Занимательный математический материал как средство обучения старших дошкольников математике
научный журнал «Актуальные исследования» #19 (46), май '21

Занимательный математический материал как средство обучения старших дошкольников математике

В статье представлено исследование аспекта математического образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. А также немаловажное значение математики для развития логического мышления, пространственного восприятия окружающего мира детьми.

Аннотация статьи
мышление
дошкольное образовательное учреждение
образовательный процесс
математика
занимательный математический материал
Ключевые слова

Дети в наше время растут в условиях глобальной информационной цивилизации. Задаваемый прогрессом темп ставит высокие требования к уровню развития, познаний детей. А эти требования и есть одна из актуальных проблем современности. Говоря о ступенях образования, важно отметить, что первой является дошкольное.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [5].

Тут стоит задача перед педагогами: научить творческому мышлению, способствовать развитию логики мысли. Главная задача - научить думать, догадка свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий. Это важно для последующего школьного обучения. В рамках ФГОС ДО центром внимания является познавательная возможность каждого ребенка.

Работу с детьми следует организовать в аспекте формирования познавательных интересов, инициативности. Однако Концепция развития математического образования ориентирует работников отечественной образовательной системы на поиск форм работы, способствующих развитию математических, технических способностей детей. Среди самых распространенных форм – игровая деятельность. Её можно организовать на основе занимательного математического материала. Такая деятельность способна подготовить основу развития умственных способностей дошкольников. В целом имеется достаточно большой спектр развивающих игр, в том числе и с использованием математики. На сегодняшний день формирование элементарных математических представлений занимает особое место в дошкольном обучении. Такая позиция обусловлена несколькими причинами: компьютеризацией, интересом родителей к насыщенности учебного процесса. Практика дошкольного образования показывает, что успех в обучении влияет не только на содержание материала, сколько на форму передачи, способной заинтересовать обучающегося, повышая познавательную активность. Полученные знания в такой интересной форме способны быстро, легко усваиваться. Детям всегда интересна игра, соответственно в такой форме возможно и вызвать интерес к математике. Инструментами могут быть дидактические игры, задания на сообразительность. Так закрепляются первичные представления о цифрах, фигурах и др. Такие игры организуются с соревновательными моментами. Конечно же, значимость математики неоспорима. Особенно важна математика в дошкольном возрасте, так как благодаря ей формируются и совершенствуются интеллектуальные способности: логика мысли, гибкость мыслительного процесса, развивается творческое мышление.

Детьми при двигательной активности лучше воспринимается новый предмет, его свойства. Соответственно нет необходимости в ограничении занятий в дошкольном образовательном учреждении различными видами деятельности. От получения информации ребёнком через различные органы чувств зависит положительная динамика его развития.

Автором было проведено исследование по обучению дошкольников математике в аспекте физического развития, то есть занятия по физкультуре организованы совместно с математикой, совмещая физическую и умственную работу детей. Например, на физкультурно-математических досуговых и занятиях-квестах. Так, дошкольниками на таких занятиях сравниваются предметы по величине и форме и др. Совместно с физической нагрузкой предлагаются различные упражнения, дети учатся сравнивать предметы по величине, производится счёт движений при выполнении физических упражнений, которые выполняются по устному объяснению.

Также «формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности в области математики» [2].

Проблема усвоения, а также и накопления запаса знаний по математике на ступени дошкольного образования связано с представлением о натуральных числах и действиях с ними. А средством умственного развития воспитанника дошкольного учреждения является обучение, в процессе которого развиваются познавательные способности.

Путём изучения математики через занимательный материал происходит развитие личностных качеств, среди которых правильная ориентация в различных ситуациях [2].

Математический материал является одним из средств обеспечивающих связь деятельности педагога в учебное, внеучебное время. Этот материал включается в основную часть занятия для формирования простейших математических представлений, а также и для повышения умственной активности. Головоломки следует использовать для закрепления темы о геометрических фигурах. При обучении арифметических задач, работе с числами – задачи-шутки. Все такие формы используются и при самостоятельной деятельности [1].

В учреждении дошкольного образования имеется форма организации воспитательно-образовательного процесса, называемая развлечением. Она применятся в старшем дошкольном возрасте. Эти моменты способствуют познавательной деятельности.

Логика действий заключается в решении задач через изучение разнообразных элементарных занимательных материалов, которые квалифицируют на различные группы: развлечение, математическая игра и задача, развивающая (дидактическая) игра или упражнение. Группы разграничивают в зависимости от характера и назначения материала [1].

Рассмотрим каждый вид занимательного математического материала. Развлечения представляют собой деятельность в форме игры. Благодаря такой деятельности, возможно, закрепить ранее приобретённые знания. Соответственно вся работа проводится в непринуждённой обстановке, а порой и с импровизацией праздника (задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, математические сказки и др.) [1].

Следующий вид - математические игры, а также и задачи. Самая интересная и популярная форма – игра. Дети с большим удовольствием включаются, следовательно, математика становится интересной.

Задача на смекалку не менее интересная форма работы. Она собой представляет умственную нагрузку, завуалированную в занимательный сюжет. Умственная задача представляет собой, например работу по созданию фигуры, изменения её, поиск пути решения, загадки на угадывание цифр и др. [1].

Развивающие игры и упражнения – являются важным средством формирования мыслительной деятельности дошкольника. Такие методы способствуют развитию у ребёнка познавательных способностей, исследовательскому, творческому поиску, формируют интерес к занятиям математического содержания, которые необходимы для его гармоничного развития.

Весь спектр занимательного математического материала является необходимым, важным средством воспитания у дошкольников интереса к математике. А для плодотворности работы воспитателей необходимо применять несколько принципов, среди которых: деятельностный (включаются в работу дошкольники для повышения интереса к учению), принцип дифференциации (работа осуществляется в аспекте индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника) личностные способности, творческий принцип.

Резюмируя можно сказать, что процесс обучения и подачи материала совершенствуется, педагогами оформляются всё новые методы и виды работ по формированию и расширению математических представлений дошкольников. Вся работа педагогов ориентирована на развитие каждого обучающегося в ракурсе его индивидуальных особенностей.

Текст статьи
  1. Гололобова Л.А. Занимательный материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N4(10) URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 31.03.2021).
  2. Крылова Н.П. Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Крылова, Т. В. Устимова, Э. Н. Ильина. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 8 (25). - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4435/ (дата обращения: 31.03.2021).
  3. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. - Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // Современное образование. - 2012. - № 1. - С. 68-78.
  4. Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений у дошкольников: метод. пособие / Т.В. Тарунтаева, Т.И. Алиева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.: ил. - (Истоки). - В соответствии с ФГОС ДО. - Рек. лит.: С. 220-224.
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-99-49-0961-4 (дата обращения: 31.03.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня