Главная
АИ #19 (46)
Статьи журнала АИ #19 (46)
Занимательный математический материал как средство обучения старших дошкольников...

Занимательный математический материал как средство обучения старших дошкольников математике

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

дошкольное образовательное учреждение
занимательный математический материал
математика
образовательный процесс
мышление

Аннотация статьи

В статье представлено исследование аспекта математического образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. А также немаловажное значение математики для развития логического мышления, пространственного восприятия окружающего мира детьми.

Текст статьи

Дети в наше время растут в условиях глобальной информационной цивилизации. Задаваемый прогрессом темп ставит высокие требования к уровню развития, познаний детей. А эти требования и есть одна из актуальных проблем современности. Говоря о ступенях образования, важно отметить, что первой является дошкольное.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [5].

Тут стоит задача перед педагогами: научить творческому мышлению, способствовать развитию логики мысли. Главная задача - научить думать, догадка свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий. Это важно для последующего школьного обучения. В рамках ФГОС ДО центром внимания является познавательная возможность каждого ребенка.

Работу с детьми следует организовать в аспекте формирования познавательных интересов, инициативности. Однако Концепция развития математического образования ориентирует работников отечественной образовательной системы на поиск форм работы, способствующих развитию математических, технических способностей детей. Среди самых распространенных форм – игровая деятельность. Её можно организовать на основе занимательного математического материала. Такая деятельность способна подготовить основу развития умственных способностей дошкольников. В целом имеется достаточно большой спектр развивающих игр, в том числе и с использованием математики. На сегодняшний день формирование элементарных математических представлений занимает особое место в дошкольном обучении. Такая позиция обусловлена несколькими причинами: компьютеризацией, интересом родителей к насыщенности учебного процесса. Практика дошкольного образования показывает, что успех в обучении влияет не только на содержание материала, сколько на форму передачи, способной заинтересовать обучающегося, повышая познавательную активность. Полученные знания в такой интересной форме способны быстро, легко усваиваться. Детям всегда интересна игра, соответственно в такой форме возможно и вызвать интерес к математике. Инструментами могут быть дидактические игры, задания на сообразительность. Так закрепляются первичные представления о цифрах, фигурах и др. Такие игры организуются с соревновательными моментами. Конечно же, значимость математики неоспорима. Особенно важна математика в дошкольном возрасте, так как благодаря ей формируются и совершенствуются интеллектуальные способности: логика мысли, гибкость мыслительного процесса, развивается творческое мышление.

Детьми при двигательной активности лучше воспринимается новый предмет, его свойства. Соответственно нет необходимости в ограничении занятий в дошкольном образовательном учреждении различными видами деятельности. От получения информации ребёнком через различные органы чувств зависит положительная динамика его развития.

Автором было проведено исследование по обучению дошкольников математике в аспекте физического развития, то есть занятия по физкультуре организованы совместно с математикой, совмещая физическую и умственную работу детей. Например, на физкультурно-математических досуговых и занятиях-квестах. Так, дошкольниками на таких занятиях сравниваются предметы по величине и форме и др. Совместно с физической нагрузкой предлагаются различные упражнения, дети учатся сравнивать предметы по величине, производится счёт движений при выполнении физических упражнений, которые выполняются по устному объяснению.

Также «формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности в области математики» [2].

Проблема усвоения, а также и накопления запаса знаний по математике на ступени дошкольного образования связано с представлением о натуральных числах и действиях с ними. А средством умственного развития воспитанника дошкольного учреждения является обучение, в процессе которого развиваются познавательные способности.

Путём изучения математики через занимательный материал происходит развитие личностных качеств, среди которых правильная ориентация в различных ситуациях [2].

Математический материал является одним из средств обеспечивающих связь деятельности педагога в учебное, внеучебное время. Этот материал включается в основную часть занятия для формирования простейших математических представлений, а также и для повышения умственной активности. Головоломки следует использовать для закрепления темы о геометрических фигурах. При обучении арифметических задач, работе с числами – задачи-шутки. Все такие формы используются и при самостоятельной деятельности [1].

В учреждении дошкольного образования имеется форма организации воспитательно-образовательного процесса, называемая развлечением. Она применятся в старшем дошкольном возрасте. Эти моменты способствуют познавательной деятельности.

Логика действий заключается в решении задач через изучение разнообразных элементарных занимательных материалов, которые квалифицируют на различные группы: развлечение, математическая игра и задача, развивающая (дидактическая) игра или упражнение. Группы разграничивают в зависимости от характера и назначения материала [1].

Рассмотрим каждый вид занимательного математического материала. Развлечения представляют собой деятельность в форме игры. Благодаря такой деятельности, возможно, закрепить ранее приобретённые знания. Соответственно вся работа проводится в непринуждённой обстановке, а порой и с импровизацией праздника (задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, математические сказки и др.) [1].

Следующий вид - математические игры, а также и задачи. Самая интересная и популярная форма – игра. Дети с большим удовольствием включаются, следовательно, математика становится интересной.

Задача на смекалку не менее интересная форма работы. Она собой представляет умственную нагрузку, завуалированную в занимательный сюжет. Умственная задача представляет собой, например работу по созданию фигуры, изменения её, поиск пути решения, загадки на угадывание цифр и др. [1].

Развивающие игры и упражнения – являются важным средством формирования мыслительной деятельности дошкольника. Такие методы способствуют развитию у ребёнка познавательных способностей, исследовательскому, творческому поиску, формируют интерес к занятиям математического содержания, которые необходимы для его гармоничного развития.

Весь спектр занимательного математического материала является необходимым, важным средством воспитания у дошкольников интереса к математике. А для плодотворности работы воспитателей необходимо применять несколько принципов, среди которых: деятельностный (включаются в работу дошкольники для повышения интереса к учению), принцип дифференциации (работа осуществляется в аспекте индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника) личностные способности, творческий принцип.

Резюмируя можно сказать, что процесс обучения и подачи материала совершенствуется, педагогами оформляются всё новые методы и виды работ по формированию и расширению математических представлений дошкольников. Вся работа педагогов ориентирована на развитие каждого обучающегося в ракурсе его индивидуальных особенностей.

Список литературы

  1. Гололобова Л.А. Занимательный материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N4(10) URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 31.03.2021).
  2. Крылова Н.П. Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Крылова, Т. В. Устимова, Э. Н. Ильина. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 8 (25). - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4435/ (дата обращения: 31.03.2021).
  3. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. - Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // Современное образование. - 2012. - № 1. - С. 68-78.
  4. Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений у дошкольников: метод. пособие / Т.В. Тарунтаева, Т.И. Алиева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.: ил. - (Истоки). - В соответствии с ФГОС ДО. - Рек. лит.: С. 220-224.
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-99-49-0961-4 (дата обращения: 31.03.2021).

Поделиться

2923

Журавлёва В. И. Занимательный математический материал как средство обучения старших дошкольников математике // Актуальные исследования. 2021. №19 (46). С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/2371-zanimatelnij-matematicheskij-material

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа