Системы озвучения залов

Системы озвучения залов

Система озвучения зала представляет собой совокупность электроакустических и усилительных устройств, предназначенных для воспроизведения и усиления звукового сигнала. Системы озвучения делятся на системы звуковоспроизведения и системы звукоусиления. Последние отличаются от систем воспроизведения наличием микрофонов, располагающихся обычно на сцене или на эстраде. Звукоусиление применяется в тех случаях, когда мощность первичного источника (оратора, певца, музыканта) недостаточна для создания необходимого уровня звукового сигнала на площади слушательских мест. Для обычных речевых программ (речь оратора) звукоусиление требуется уже при объеме более 2000 м. При высоких уровнях шума и переглушенности зала звукоусиление может потребоваться и при меньших объемах.

Аннотация статьи
первичный источник звучания
акустика
системы озвучивания
Ключевые слова

В настоящее время системами звукоусиления оборудуются практически все зрительные залы как целевого, так и многоцелевого назначения. В залах, эксплуатируемых в основном в режиме естественной акустики (залы драматических и оперных театров, концертные залы), системы звукоусиления используются при проведении собраний, конференций, эстрадных концертов, а также для создания различных звуковых эффектов.

Требования к системам озвучения. Система озвучения должна прежде всего обеспечивать необходимый уровень звука на площади слушательских мест. Максимальный уровень, который должна создавать система, определяется из условия естественности звучания первичного источника звука. Для музыкальных программ такой уровень составляет 90-94 дБ, что соответствует уровню звука симфонического оркестра в центральной зоне зала. Для речевых программ максимальный уровень должен составлять 80-86 дБ. Такой уровень обеспечивает оратор на расстоянии 1-1,5 м. Наряду с необходимым уровнем звука система озвучения должна обеспечивать и достаточно равномерное его распределение по площади слушательских мест. Разница между максимальным и минимальным уровнями, создаваемыми системой на площади мест, не должна превышать 6 дБ для музыки и 8 дБ для речи. В случае речевых программ должна быть также обеспечена соответствующая разборчивость речи.

Способом ослабления эффекта правильной локализации первичного источника звука является устройство дополнительной группы громкоговорителей, расположенной над первичным источником. Такую группу обычно называют верхним звуковым порталом. Уровень звука, создаваемый верхним порталом, должен быть преобладающим.

И, наконец, очень важное требование, которому должна удовлетворять система озвучения, – отсутствие тембровых искажений. При проверке выполнения этого требования на вход системы подаются электрические сигналы постоянного уровня, но различной частоты. Это могут быть синусоидальный сигнал с плавно меняющейся частотой или третьоктавные полосы "розового" шума. Изменения уровня звукового сигнала, принятого в различных точках зала, не должны выходить за пределы области, показанной на рис. 9.60.

Типы систем озвучения. В зависимости от расположения громкоговорителей по отношению к озвучиваемой площади системы озвучения подразделяются на сосредоточенные (централизованные), зональные и распределенные.

Громкоговорители сосредоточенных систем располагаются в пределах ограниченного пространства на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга. В зрительных залах громкоговорители сосредоточенной системы размещаются обычно над верхним порталом и по его бокам. Если слушательские места охватывают область расположения первичного источника звука, то громкоговорители могут быть сгруппированы в звуковую люстру. Сосредоточенная система обеспечивает хорошую локализацию источника и используется при стереофоническом озвучении залов.

Однако сосредоточенные системы не всегда позволяют обеспечить требуемую неравномерность звукового поля.

Зональные системы чаще всего используются в комбинации с сосредоточенными для "подзвучки" определенных зон зала. Это позволяет обеспечить требуемые уровень и неравномерность на всей площади слушательских мест. Зонами подзвучки обычно являются передние ряды партера, а также места на балконах и под балконами. Группа громкоговорителей, размещаемых в барьере сцены, помимо повышения уровня звука улучшает для передней зоны мест партера локализацию первичного источника звука. Зональные группы громкоговорителей на боковых стенах залов используются для создания объемного звучания (повышения пространственного впечатления). Электрические сигналы поступают на громкоговорители зональных систем, как правило, через линии задержки.

Распределенные системы озвучения устраиваются обычно в залах значительной длины или малой высоты. В первом случае громкоговорители располагаются в виде цепочек, а во втором – в узлах регулярной сетки, на которую разбивается поверхность потолка. Шаг цепочки громкоговорителей должен выбираться с таким расчетом, чтобы запаздывание сигналов соседних громкоговорителей не вызывало эха. К распределенным системам следует отнести и кресельную систему, используемую в основном для усиления речевых программ. При кресельной системе небольшой громкоговоритель размешается в спинке каждого кресла, обеспечивая прямым звуком сидящего позади слушателя.

В практике проектирования и строительства крупных многоцелевых залов в настоящее время используется комбинация разных систем, включающая централизованную группу громкоговорителей, зональные группы, громкоговорители эффектов, кресельные громкоговорители и громкоговорители искусственной реверберации (амбиофонии).

Акустические мероприятия в залах с системами звукоусиления. При работе в зале системы звукоусиления помимо звука первичного источника на микрофон воздействуют прямой звук громкоговорителя и звуковые отражения от поверхностей. В результате возникает так называемая акустическая обратная связь, которая может привести к нарушению нормального режима работы системы звукоусиления. Для того чтобы обеспечить надежность работы системы, при акустическом проектировании зала необходимо предусмотреть ряд дополнительных мероприятий.

Прежде всего не следует завышать время реверберации по сравнению с оптимальным. Если зал используется для концертных исполнений в естественном звучании, то звукопоглощение в сценической части необходимо делать переменным.

Для повышения надежности работы системы звукоусиления весьма полезно ослабить приходящие на сцену отражения от задней стены зала или от угла между задней стеной и потолком. Ослабить такие отражения можно с помощью приемов, или путем расчленения задней стены. При разработке архитектурно-акустического решения зала, особенно околосценического пространства, необходимо предусмотреть места для расположения громкоговорителей. Декоративные решетки, прикрывающие отверстия для громкоговорителей, должны иметь перфорацию не менее 70%. Наибольший размер поперечного сечения стержней решетки не должен превышать 1 см.

Текст статьи
  1. Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий. – М.: Стройиздат, 1986. – 176 с.
  2. Ковригин С.Д. Крышов С.П. Архитектурно-строительная акустика. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.
  3. СНиПИ-12-77. Глава "Защита от шума". – М.: Стройиздат, 1978. – 49 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа