того, как приходилось субъектам МСП приходилось адаптироваться к внешним условиям экономической «турбулентности».
Хочется отметить, что сфера малого и среднего предпринимательства не осталась обделена государственной поддержкой. Для того, чтобы нивелировать негативные последствия и вернуть МСП на траекторию роста, было реализовано много мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации. Поговорим о них подробнее.
Поддержка бизнеса в период распространения COVID-19
Стало ясно, что сфера МСП играет ключевую роль в экономике страны, поэтому возникла острая необходимость осуществлять определенного рода мероприятия, целью которых являлась поддержка субъектов МСП в период распространения коронавирусной инфекции, что требовало больших финансовых затрат из бюджета (рис. 4), рассмотрим некоторые из них.
Рис. 4. Структура финансирования антикризисных мер на конец мая 2020
Во-первых, это безвозмездные субсидии. Суть меры заключалась в том, что малые и средние предприятия из пострадавших отраслей могли воспользоваться прямой финансовой поддержкой со стороны государства, средства можно было потратить не только на выплату заработной платы сотрудникам, но и выплату любых иных неотложных обязательств. Предоставлялась сумма в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника предприятия. Существенно помогло введение налоговых каникул, предоставленных субъектам МСП, речь идет об отсрочки уплаты налогов для компаний из наиболее пострадавших отраслей, в дальнейшем задолженность можно реструктурировать и гасить равными долями в течение года [2, c. 19-23].
Во-вторых, это мораторий на банкротство, который охватил свыше двух миллионов субъектов МСП. Приемы заявлений о банкротстве приостанавливались в связи с тем, что в условиях данной ситуации количество таких заявлений было бы очень большим. То есть с должника снималась обязанность обращаться в суд при признаках банкротства, но сохранялось право сделать это при желании. Это обеспечивало, например, то, что должнику не начисляется неустойка за просрочку платежей, вводится запрет на взыскание заложенного имущества. Еще один мораторий, связанный с проверками бизнеса. Были приостановлены проведения практически всех выездных проверок, также, если предприятие занимается лицензируемой деятельностью, то необходимость в том, чтобы продлевать лицензию отпадала, так как она автоматически продлевалась на один год, это касалось пользования недрами, оказания услуг связи, радиовещания и т.д.
Что касается кредитных каникул, то предпринимателям была предоставлена возможность получить отсрочку по кредиту в течение шести месяцев, помимо этого можно было рассчитывать на снижение суммы отсроченной задолженности за счет субсидий, предоставленных из бюджета банкам. Хочется отметить, что если у субъектов МСП возникали проблемы с выплатой заработной платы своим сотрудникам, то предоставлялась возможность взять в банке беспроцентный кредит сроком на шесть месяцев, максимальная величина которого определялась как количество сотрудников, умноженное на МРОТ с учетом районного коэффициента.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях COVID-19 многим предприятиям совершенно неожиданно пришлось приспосабливаться к внешним условиям, особенно ощутила это на себе сфера МСП, что обусловлено спецификой малого и среднего бизнеса. Стало очевидно, что значение малого и среднего бизнеса оказывает существенное влияние на развитие экономики, и если не помочь в трудной экономической ситуации субъектам МСП, то экономика страны просто рухнет в недалекой перспективе. Поэтому государством было оперативно реализовано большое количество мероприятий, направленных на поддержку МСП во время COVID-19, некоторые из которых были рассмотрены в данной работе.