Главная
АИ #19 (46)
Статьи журнала АИ #19 (46)
Развитие рынка IT-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики (на примере...

Развитие рынка IT-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики (на примере компании «SAP»)

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

цифровизация
трансформация экономики
мировой рынок услуг
информационные услуги
SAP

Аннотация статьи

В статье определены сферы цифровизации экономики, также рассмотрен процесс трансформации рынка услуг в условиях цифровизации экономики. Авторами исследована экономическая деятельность немецкой компании «SAP» на мировом рынке IT-услуг, выведены и проанализированы результаты её деятельности.

Текст статьи

Проблема: современная мировая экономическая система претерпевает значительные изменения из-за стремительного развития информационных технологий и процессов глобализации и цифровизации. В хозяйственной деятельности компаний имеется значительный потенциал для внедрения и развития информационных ресурсов и технологий. В настоящее время увеличивается доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что положительно сказывается на изменении объема ВВП в большинстве стран.

Цель статьи: исследование процесса развития сектора информационных услуг в условиях цифровизации мировой экономики на примере компании «SAP».

Цифровизация становится основным направлением развития мировой экономики, поскольку меняет ее структуру и переводит в новое качественное состояние, что связано с развитием и внедрением цифровых компьютерных технологий и включает в себя различные работы по предоставлению онлайн-услуг: электронные платежи, интернет-торговля и т.д.

Новые информационные технологии (ИТ) и Интернет устраняют факторы времени и расстояния в международной торговле услугами. Использование ИТ может значительно изменить представление о том, что только развитые страны имеют сравнительное преимущество в экспорте высокотехнологичных услуг. Развивающиеся страны успешно конкурируют с ними и предоставляют эти услуги самостоятельно или через аутсорсинг. Развивающиеся страны имеют сравнительное преимущество в этом секторе из-за низкой стоимости квалифицированной рабочей силы. Соответственно, их выход на внешние рынки услуг зависит от мобильности трудовых ресурсов.

В исследовании Всемирного банка отмечается, что цифровизация глубоко трансформирует экономическую систему, в частности национальную экономику развивающихся стран, и проявляется в следующих аспектах [3, c.20]:

  • расширение торговли (например, в Марокко сельские семьи продают миру товары ручной работы через платформу Anou, которая сочетает в себе элементы онлайн-покупок и досок объявлений);
  • повышение эффективности работы за счет снижения затрат практически во всех секторах экономики (например, United Parcel Service, курьерская компания по доставке посылок, использует точные алгоритмы маршрутизации);
  • развитие конкуренции (сервис eKeebo в Уганде, позволяющий продавать товары в домашних условиях без лицензии через Интернет);
  • повышение качества услуг, в том числе государственных: услуги по приему жалоб, оформлению документов, уплате штрафов и др. (Например, в Руанде Babyl в партнерстве с Министерством здравоохранения предоставляет бесплатные медицинские услуги).

Таким образом, цифровая трансформация рынка может привести к изменениям в основном производственном процессе компаний, поскольку цифровизация способствует развитию онлайн-торговли, снижению затрат на логистику и открытию новых каналов предоставления услуг. Кроме того, поставщики ИТ-услуг могут предоставлять их своим клиентам в транзакционной модели, создавая различные клиентские службы, которые могут поддерживать высокую масштабируемость и работать с неструктурированными данными.

В условиях цифровизации экономики в последние годы наблюдается мультипликативный эффект развития мирового рынка услуг, что является одной из причин его быстрого роста. Информационные услуги играют ведущую роль в этом процессе, их динамика значительно ускорила поток информации, что позволило расширить объем финансовых, деловых, консалтинговых и образовательных услуг, а также улучшить качество их предоставления.

Одним из глобальных игроков на мировом рынке информационных услуг является немецкая компания SAP. Это лидер на рынке корпоративного программного обеспечения, обеспечивающий максимальную эффективность для малого, среднего и крупного бизнеса во всех отраслях. SAP занимается разработкой автоматизированных систем управления такими внутренними процессами предприятия как бухгалтерский учет, торговля, производство, финансы, управление персоналом, склады и др. Основными SAP-системами, поставляемыми и внедряемыми в бизнес-процессы, являются CRM и ERP-системы, предназначенные для организации работы с потенциальными и существующими клиентами, организации и автоматизации коммерческих отделов, инструментов маркетинга, а также точного учета данных.

После внедрения облачных технологий в 2011 году показатели годовой выручки и чистой прибыли компании неуклонно росли. В 2018 году SAP поднялась в рейтинг крупнейших ИТ-компаний Европы и мира, а выручка от облачных услуг выросла на 24% по сравнению с 2017 годом, в 2019 году этот показатель увеличился еще на 27%. Динамика основных показателей за период 2017-2019 гг. по МСФО представлена в таблице 1 [4].

Таблица 1

Динамика основных показателей SAP, 2017-2019 гг., млн евро

Показатель / Год

2017

2018

Темп роста 2018 к 2017,%

2019

Темп роста 2019 к 2018,%

Выручка, в т.ч.

23 461

24 708

105,3

27 553

111,5

«облачная» выручка

3 769

4 993

132,5

6 933

138,9

выручка от продаж лицензий на ПО и услуг поддержки

15 780

15 628

99,0

16 080

102,9

выручка от услуг

3 912

4 086

104,4

4 541

111,1

Расходы, в т.ч.

18 584

19 005

102,3

23 081

121,4

«облачные» расходы

1 660

2 068

124,6

2 534

122,5

расходы на лицензионное ПО и услуги поддержку

2 234

2 092

93,6

2 159

103,2

стоимость услуг

3 158

3 302

104,6

3 662

110,9

административные расходы

1 075

1 098

102,1

1 629

148,4

другие расходы

10 459

10 444

99,9

13 079

125,2

Валовая прибыль

16 410

17 246

105,1

19 199

111,3

Операционная прибыль

4 877

5 703

116,9

4 473

78,4

Прибыль после вычета налогов

4 046

4 088

101,0

3 370

82,4

В 2018 году выручка SAP достигла 24,71 миллиарда евро, что на 5% больше, чем в предыдущем году. Основная заслуга в этом росте принадлежит облачному бизнесу: выручка компании от внедрения соответствующих подписок и услуг поддержки составила 4,99 млрд евро, что на 32% больше, чем год назад.

Немецкая компания заработала 15,63 миллиарда евро в 2018 году от продажи лицензий на программное обеспечение, а также сопутствующих услуг поддержки. В 2019 году объем продаж SAP составил 27,55 млрд евро, т.е. на 12% больше, чем год назад (см. табл. 1). Увеличение в основном связано с облачной активностью, которая выросла на 39% до 6,93 млрд евро [4]. Динамика основных показателей сегмента услуг SAP, за 1 и 2 кварталы 2020 и 2019 годов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели SAP в сегменте услуг за период первого полугодия 2019 и 2020 гг., млн евро

Показатель / Год

2019
(I-II Q)

2020
(I-II Q)

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Выручка от предоставления услуг

1 654

1 644

-10

99,4

Общая выручка в сегменте

1 656

1 646

-10

99,4

Валовая маржа в сегменте

19,5

26,6

7,1пп.

-

Прибыль/убыток в сегменте

85

207

122

243,5

Исходя из данных в таблице 2, в сегменте услуг наблюдается небольшое снижение выручки, однако общая прибыль в первом полугодии 2020 года увеличилась на 143,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

SAP – быстрорастущая компания в своей отрасли, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве и внедрении программного обеспечения, а также в предоставлении связанных ИТ-услуг. Основные финансовые показатели этих сегментов ежегодно значительно увеличиваются в связи с необходимостью внедрения цифровых продуктов SAP в малых, средних и крупных компаниях для автоматизации и регулирования процессов. В цифровом секторе мировой экономики SAP является одной из ведущих компаний, поскольку она не только улучшает свои технологии и качество своих услуг, но и постоянно развивает партнерские программы, чтобы привлечь больше компаний, которые сотрудничают с ней.

Вывод. В современных условиях этот рынок является одним из самых перспективных, так как находится в постоянном и стремительном развитии. Цифровизация экономики положительно влияет на мировой рынок информационных услуг, способствует ускорению развития сектора предоставления различных интернет-услуг, внедрению цифровых технологий, программ совершенствования бизнес-процессов компаний-потребителей данного типа.

Список литературы

  1. Цифровая экономика [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. Институт статистических исследований и экономики знаний – 2019. – URL: https://issek.hse.ru/data/2019/06/20/1488856771/NTI_N_123_20062019.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
  2. Брянцева Е.С. Влияние глобализации на построение информационного общества / Е.С. Брянцева // Социальные науки. – №1(16). – 2019. – С. 31-38.
  3. Global Financial Development Report 2019/2020 [Electronic source] / The World Bank. – URL: https://www.worldbank.org/en/publication/gfdr (дата обращения: 06.04.2021).
  4. SAP financial reports and publications [Electronic source]. – URL: https://www.sap.com/investors/en/reports.html?tab=1&sort=latest_desc (дата обращения: 06.04.2021).

Поделиться

4321

Аман В. В., Семина Л. А. Развитие рынка IT-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики (на примере компании «SAP») // Актуальные исследования. 2021. №19 (46). С. 39-42. URL: https://apni.ru/article/2376-razvitie-rinka-it-uslug-pod-vliyaniem-protses

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря