Главная
Конференции
Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности
Проектная деятельность студентов-оружейников в условиях цифровой трансформации о...

Проектная деятельность студентов-оружейников в условиях цифровой трансформации общества

Автор(-ы):

Патрикова Елена Николаевна

Патрикова Татьяна Сергеевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровые ресурсы
цифровая экономика
проектно-исследовательская деятельность
информационно-коммуникационные технологии

Аннотация статьи

В работе представлен анализ результатов использования в проектно-исследовательской деятельности студентов-оружейников современных технологий обучения и цифровых ресурсов.

Текст статьи

В условиях цифровой трансформации общества социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации все в большей степени базируется на кадровом потенциале и способности людей к новаторству. В связи с этим экономическая политика Тульской области ориентирована на создание условий, в которых таланты и способности человека играют ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития. Конкурентоспособность региона на прямую зависит от эффективности использования человеческого потенциала.

Исходя из этого, деятельность органов исполнительной власти Тульской области в соответствии с программой социально-экономического развития региона 2021 года направлена на повышение качества и доступности образования в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона и современными потребностями граждан Тульской области.

Ключевыми приоритетами системы высшего образования на территории Тульской области становятся: формирование единой региональной системы непрерывного технического образования; интеграция в современное научное и образовательное пространство за счет использования инновационных технологий обучения и производственных технологий; обеспечение промышленных предприятий высококвалифицированными специалистами, способными эффективно функционировать в условиях цифровой экономики.

Одной из универсальных технологий обучения, призванных обеспечить преемственность образовательных результатов на всех уровнях образования, признана технология проектно-исследовательской деятельности. Специалист владеющий навыками проектного мышления или дизайн-мышления востребован на любом производстве [1]. Для того чтобы подготовить будущих оружейников к успешной трудовой деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона, целесообразно рассматривать проектную деятельность студентов как единый, непрерывный процесс, позволяющий развить не только профессиональные компетенции или так называемые hardskills, но и универсальные и общепрофессиональные компетенции (softskills).

В докладе GlobalEducationFutures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» в условиях непрерывного образования образовательным организациям, в том числе высшего образования, в будущем стоит делать ставку на так называемых «самоуправляемых» обучающихся [2]. Уже сейчас обучающийся в известной мере может самостоятельно проектировать свой образовательный маршрут. В первую очередь это связано с выбором дисциплин, которые он считает важными для своей будущей профессиональной деятельности. Следующим этапом должна стать возможность выбора темпа изучения тех или иных учебных дисциплин, вариативность в предлагаемых студенту заданий, возможность участия в групповых проектах, имитирующих работу реального проектного офиса на производстве. В таких проектах «самоуправляемый» обучающийся может выбрать наиболее подходящую ему командную роль, что так же будет являться важным фактором индивидуализации образовательного маршрута, учитывающего стартовые возможности и образовательные потребности каждого обучающегося.

В связи с этим важным инструментом для обеспечения индивидуального подхода формирования учебного содержания и развития компетенций, необходимых для эффективной командной работы над проектом, становятся современные цифровые ресурсы. Речь идет не только о специализированных программных пакетах, например, для осуществления компьютерного твердотельного моделирования, но и о цифровых ресурсах, облегчающих коммуникацию между членами одной проектной команды, ресурсах, позволяющих подготовить качественную и, что немаловажно, наглядную презентацию проекта перед потенциальным инвесторами.

В самом общем виде при создании проекта можно выделить следующие этапы работы над ним: описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин; формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь; анализ внутренних и внешних ресурсов; разработка плана мероприятий по решению каждой из задач, с учетом планируемых результатов на каждом этапе реализации проекта; анализ рисков и возможностей дальнейшего развития проекта; разработка показателей (индикаторов) эффективности проекта; подготовка и презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

В качестве одного из перспективных кейсов внедрения в образовательный процесс вуза технологии проектного обучения можно рассмотреть опыт кафедры «Стрелково-пушечных вооружений» ФГБОУ ВО ТулГУ, где в рамках функционирования студенческого конструкторского бюро в качестве главной цели обозначено сближение студенческих проектов с потребностями экономики и реальной профессиональной практики на предприятиях оборонно-промышленного комплекса региона.

Если классифицировать проекты, разрабатываемые в студенческом конструкторском бюро, по ведущей деятельности проекта, то чаще всего создаются инженерно-конструкторские проекты, предполагающие создание нового инженерного продукта или технологии, ведущая деятельность при этом – конструирование. Вместе с тем, как и любой проект, они проходят полный жизненный цикл проекта от замыла до эксплуатации.

Таблица

Циклограмма проектной деятельности с использованием современных педагогических и цифровых технологий

Деятельность по разработке студенческого проекта

Технология

обучения

Цифровые ресурсы

Планируемые образовательные результаты – формируемые компетенции ФГОС ВО 17.05.02 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»

Описание проблемы, на решение которой будет направлен проект, и ее причин;

Брейнсторминг (Мозговой штурм) и/или Брейнскетчинг (Мозговой штурм с использованием современных средств визуализации);

Вопросы SCAMPER

Составление Интеллект-карты (mindmap) проекта, например, с помощью MindMeister или coggle

УК-1, ОПК-4, ПК-6

Формулировка цели и задач, решение которых позволит эту цель достичь;

SMART-цель;

Модель GROW;

Методология Agile

ОПК-1, ОПК-15, УК-2, ПК-8

Анализ внутренних и внешних ресурсов;

SWOT-анализ;

PEST-анализ

Использование для планирования и совместной работы над проектом онлайн досок, например, Trello, iDroo, lino

УК-1

Разработка плана мероприятий по решению каждой из задач, с учетом планируемых результатов на каждом этапе реализации проекта;

SCRUM-метод управления проектами

Гейтовый подход

Дизайн-мышления

УК-2, УК-3, ОПК-5, ПК-7

Анализ рисков и возможностей дальнейшего развития проекта;

SWOT-анализ

Пакеты облачных служб и приложений, например, Googleapps

ОПК-7, ОПК-8, ПК-8

Разработка ключевых показателей эффективности/результативности (KPI) проекта

Матрица KPI;

Система сбалансированных показателей (BSC)

ОПК-9, ОПК-10, ПК-15

Подготовка и презентация проекта

Инфографика

Скрайбинг;

Выступление в стиле TED;

Питчинг

Infogram

VideoScribe

Menti.com

Canva

ОПК-6, ОПК-16, ПК-10

В таблице представлена циклограмма организации проектной деятельности студентов с использованием современных технологий обучения и цифровых ресурсов, последние позволяют развить у студентов универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные в первую очередь с информационно-коммуникационными технологиями и обеспечением эффективной коммуникации между участниками проектной команды.

Принимая участие в проектах, студенты получают реальный опыт коллективной работы над конструкторским проектом по своей будущей профессии, что помогает им лучше понять взаимосвязь изучаемых ими учебных дисциплин, приобрести надпредметные умения и навыки, например, такие как, работа в команде и способность довести дело до конца, то есть пройти весь цикл жизнедеятельности проекта.

Вместе с тем, работа со студентами над проектами помогает профессорско-преподавательскому составу кафедры на практике проиллюстрировать связь преподаваемых дисциплин с работой предприятия оборонно-промышленного комплекса, создать условия для социального лифта тем студентам, проявивших особые способности и высокую мотивацию к обучению. На защиту студенческих проектов приглашаются представители предприятий оборонно-промышленного комплекса региона, которые имеют возможность пригласить на работу наиболее успешных выпускников. Помимо этого, использование новых технологий обучения и цифровых ресурсов позволяет формировать компетенции, так необходимые современному выпускнику вуза в условиях перехода на цифровую экономику.

Список литературы

  1. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. Под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова [Электронный ресурс] // Москва, Открытый университет Сколково, 2018 URL: http://sk.ru/opus/p/project-based-learning-book-2018.aspx
  2. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures [Электронный ресурс] // НИУВШЭ, 2018 URL: https://futuref.org/educationfutures_ru

Поделиться

1857

Патрикова Е. Н., Патрикова Т. С. Проектная деятельность студентов-оружейников в условиях цифровой трансформации общества // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 143-146. URL: https://apni.ru/article/2372-proektnaya-deyatelnost-studentov-oruzhejnikov

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая