Главная
Конференции
Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности
Исследование экономических выгод с точки зрения выбора направления обучения

Исследование экономических выгод с точки зрения выбора направления обучения

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

экономические выгоды
выбор
желанное обучение
платное обучение
профессии

Аннотация статьи

Данная работа ставит перед собой цель исследования различных экономических выгод человека в сложной ситуации выбора между желанным, но коммерческим (платным) видом обучения и обучением на бесплатной основе, однако не отвечающим желаниям и приоритетам конкретной личности. С одной стороны, такая проблема, являясь актуальной на сегодняшний день, содержит в себе достаточно психологических аспектов, но мы же рассматриваем выгоды для человека именно со стороны экономической, что и отражено в статье.

Текст статьи

Каждый год выпускники школ задаются вопросом о том, куда же поступить. Большинство выбирают профессию с экономической точки зрения (высокая заработная плата, престиж профессии, а также возможности личностного развития), другая же группа людей рассматривает высшее образование с точки зрения личных вкусов (если человек увлекается рукоделием или рисованием, то он пойдёт на дизайнера; увлекаясь программированием человек пойдет на курс программного обеспечения, или вовсе на экономическую безопасность). В современных реалиях многие не рискуют пойти на курс своей мечты, в следствии чего поступают на более оплачиваемые профессии.

Сайты так и пестрят открытыми вакансиями: от сварщиков до управляющих. Однако найти действительно грамотного специалиста тяжело, причина того в том, что люди идут за высокооплачиваемой работой, где не имеют понимания всех тонкостей работы.

Проблема неграмотных специалистов остаётся открытой по сей день. Для многих понятие «экономист» связанно со словосочетанием «высокая оплата труда». В другой ситуации выпускники и родители выбирают ВУЗ и факультет, где есть возможность поступить на бюджет, не учитывая желание своего ребёнка.

Обратимся к рисунку, где мы видим анализ динамики вакансий в области «Банки, инвестиции и лизинг» и «Искусство, развлечения, масс-медиа» по России, благодаря которому мы можем понять значимость двух видов вакансии в России.

Рис. Динамики вакансий в области «Банки, инвестиции и лизинг» и «Искусство, развлечения, масс-медиа» по России апрель 2020 – апрель 2021 гг.

Как видно на графике спрос на вакансии в банковской области ниже, чем в области искусства. Делаем вывод, что не только экономическая профессия популярна, но и другие (в нашем случае на примере искусства и масс-медиа). Стоит учитывать тот факт, что в 2020 году были ограничения в свете пандемии и сокращения работников. За 2020 год российская экономика сократилась на 3,1 процента, по данным Росстата в первой оценке ВВП за минувший год. Показатель ВВП России в 2020 году сократился на 3,1 процента. Экономика – это всегда риск.

При выборе будущей профессии важно учитывать свои возможности и сильные стороны. На сегодняшний день многие выпускники выбирают факультет из-за бесплатного образования, в то время как желанный факультет остается платным. Но будет ли экономически правильным будет получить профессиональное образование бесплатно по другому направлению подготовки, чем платно по направлению подготовки «своей мечты».

Предлагаем рассмотреть эту ситуацию с двух сторон. Если человек пересмотрит свой взгляд на карьеру мечты и решит переводится на другой факультет или вовсе отчисляться, то он понесет экономические затраты, т.к. средства потраченные на образование невозможно будет вернуть. Это экономически не выгодно. Платное образование может сильно нагрузить семейный бюджет. На примере платного обучения в городе Барнаула: Обучение в среднем стоит 100 т.р. в год, а за весь период обучения стоимость обучения достигает до 500 т.р. Поступив на бюджетный набор, выпускник сможет сэкономить семейный бюджет, при определенных условиях даже приумножить по средствам стипендии. Также можно получать высшее образование бесплатно, при этом проходить стажировку по профессии своей мечты, или получить её через ДПО. Не будем исключать психологическую сторону ситуации: В нынешних реалиях студенты не оплачивают себе образование, проще пойти на уступки родителям и пойти на бесплатное обучение, избежать лишних конфликтов и сохранить средства на что-то иное (недвижимость или сделать вклад в банке).

Теперь же рассмотрим вариант получения желанного высшего образования платно. Получив образование, которое заведомо не нравится, в дальнейшем выпускник вероятнее всего не захочет связывать свою жизнь с этой специальностью, следовательно он останется без профессии и не сможет устроиться на высокооплачиваемую работу. После выпуска студент, скорее всего не будет работать по профессии, а значит оплата его обучения было экономически не выгодно государству.

По данным Росстата на первом месте по числу выпускников – специальность «Экономика и управление». С 2016 по 2018 год на рынок труда вышли 580,7 тыс. специалистов с дипломами экономистов и управленцев, но 37% (216,8 тыс. чел.) по специальности не работают. А вот выпускники медицинских вузов сохраняют верность профессии. 97% из тех, кто получил образование по направлению «Клиническая медицина», 96% – «Фармация», и 93% – «Науки о здоровье и профилактическая медицина» остаются в профессии после окончания вуза. Среди тех, кто окончил педагогические вузы (182,9 тыс. чел.), не по специальности работают 20% (36,1 тыс.).

Рассмотрим данные с новостного сайта РИА Новости, в 2020 году процент выпускников, которые не работают по специальности составил более 40%. Среди них большую долю занимает сфера продаж – 70%, среди административного персонала - 64%. При этом каждый третий респондент-соискатель лишь отчасти доволен своим высшим образованием, чаще всего это топ-менеджеры, доля которых составила 62%, а реже всего полученными знаниями в вузах довольны представители искусства и массмедиа – 30% и работники туристической сферы – 32%.

13% опрошенных и вовсе не получали высшее образование и не собираются его получать. Порой людям хватает СПО для работы и дальнейшего развития своей личности.

Проанализировав данные делаем вывод: Лучше поступать на факультет, который располагает к себе, который по силам выпускнику школы. Тот факультет, который будет его интересовать и гарантировать ему развитие личных качеств. В стране много студентов, которые пошли на нежеланное ими направление по желанию их родителей. Но будут ли они нужными нами специалистами? На базе статистики и практика мы можем увидеть, что не все ими становятся.

Список литературы

  1. Далио Р. Принципы - 2021. – С. 53-57.
  2. Группа компаний HeadHunter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://stats.hh.ru/ (19.12.2018)

Поделиться

2422

Шевчук А. А., Клепикова М. С. Исследование экономических выгод с точки зрения выбора направления обучения // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 111-113. URL: https://apni.ru/article/2380-issledovanie-ekonomicheskikh-vigod-s-tochki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января