Главная
Конференции
Результаты прикладных и поисковых научных исследований в сфере естествознания и технологий
Применение архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании с...

Применение архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании современных жилых зданий

Автор(-ы):

Никитина Жанна Юрьевна

Секция

Технические науки

Ключевые слова

конструктивизм
социальное жилье
приемы проектирования
типология квартир
социальная коммуникация

Аннотация статьи

Статья посвящена применению архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании современных жилых зданий. Рассматриваются основные тенденции формирования жилой среды 1920-х годов, созвучные современной архитектуре, позволяющие создать жилые комплексы с актуальными объемно-планировочными и архитектурно-образными решениями.

Текст статьи

Анализ архитектурных приемов в проектировании жилых зданий времен конструктивизма в наше время имеет все большую важность, потому что 1920-е годы решались проблемы, распространенные в современной архитектуре. Главные нормы жилищного строительства – экономичность, компактность, многофункциональность, свойственные периоду конструктивизма в архитектуре, являются злободневными и влияют на процесс проектирования нового социального жилья. В XXI столетии, в связи с переселением большей части населения в более благоустроенные части страны, тематика проектирования функциональной жилой застройки продолжает оставаться значимой и нуждается в исследовании прогрессирующих планировочных и архитектурно-образной альтернативы, строящиеся на основе главных законов конструктивизма.

В современном мире в отечественном опыте на данный момент есть программа проектирования жилья экономкласса. Формируются более благоустроенные условия жизнедеятельности жителей со средним достатком.

Динамично развивается классификация квартир, разновидности объемно-пространственных решений зданий, ведется исследование архитектурно-образных и колористических решений жилых зданий, совместно решаются проблемы благоустройства для создания большего обилия урбанистической среды. Однако все положительные изменения, предпосылки и их проявления в жизни не всегда соответствуют требованиям современного города.

Одной из главных проблем на данный момент является задача снабжения населения становится проблема обеспечения населения общедоступным социальным жильем, что является первостепенной задачей социально-экономического развития страны. Современная реальность показывает, что большая часть граждан с средним уровнем дохода, не имеют возможности приобрести жилье, строящиеся для людей конкретного материального положения.

Современное отечественное жилищное строительство, организация которого была заложена еще в 60-е годы XX столетия, во многом преобразовала жизненный уклад и темперамент населения современного города. Проводя аналогию с эпохой конструктивизма, явно видна общность, интегрируемая в настоящее время с 20-ми годами прошлого века. Классовая революция былых времен предъявляла архитектуре требования, хорошо изложенные в одном из номеров советского журнала «Современная Архитектура (1927)»: «…наша сегодняшняя жизнь слагается иначе, чем она слагалась еще так недавно. … мы не можем это новое содержание втискивать в те формы, которые вчера были еще пригодны, и к которым мы лишь по традиции, по привычке, обращаемся, но которые уже не подходят к сегодняшней жизни». Данная форма призывает современного архитектора, проектирующего жилье, изучить опыт предшественников, столкнувшихся с аналогичной задачей.

Первоначально в работе было проведено градостроительное исследование, позволившее выявить основные планировочные принципы формирования жилых районов периода 1920-х годов в СССР, проанализировать мировой опыт.

В основе первого варианта градостроительной модели жилого образования лежит идея конкурсного проекта г. Магнитогорска И. Леонидова (1930) – линейный город-сад, композиция которого построена на основе четкого ритма дисперсно-расположенных малоэтажных и многоэтажных домов с развитым сектором общественных зданий, окруженных открытым пространством. Градостроительная модель города-сада четко легла на заданную территорию. Высотные 40-этажные башни вынесены на общую магистраль, формируя акцентами главную улицу. Дома в 4–6 этажей позволяют создать сквозные пространства между башнями, способствуя наибольшему видовому раскрытию жилых квартир. Связи новой жилой застройки с существующей осуществляются посредством снижения этажности к проектируемой рекреационной зоне, где сосредоточены общественные, спортивные, детские учреждения.

Последующей задачей в работе стало проектирование жилища типа точечной застройки на основе представленной градостроительной модели. Выявление основных принципов проектирования данного типа высотного жилья являлось необходимым для возможности расширения его номенклатуры, отвечающей потребностям среднестатистического современного человека.

Проводя архитектурно-исторический анализ на примерах проектов конструктивизма, первое, на что следует обратить внимание, это конкурс, проведенный в 1927 году по инициативе Объединения современных архитекторов (ОСА). Заявленной темой было проектирование нового дома, приспособленного к быту трудящихся масс – дома-коммуны. На примере данного конкурса ясно прослеживается общая политическая идея 1920-х годов – «социалистическая реконструкция быта» (основным идеологом которой выступал экономист, урбанист, политический деятель Л.М. Сабсович). Политическая идеология того времени четко характеризует жилье, необходимое социалистическому обществу. На первое место ставились коллективные интересы, личные – отметались как мелкобуржуазные. В доме имели место общественная столовая, читальня, ясли/детский сад и т.п. Все помещения подобного типа позволяли не только экономить личное время каждого, но и, по мнению идеологов, контролировать общее настроение отдельно взятой «коммуны», своевременно проводить социально-психологический анализ. Предполагалось, что уместный масштаб городской застройки склоняется к 4–5 этажам. Однако существовало мнение, что «…многоэтажный дом (10-15– а может быть и 20-этажный) – в части жилых комнат – при наличии достаточного количества постоянно-движущихся лифтов может предоставлять большие удобства, нежели малоэтажные дома, и к тому же может стоить дешевле». Таким образом, очевидна сильная экономическая зависимость жилищного строительства в период первой пятилетки (1928–1932), что еще раз подтверждает актуальную связь с современной архитектурой.

Современные социологические исследования, опираясь на теорию регулярной поколенческой динамики К. Мангейма и Х. Ортеги-и-Гассета, выявляют ряд возрастных сообществ, для которых характерны те или иные признаки. Теория демографа Н. Хоува и историка У. Штрауса подтверждает данную мысль и предлагает четыре модели поколений, поочередно сменяющих друг друга. Огромное внимание подобным теориям в настоящее время уделяют ведущие аналитики рынка жилого строительства. Входящие на рынок потребители поколения Y и подрастающего поколения Z (по теории Хоува и Штрауса) из-за минимизации социальных связей, испытывают некоторые трудности в условиях неформальной коммуникации, что негативно сказывается на общем психологическом состоянии. Рядом ведущих отечественных застройщиков, таких как «Эталон», «Донстрой» и др. предлагается пересмотреть форму типового строительства в пользу жилья, включающего в себя развитую общественную среду. Общественные пространства жилого дома точечной застройки разделяются на два типа: к первому относятся общественные зоны, доступные только жильцам, ко второму – общедоступные пространства, такие как продовольственные и хозяйственные магазины, культурные, образовательные учреждения и т.д. Жилье в свою очередь разделяется на квартиры либо апартаменты.

За основу планировочных решений разрабатываемых зданий взят принцип «жилой ячейки на два этажа» И. Леонидова из предложения высотных башен конкурсного проекта города Магнитогорска (1930). Согласно проекту мастера, «жилая ячейка включает в себя следующие помещения: 16 кабинок, размещенных по углам в два этажа. В центре жилой ячейки помещается столовая, по бокам которой располагаются две гигиенических комнаты с душами, комната для утренней зарядки и комната для коллективного отдыха и культработы». Иными словами, центральным композиционным ядром служит общественное пространство, обслуживающее отдельные жилые комнаты (в случае проектной работы – квартиры/апартаменты), собранные по периметру этажа. В последующей разработке трех исследовательских проектов было предложено пошаговое вытеснение общественного «стержня» за пределы главного объема здания (от центра – к границе объема, от границы – за пределы объема), что объясняется особенностями объемно-пространственных решений.

В качестве основы объемно-пространственных решений исследовательских проектов лег психоаналитический метод Н. Ладовского, используемый студентами ВХУТЕМАСа при выполнении «отвлеченного задания на выявление динамики, ритма, отношений и пропорций по вертикали». На ряде студенческих композиций тех лет были выявлены основные композиционные приемы формирования объемной структуры, такие как разбиение главного объема на многочастную структуру, пространственная ступенчатость главного объема, вынос стержневой оси за пределы главного объема. Первый проект высотного жилого дома представлен ступенчатым объемом башни с общественным пространством первого типа в центре каждого трехэтажного блока. По мере повышения этажности количество квартир, расположенных по периметру этажа, изменяется, что позволяет влиять на общее объемное решение здания. На образующихся открытых пространствах кровель верхних квартир предусмотрено устройство террас. Каждый из десяти трехэтажных жилых блоков составлен из квартир типов дуплекс, однокомнатных квартир-студий и двухкомнатных. На первом этаже предполагается устройство магазинов, культурных или образовательных центров.

В объемно-пространственном решении второго проекта использован прием разбиения главного объема здания на многочастную структуру. Подобная композиция подразумевает вынос общественной зоны каждого из этажей к периферии, создание промежуточных общественных этажей. В данном случае для сокращения необходимых вертикальных коммуникаций жилье представлено апартаментами различных планировок. Все общественные зоны, занимающие первый этаж, принадлежат ко второму типу, т.е. работают на город, другие, расположенные на каждом этаже, – к первому и предназначены для жильцов дома.

Объемно-пространственное решение третьего проекта является прямой репликой к высотным жилым образованиям конкурсного проекта города Магнитогорска И. Леонидова. Общественный «стержень» вынесен в собственный вертикальный объем с независимыми индивидуальными вертикальными коммуникациями, разделен на двухуровневые зоны смешанных общественных функций. Жилье представлено парным рядом одноуровневых квартир различной площади, в центре которого расположено лестнично-лифтовое ядро.

Данная работа является попыткой комплексного подхода к решению проблемы проектирования доступного жилища на основе изученных особенностей архитектуры времен конструктивизма. Соблюдение выявленных принципов проектирования способствовало бы созданию высокого уровня комфорта жизни и быта жителей, повышению архитектурного качества зданий, более рациональной и функционально-насыщенной пространственно-планировочной организации, формированию выразительной архитектурно-эстетической среды современного жилого образования.

Список литературы

  1. Былинкин Н.П. и др. История советской архитектуры. – М.: Стройиздат, 1985. – 23 с.
  2. Веснин А.А., Гинзбург М.Я. Современная архитектура. 1927 04-05. – М., 1927. – 125 с.
  3. Веснин А.А., Гинзбург М.Я. Современная архитектура. 1930 03.  – М., 1930. – 3 с.
  4. Горбанев Р.В. Московский транспорт сегодня и в перспективе. Архитектура и строительство Москвы. – М.: Стройиздат, 1987. – 13 с.
  5. Носова С.С. Поколение ”Y” в контексте сетевого информационно-коммуникативного общества // Альманах современной науки и образования. – № 2(81). – Т.: Грамота, 2014. –С. 126-128.
  6. Особенности инвестирования строительства в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 3-3. – 86 с.
  7. Сабсович Л.М. Социалистические города. – М., 1930. – С. 44-46.

Поделиться

2010

Никитина Ж. Ю. Применение архитектурно-планировочных приемов конструктивизма в проектировании современных жилых зданий // Результаты прикладных и поисковых научных исследований в сфере естествознания и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 декабря 2019г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. С. 100-104. URL: https://apni.ru/article/239-primenenie-arkhitekturno-planirovochnikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля