В условиях цифровой трансформации общества социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации все в большей степени базируется на кадровом потенциале и способности людей к новаторству. В связи с этим экономическая политика Тульской области ориентирована на создание условий, в которых таланты и способности человека играют ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития. Конкурентоспособность региона на прямую зависит от эффективности использования человеческого потенциала.
Исходя из этого, деятельность органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с программой социально-экономического развития региона 2021 года направлена на повышение качества и доступности образования в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона и современными потребностями граждан Тульской области.
Ключевыми приоритетами системы высшего образования на территории Тульской области становятся: формирование единой региональной системы непрерывного технического образования; интеграция в современное научное и образовательное пространство за счет использования инновационных технологий обучения и производственных технологий; обеспечение промышленных предприятий высококвалифицированными специалистами, способными эффективно функционировать в условиях цифровой экономики.
Одной из универсальных технологий обучения, призванных обеспечить преемственность образовательных результатов на всех уровнях образования, признана технология проектно-исследовательской деятельности. Специалист владеющий навыками проектного мышления или дизайн-мышления востребован на любом производстве [1]. Для того чтобы подготовить будущих оружейников к успешной трудовой деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона, целесообразно рассматривать проектную деятельность студентов как единый, непрерывный процесс, позволяющий развить не только профессиональные компетенции или так называемые hardskills, но и универсальные и общепрофессиональные компетенции (softskills).
В докладе GlobalEducationFutures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» в условиях непрерывного образования образовательным организациям, в том числе высшего образования, в будущем стоит делать ставку на так называемых «самоуправляемых» обучающихся [2]. Уже сейчас обучающийся в известной мере может самостоятельно проектировать свой образовательный маршрут. В первую очередь это связано с выбором дисциплин, которые он считает важными для своей будущей профессиональной деятельности. Следующим этапом должна стать возможность выбора темпа изучения тех или иных учебных дисциплин, вариативность в предлагаемых студенту заданий, возможность участия в групповых проектах, имитирующих работу реального проектного офиса на производстве. В таких проектах «самоуправляемый» обучающийся может выбрать наиболее подходящую ему командную роль, что так же будет являться важным фактором индивидуализации образовательного маршрута, учитывающего стартовые возможности и образовательные потребности каждого обучающегося.
В связи с этим важным инструментом для обеспечения индивидуального подхода формирования учебного содержания и развития компетенций, необходимых для эффективной командной работы над проектом, становятся современные цифровые ресурсы. Речь идет не только о специализированных программных пакетах, например, для осуществления компьютерного твердотельного моделирования, но и о цифровых ресурсах, облегчающих коммуникацию между членами одной проектной команды, ресурсах, позволяющих подготовить качественную и, что немаловажно, наглядную презентацию проекта перед потенциальным инвесторами.
В самом общем виде при создании проекта можно выделить следующие этапы работы над ним: описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин; формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь; анализ внутренних и внешних ресурсов; разработка плана мероприятий по решению каждой из задач, с учетом планируемых результатов на каждом этапе реализации проекта; анализ рисков и возможностей дальнейшего развития проекта; разработка показателей (индикаторов) эффективности проекта; подготовка и презентация проекта перед потенциальными инвесторами.
В качестве одного из перспективных кейсов внедрения в образовательный процесс вуза технологии проектного обучения можно рассмотреть опыт кафедры «Стрелково-пушечных вооружений» ФГБОУ ВО ТулГУ, где в рамках функционирования студенческого конструкторского бюро в качестве главной цели обозначено сближение студенческих проектов с потребностями экономики и реальной профессиональной практики на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона.
Если классифицировать проекты, разрабатываемые в студенческом конструкторском бюро, по ведущей деятельности проекта, то чаще всего создаются инженерно-конструкторские проекты, предполагающие создание нового инженерного продукта или технологии, ведущая деятельность при этом – конструирование. Вместе с тем, как и любой проект, они проходят полный жизненный цикл проекта от замыла до эксплуатации.
Таблица
Циклограмма проектной деятельности с использованием современных педагогических и цифровых технологий
Деятельность по разработке студенческого проекта |
Технология обучения |
Цифровые ресурсы |
Планируемые образовательные результаты – формируемые компетенции ФГОС ВО 17.05.02 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» |
---|---|---|---|
Описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин; |
Брейнсторминг (Мозговой штурм) и/или Брейнскетчинг (Мозговой штурм с использованием современных средств визуализации); Вопросы SCAMPER |
Составление Интеллект-карты (mindmap) проекта, например, с помощью MindMeister или coggle |
УК-1, ОПК-4, ПК-6 |
Формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь; |
SMART-цель; Модель GROW; Методология Agile |
ОПК-1, ОПК-15, УК-2, ПК-8 | |
Анализ внутренних и внешних ресурсов; |
SWOT-анализ; PEST-анализ |
Использование для планирования и совместной работы над проектом онлайн досок, например, Trello, iDroo, lino |
УК-1 |
Разработка плана мероприятий по решению каждой из задач, с учетом планируемых результатов на каждом этапе реализации проекта; |
SCRUM-метод управления проектами Гейтовый подход Дизайн-мышления |
УК-2, УК-3, ОПК-5, ПК-7 | |
Анализ рисков и возможностей дальнейшего развития проекта; |
SWOT-анализ |
Пакеты облачных служб и приложений, например, Googleapps |
ОПК-7, ОПК-8, ПК-8 |
Разработка ключевых показателей эффективности/результативности (KPI) проекта |
Матрица KPI; Система сбалансированных показателей (BSC) |
ОПК-9, ОПК-10, ПК-15 | |
Подготовка и презентация проекта |
Инфографика Скрайбинг; Выступление в стиле TED; Питчинг |
Infogram VideoScribe Menti.com Canva |
ОПК-6, ОПК-16, ПК-10 |
В таблице представлена циклограмма организации проектной деятельности студентов с использованием современных технологий обучения и цифровых ресурсов, последние позволяют развить у студентов универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные в первую очередь с информационно-коммуникационными технологиями и обеспечением эффективной коммуникации между участниками проектной команды.
Принимая участие в проектах, студенты получают реальный опыт коллективной работы над конструкторским проектом по своей будущей профессии, что помогает им лучше понять взаимосвязь изучаемых ими учебных дисциплин, приобрести надпредметные умения и навыки, например, такие как, работа в команде и способность довести дело до конца, то есть пройти весь цикл жизнедеятельности проекта.
Вместе с тем, работа со студентами над проектами помогает профессорско-преподавательскому составу кафедры на практике проиллюстрировать связь преподаваемых дисциплин с работой предприятия оборонно-промышленного комплекса, создать условия для социального лифта тем студентам, проявивших особые способности и высокую мотивацию к обучению. На защиту студенческих проектов приглашаются представители предприятий оборонно-промышленного комплекса региона, которые имеют возможность пригласить на работу наиболее успешных выпускников. Помимо этого, использование новых технологий обучения и цифровых ресурсов позволяет формировать компетенции, так необходимые современному выпускнику вуза в условиях перехода на цифровую экономику.