Проблема: современная мировая экономическая система претерпевает значительные изменения из-за стремительного развития информационных технологий и процессов глобализации и цифровизации. В хозяйственной деятельности компаний имеется значительный потенциал для внедрения и развития информационных ресурсов и технологий. В настоящее время увеличивается доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что положительно сказывается на изменении объема ВВП в большинстве стран.
Цель статьи: исследование процесса развития сектора информационных услуг в условиях цифровизации мировой экономики на примере компании «SAP».
Цифровизация становится основным направлением развития мировой экономики, поскольку меняет ее структуру и переводит в новое качественное состояние, что связано с развитием и внедрением цифровых компьютерных технологий и включает в себя различные работы по предоставлению онлайн-услуг: электронные платежи, интернет-торговля и т.д.
Новые информационные технологии (ИТ) и Интернет устраняют факторы времени и расстояния в международной торговле услугами. Использование ИТ может значительно изменить представление о том, что только развитые страны имеют сравнительное преимущество в экспорте высокотехнологичных услуг. Развивающиеся страны успешно конкурируют с ними и предоставляют эти услуги самостоятельно или через аутсорсинг. Развивающиеся страны имеют сравнительное преимущество в этом секторе из-за низкой стоимости квалифицированной рабочей силы. Соответственно, их выход на внешние рынки услуг зависит от мобильности трудовых ресурсов.
В исследовании Всемирного банка отмечается, что цифровизация глубоко трансформирует экономическую систему, в частности национальную экономику развивающихся стран, и проявляется в следующих аспектах [3, c.20]:
- расширение торговли (например, в Марокко сельские семьи продают миру товары ручной работы через платформу Anou, которая сочетает в себе элементы онлайн-покупок и досок объявлений);
- повышение эффективности работы за счет снижения затрат практически во всех секторах экономики (например, United Parcel Service, курьерская компания по доставке посылок, использует точные алгоритмы маршрутизации);
- развитие конкуренции (сервис eKeebo в Уганде, позволяющий продавать товары в домашних условиях без лицензии через Интернет);
- повышение качества услуг, в том числе государственных: услуги по приему жалоб, оформлению документов, уплате штрафов и др. (Например, в Руанде Babyl в партнерстве с Министерством здравоохранения предоставляет бесплатные медицинские услуги).
Таким образом, цифровая трансформация рынка может привести к изменениям в основном производственном процессе компаний, поскольку цифровизация способствует развитию онлайн-торговли, снижению затрат на логистику и открытию новых каналов предоставления услуг. Кроме того, поставщики ИТ-услуг могут предоставлять их своим клиентам в транзакционной модели, создавая различные клиентские службы, которые могут поддерживать высокую масштабируемость и работать с неструктурированными данными.
В условиях цифровизации экономики в последние годы наблюдается мультипликативный эффект развития мирового рынка услуг, что является одной из причин его быстрого роста. Информационные услуги играют ведущую роль в этом процессе, их динамика значительно ускорила поток информации, что позволило расширить объем финансовых, деловых, консалтинговых и образовательных услуг, а также улучшить качество их предоставления.
Одним из глобальных игроков на мировом рынке информационных услуг является немецкая компания SAP. Это лидер на рынке корпоративного программного обеспечения, обеспечивающий максимальную эффективность для малого, среднего и крупного бизнеса во всех отраслях. SAP занимается разработкой автоматизированных систем управления такими внутренними процессами предприятия как бухгалтерский учет, торговля, производство, финансы, управление персоналом, склады и др. Основными SAP-системами, поставляемыми и внедряемыми в бизнес-процессы, являются CRM и ERP-системы, предназначенные для организации работы с потенциальными и существующими клиентами, организации и автоматизации коммерческих отделов, инструментов маркетинга, а также точного учета данных.
После внедрения облачных технологий в 2011 году показатели годовой выручки и чистой прибыли компании неуклонно росли. В 2018 году SAP поднялась в рейтинг крупнейших ИТ-компаний Европы и мира, а выручка от облачных услуг выросла на 24% по сравнению с 2017 годом, в 2019 году этот показатель увеличился еще на 27%. Динамика основных показателей за период 2017-2019 гг. по МСФО представлена в таблице 1 [4].
Таблица 1
Динамика основных показателей SAP, 2017-2019 гг., млн евро
Показатель / Год |
2017 |
2018 |
Темп роста 2018 к 2017,% |
2019 |
Темп роста 2019 к 2018,% |
---|---|---|---|---|---|
Выручка, в т.ч. |
23 461 |
24 708 |
105,3 |
27 553 |
111,5 |
«облачная» выручка |
3 769 |
4 993 |
132,5 |
6 933 |
138,9 |
выручка от продаж лицензий на ПО и услуг поддержки |
15 780 |
15 628 |
99,0 |
16 080 |
102,9 |
выручка от услуг |
3 912 |
4 086 |
104,4 |
4 541 |
111,1 |
Расходы, в т.ч. |
18 584 |
19 005 |
102,3 |
23 081 |
121,4 |
«облачные» расходы |
1 660 |
2 068 |
124,6 |
2 534 |
122,5 |
расходы на лицензионное ПО и услуги поддержку |
2 234 |
2 092 |
93,6 |
2 159 |
103,2 |
стоимость услуг |
3 158 |
3 302 |
104,6 |
3 662 |
110,9 |
административные расходы |
1 075 |
1 098 |
102,1 |
1 629 |
148,4 |
другие расходы |
10 459 |
10 444 |
99,9 |
13 079 |
125,2 |
Валовая прибыль |
16 410 |
17 246 |
105,1 |
19 199 |
111,3 |
Операционная прибыль |
4 877 |
5 703 |
116,9 |
4 473 |
78,4 |
Прибыль после вычета налогов |
4 046 |
4 088 |
101,0 |
3 370 |
82,4 |
В 2018 году выручка SAP достигла 24,71 миллиарда евро, что на 5% больше, чем в предыдущем году. Основная заслуга в этом росте принадлежит облачному бизнесу: выручка компании от внедрения соответствующих подписок и услуг поддержки составила 4,99 млрд евро, что на 32% больше, чем год назад.
Немецкая компания заработала 15,63 миллиарда евро в 2018 году от продажи лицензий на программное обеспечение, а также сопутствующих услуг поддержки. В 2019 году объем продаж SAP составил 27,55 млрд евро, т.е. на 12% больше, чем год назад (см. табл. 1). Увеличение в основном связано с облачной активностью, которая выросла на 39% до 6,93 млрд евро [4]. Динамика основных показателей сегмента услуг SAP, за 1 и 2 кварталы 2020 и 2019 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели SAP в сегменте услуг за период первого полугодия 2019 и 2020 гг., млн евро
Показатель / Год |
2019 |
2020 |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
---|---|---|---|---|
Выручка от предоставления услуг |
1 654 |
1 644 |
-10 |
99,4 |
Общая выручка в сегменте |
1 656 |
1 646 |
-10 |
99,4 |
Валовая маржа в сегменте |
19,5 |
26,6 |
7,1пп. |
- |
Прибыль/убыток в сегменте |
85 |
207 |
122 |
243,5 |
Исходя из данных в таблице 2, в сегменте услуг наблюдается небольшое снижение выручки, однако общая прибыль в первом полугодии 2020 года увеличилась на 143,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
SAP – быстрорастущая компания в своей отрасли, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве и внедрении программного обеспечения, а также в предоставлении связанных ИТ-услуг. Основные финансовые показатели этих сегментов ежегодно значительно увеличиваются в связи с необходимостью внедрения цифровых продуктов SAP в малых, средних и крупных компаниях для автоматизации и регулирования процессов. В цифровом секторе мировой экономики SAP является одной из ведущих компаний, поскольку она не только улучшает свои технологии и качество своих услуг, но и постоянно развивает партнерские программы, чтобы привлечь больше компаний, которые сотрудничают с ней.
Вывод. В современных условиях этот рынок является одним из самых перспективных, так как находится в постоянном и стремительном развитии. Цифровизация экономики положительно влияет на мировой рынок информационных услуг, способствует ускорению развития сектора предоставления различных интернет-услуг, внедрению цифровых технологий, программ совершенствования бизнес-процессов компаний-потребителей данного типа.