Автор(-ы):
Воронина Марина Петровна
Перминов Владимир Олегович
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья посвящена актуальной проблеме – использованию элементов проблемного обучения студентов-иностранцев русскому языку. В статье рассматривается операционный компонент в обучении, в частности большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации и решению проблемных задач.
Текст статьи
В настоящее время в системе высшего образования активно применяется метод проблемного обучения. У студентов развиваются познавательные потребности и интерес к предмету и языку. Суть метода заключается в том, что педагог организует такой способ взаимодействия, при котором информацию учащийся получает не в готовом виде, а в виде какой-то проблемы. Однако сложность использования проблемного обучения в РКИ (русский как иностранный) обусловлена недостаточно сформированными коммуникативными умениями у студентов-иностранцев, такими как умение слышать и слушать, правильно отвечать на поставленный вопрос, высказывать свое мнение в беседе друг с другом и с преподавателем, а также поставить вопрос собеседнику.
В связи с этим мы можем говорить об обучении студентов некоторым способам деятельности на занятиях, построенных с применением элементов проблемного обучения.
Какие же элементы проблемного обучения можно использовать на занятиях РКИ? В первую очередь это создание проблемных ситуаций. Применение проблемных ситуаций и заданий в процессе обучения иностранному языку было изучено многими учеными, такими как И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, и др. Наиболее полная классификация способов создания проблемных ситуаций представлена М.И. Махмутовым [1]. В работе со студентами, изучающими русский язык как иностранный, мы берем за основу именно эту классификацию, поскольку она наиболее полно и глубоко отражает суть проблемного обучения. Однако из всего многообразия способов создания проблемных ситуаций педагогу стоит остановиться только на тех, которые будут доступны студентам-иностранцам. Например, таких как:
Дидактическая ценность этой классификации состоит в том, что она помогает педагогу избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций.
Все эти способы успешно применяются в обучении студентов-иностранцев.
При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний; учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Проблемная задача предполагает ряд действий, для выполнения которых студент должен с помощью преподавателя или самостоятельно произвести поиск решения, при этом студент должен владеть комплексом различных умений: сравнивать, сопоставлять, классифицировать, логически мыслить и др. Разрешение противоречий вызывает у учащихся мыслительную активность.
Проблемные задачи предлагаются учащимся на занятиях по усвоению нового грамматического материала и повторения. Также их можно использовать на занятии в качестве дополнительных заданий с целью развития устной диалогической речи студентов. С помощью проблемных задач преподаватель формирует умение конкретизировать знания, переносить их в новую ситуацию. Преподаватель не только формулирует задания, но и предлагает ход решения.
В качестве примеров приведем фрагменты заданий с комментариями.
Пример №1.
Задание: составьте предложения со словами в Петербург, в Петербурге. Трудность этого задания состоит в том, что перед существительным стоит один и тот же предлог в, а окончания у существительных разные. Значит, чтобы решить эту проблемную задачу, студент должен сначала определить падеж существительного.
Пример №2.
Задание: Восстановите вопросы по ответам.
a) … площадь вначале называли Слоновьей? (Манежную площадь вначале называли Слоновьей. На месте площади был слоновий двор.)
b) … здание было возведено по проекту Джакомо Кваренги? (Каменное треугольное здание было возведено по проекту Джакомо Кваренги. В 1790 году здание было возведено по проекту Джакомо Кваренги.)
Чтобы решить эту задачу, необходимо прочитать ответ. Вспомнить вопросительные слова, затем установить причинно-следственные связи между вопросительным словом и предложением-ответом. И только тогда прийти к решению проблемной задачи:
Аналогичная работа проводится со вторым вопросительным предложением:
Пример №3.
Задание: Определите, слова какой части речи записаны? Допишите в каждый столбик по два существительных.
муравьи | ножницы |
пчелы | щипцы |
линейки | часы |
Эта задача вызывает вопрос у студентов: какие слова надо дописать?
На помощь приходят комментарии преподавателя:
Как видим из примеров, каким бы способом ни создавалась проблемная ситуация: с помощью проблемной задачи, предполагающей сравнение, сопоставление, анализ языковых единиц, – она побуждает студента мыслить, выделять главное, с помощью ситуаций совершенствуются речевые умения и навыки учащихся.
Преподаватель должен вовлечь студентов в процесс общения, в совместный поиск решения той или иной задачи. Составляющим компонентом любой проблемной задачи является вопрос, поэтому преподаватель при подготовке к занятиям должен особое внимание уделить формулировке вопросов.
Приведем пример фрагмента беседы после прочтения повести А.С. Пушкина «Метель» [2].
Обратим внимание на формулировку вопросов. Беседа строится на вопросах, направленных на восприятие текста, на выявление содержания прочитанного. Отвечая на вопрос «Когда бывает метель?», студент обращается к личному опыту. Трудность всегда представляют проблемные вопросы (Почему повесть называется «Метель», если в произведении рассказывается о любви?). Выслушав студентов, мы получаем два варианта ответа: повесть так называется, потому что главное действие происходит в метель; метель вторгается в жизнь героев, изменяет их жизни. В конце беседы предлагаем ответить на этот же вопрос письменно, поскольку нам важно проследить, как рассуждают студенты, что они поняли в процессе беседы.
Из письменных работ можно выделить те, в которых студенты мыслят неординарно. Приведем примеры таких работ (стиль писем сохранен в неизменном виде).
Эта повесть называется «Метель», потому что в ней большую роль играет метель. Метель смешивает судьбу героев. Из-за нее Владимир потерял дорогу, опоздал к девушке. А в церковь пришел Бурмин. (Студент 4 курса Пак Кванжил, Южная Корея.)
Метель является главной в повести. Она соединила судьбу Марьи с Бурминым. (Студент 4 курса Ян Жуньчао, Китай.)
Работы интересны тем, что студенты на основе полученных знаний в ходе беседы высказали свое мнение: метель смешивает судьбу героев; метель соединила. Учащиеся, отвечая на вопрос, неслучайно используют глаголы смешивать, соединять, поскольку во время беседы было определено значение слова метель и выражения «небо слилось с землей».
Если включать в устные беседы элементы проблемного обучения, в частности проблемные вопросы и задания, то письменные работы можно будет по праву называть творческими.
Таким образом, можем сделать вывод о важной роли проблемного обучения в РКИ. Включение в учебный процесс элементов проблемного обучения открывает большие возможности в развитии творческой личности студентов, изучающих русский язык.
Список литературы
Поделиться
Воронина М. П., Перминов В. О. К вопросу о проблемном обучении студентов-иностранцев // Актуальные исследования. 2021. №19 (46). С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/2379-k-voprosu-o-problemnom-obuchenii-studentov