Тест определяется обычно как «испытание» и является заимствованием из английского языка. В настоящее время при наличии компьютерных технологий и дефицита времени тест является неотъемлемой частью обучения, так как позволяет за короткое время проконтролировать знания учащихся и выявить проблемные места в обучении, которые необходимо доработать как студентам, так и преподавателю. Однако долгое время в России и, тем более, в СССР тестовые технологии не признавались, и на страницах печати шла ожесточенная борьба против использования тестовых технологий как «враждебных и присущих только капиталистическому миру».
Тестовые испытания возникли достаточно давно, они связаны с измерением различных умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности. И многие исследователи относят первые упоминания о тестах к 3 тысячелетию до н.э., говоря об испытаниях для выпускников школы писцов в Древнем Вавилоне, где испытуемые должны были знать арифметические действия, уметь распределять рацион и, кроме этого, петь и играть на музыкальных инструментах. Тесты применялись для оценки умений и навыков будущих жрецов в Древнем Египте, для проверки способностей кандидатов на государственные должности в Древнем Китае, для переаттестации чиновников в средневековом Вьетнаме. В истории Греции даже Пифагор устраивал своим ученикам тесты, похожие на те, которые проходил сам. Но первым этапом применения тестов в мировой практике принято считать период с 80-х годов 19 века до 20-х годов 20 века, это период зарождения и становления тестовой системы как системы исследования индивидуальных различий личности. Первые тесты появились на Западе, принято считать, что Ф.Гальтон, английский психолог впервые разработал серию испытаний, в которой каждый, за небольшую плату, мог испытать свои физиологические возможности – быстроту реакции, мышечную силу – и психические свойства организма. Ф.Гальтон сформулировал три основные принципа тестирования, которые сохраняют актуальность по сей день:
- применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;
- необходимость накопления и обработки статистических результатов;
- установление эталонов оценки.
Таким образом, Ф.Гальтон ввел понятие математической статистики для обработки полученных данных, а также необходимость корреляции результатов в зависимости от индивидуальных различий.
Родоначальником тестового метода по праву считается американец Дж. Кэттелл, долгое время работавший в лаборатории Ф.Гальтона, так как он первым увидел возможность измерения свойств человеческой психики и закономерности психических процессов с помощью тестового метода. Он также высказывался о необходимости применения одинаково однообразных тестов по отношению к достаточно большому количеству испытуемых, чтобы можно было сравнить результаты и проследить закономерности. Он предложил 50 тестов сенсорного различения и скорости реакции на воспроизведение после прослушивания серии вопросов, которые можно было использовать для измерения интеллекта. Его тесты позволяли определить только элементарные психофизиологические процессы и реакции человека, но они сыграли большую роль в становлении теории и практики тестирования. Кеттелл рассматривал тестирование как научный метод и выдвигал в дополнение к принципам, сформулированным Гальтоном, ряд дальнейших требований для того, чтобы результаты тестирования были объективными: он говорил о необходимости ограничения времени, отсутствии зрителей, необходимости создания одинаковых условий и получении одинаковых инструкций для всех испытуемых. И, конечно же, результаты должны были обрабатываться с помощью методов математической статистики, учитывая минимальный, максимальный и средний результаты, равно как и отклонения. Его работы и активная пропаганда нового метода оценки умственных способностей привели к тому, что в США к концу 19 века были созданы два национальных комитета для организации теоретических исследований и практического создания качественных заданий и проведения испытаний.
Следующий этап развития тестологии исследователи связывают с именем французского психолога Альфреда Бине, которого не устраивало в работах предшественников в первую очередь то, что попытки оценить интеллект строились на элементарных психофизиологических реакциях. Он разработал свою серию тестов, которые были направлены на дифференциацию детей, способных к обучению, ленивых или просто умственно отсталых. В своих тестах, рассчитанных на оценку способности к суждению, пониманию и рассуждению, что по его мнению, является основными компонентами интеллекта, он оценивал сложные интеллектуальные функции, и задания в его тестах составлялись с возрастающей трудностью. Совместная работа с Теодором Симоном дала возможность реализовать теорию на практике, и в 1905 году появилась первая серия тестов, переработанная чуть позднее – в 1908 и сгруппированная по возрастным уровням, что позволило определить нормы для детей разных возрастных категорий. Тесты Бине-Симона активно использовались, переводились и привлекли внимание многих психологов, а позднее на их основе был разработан и впервые опробован коэффициент интеллектуальности (IQ).
Изначально тесты использовались для индивидуального измерения и только в рамках эксперимента, но с началом первой мировой войны возникла необходимость группового измерения интеллектуального уровня миллионов, вступающих в армию новобранцев, особенно иностранного происхождения. С этой целью использовались тесты Артура Синтона Отиса, включающие в себя альфа-тест – вербальный, для владеющих английским языком, и бета-тест – невербальный, рассчитанный на неграмотных и иностранцев, не говорящих по-английски. После войны эти тесты, в переработанном виде стали использоваться для массовой оценки умственных способностей в образовательных учреждениях для взрослых.
В начале 20 века появляется идея использовать тесты в образовании для оценки уровня усвоения материала и педагогических измерений. Американский психолог В. Макколл предложил разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (определение уровня усвоения материала по предметам за определенный период времени), и на основании результатов тестов выделять и объединять учащихся с похожими показателями. Основоположником же педагогических тестов считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, создавший первые педагогические тесты, включавшие в себя решение арифметических задач, правописание, рассуждение и оценку умственного развития на основе анализа почерка испытуемого.
Таким образом, в 20-х годах прошлого века тестирование окончательно выходит за рамки эксперимента, и начинается его третий этап развития, который, по мнению исследователей, длится до конца 60-х годов. После окончания Второй Мировой войны в США создается служба тестирования в образовании (Educational Testing Service), которая разрабатывает и контролирует проведение тестов на всех уровнях образования в стране, а к 1961 году при поддержке этой организации уже создано более 2 тысяч стандартизированных тестов для многих областей применения. К 70-80 годам уже понятно, что педагогические тесты заняли прочное место в образовании, а с появлением компьютеров, математических моделей и средств программирования для обучения и контроля, они становятся неотъемлемой частью образования. К середине 70-х годов разработаны новые критерии, предъявляемые к тесту как способу оценки, в том числе – экономия ресурсов и времени, необходимых на проверку, адаптивность различных форм предъявления заданий, объективность педагогических измерений, ограничение места для записи выводов и др., и в настоящее время тестирование, уже признанное мировым сообществом, переживает свой очередной этап развития.
В то время, как Европа и США разрабатывали свои критерии оценки, в России лишь шли дискуссии о полезности и вредности выставления балльных оценок. Россия конца 19 века позаимствовала немецкий вариант проверки знаний, и на страницах печати в это время велась дискуссия о полезности и вредности введения экзаменов, о том, что экзамены на аттестат зрелости во многих гимназиях проходят «с большими послаблениями», что неблагоприятно сказывается на всем учебном процессе и на отношении учеников к обучению, а, кроме того, ученикам зачастую задаются вопросы не на знание материала в целом, а на знание несущественных деталей. В 1918 году оценки в школах были отменены постановлением Народного Комиссариата по просвещению РСФСР, а также отменены все экзамены – вступительные, переходные или выпускные, и выдача свидетельств, а также переход из класса в класс осуществлялись лишь на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета». Вступительные экзамены в высшие учебные заведения были также отменены, проводилась лишь проверка знаний желающих учиться, «т.к. путем экзамена нельзя составить правильное представление о знаниях и умственном развитии учащихся», а, кроме того, «экзамен оказывает разрушительное воздействие на учащихся и студентов». Введение массового контроля знаний школьников пришлось на 30-е годы, и именно в это время была запрещена педология (наука о комплексном развитии ребенка) с ее идеями тестирования. В 1936 году тесты были запрещены как «буржуазные и вредные», и ситуация отрицательного отношения к тестам не позволяла не только заниматься практическими исследованиями, но и публиковать что-то в их защиту. С тех пор отношение к тестам было неоднозначным – одни исследователи отвергали саму идею тестирования, считая, что такая форма контроля отрицает роль педагога, другие проявляли определенную настороженность, считая, что тесты есть форма недоверия к существующему порядку выставления традиционных отметок. И лишь немногие исследователи, такие как П.П. Блонский видели в тестах не просто средство радикального преобразования системы контроля знаний, умений и навыков, но и средство рационализации образования в целом. Таким образом, система тестирования в СССР значительно отставала от исследований в этом вопросе в США и других западных странах. Однако в 70-80-х годах в СССР традиционная система контроля знаний резко критиковалась, и развитие тестологии в это время связано с именем Н.Ф.Талызиной и ее работами в области программированного обучения.
В последние десятилетия развитие вопросов тестового контроля стало особо актуальным, так как происходит стандартизация образования, разрабатываются государственные нормативные документы в этой сфере, проводится массовое измерение усвоения обучающимися учебного материала в процессе подготовки по различным учебным предметам. Обычные устные и письменные опросы не дают возможности полно и качественно оценить знания учащихся, поэтому необходима специальная разработка материалов тестов, ориентированных на решение различных по уровню учебных задач.
Родоначальниками тестов по иностранному языку считаются американские психологи. Первый тест по иностранному языку был составлен в 1925 году и включал в себя задания по лексике, грамматике и чтению. С этого времени начинают закладываться теоретические основы педагогического тестирования в области иностранных языков, впервые создаются тесты, которые широко применяются в практике зарубежной школы. С начала 70-х годов новая теория языка и его применения стала оказывать все большее влияние на преподавание иностранных языков и, соответственно, на языковое тестирование. Это была теория коммуникативной компетенции Хаймза, который доказал, что знание языка – это не просто знание правил грамматики и владение неким лексическим материалом, это, в первую очередь, понимание природы языка и применение его в контексте. Поэтому для современных тестов характерна проверка расширенного коммуникативного действия – рецептивного (понимания) и продуктивного (говорение), а, кроме того, они учитывают различные роли обучаемых или испытуемых в реальных ситуациях общения и предлагают некие детальные определения для таких ролей, что означает готовность и возможность испытуемого осуществлять общение на иностранном языке. В нашей стране существует несколько центров, которые профессионально занимаются вопросами тестирования. Эта методика контроля доказала свою необходимость, стала важным методом оценки, позволяя достаточно точно интерпретировать результаты деятельности как учащихся, так и учителя, значительно сократив временные затраты учителя на проверку заданий и подведение итогов учебной деятельности.