Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности

В данной статье рассматривается связь между научно-образовательным потенциалом и национальной безопасностью. Для её выявления мы используем такие основания методологии как системология, логику. Изменение потенциала образования и технологий в какую-либо сторону оказывает сильное влияние на престижность государства на мировой арене, соответственно улучшение способов познания благотворно скажется на будущей безопасности государства.

Аннотация статьи
образование
развитие страны
научно-образовательный потенциал
сохранность государственности
национальная безопасность
социология
Ключевые слова

Для раскрытия темы, стоит обозначить те феномены, которые мы рассматриваем. Непосредственно объектами нашего исследования станут научно-образовательный потенциал государства и его национальная безопасность.

Само слово «потенциал» означает совокупность всех имеющихся возможностей. А научно-образовательный потенциал(в будущем НОП) – это «особым образом организованная совокупность имеющихся ресурсов, средств, возможностей и условий совершенствования теоретической и практико-ориентированной деятельности в области общекультурного, интеллектуального развития личности средствами науки, действие которых актуально или может быть актуализировано с определенной целью при определенных социально-экономических условиях»[1]. Стоит отметить, что уровень образованности государства и его НОП – две разные характеристики. Так, уровень образованности государства является показателем нынешнего уровня развития технического, гуманитарного и социального прогресса. В то время как НОП характеризует будущие возможности улучшения благосостояния страны. Несмотря на то, что оба определения тесно связаны между собой, НОП имеет более значимую роль в вопросе национальной безопасности (понятие которого будет описано ниже) в связи с тем, что НБ является долгосрочным комплексом структур и мероприятий. Именно поэтому для национальной безопасности важнее постоянное наличие квалифицированных кадров, совершенствующихся со временем. Зачастую проблема научно-образовательного потенциала заключается в непонимании связи науки и образования с важностью государства на мировой арене. Стоит понимать, что состояние национальной инновационной системы[1] страны показывает устойчивость в управлении государством и стабильность в обществе, так как именно наука помогает решить чрезвычайные проблемы, возникающие внутри него. Именно поэтому само осознание проблемы приходит на фоне решения практических задач государственного уровня. Без поддержки государства наука не имеет достаточного влияния на общество, а также не может поддерживать жизнеустойчивость внутри него.

Для поддержания научно-образовательного потенциала стоит выделить такой фактор как социально-экономическое развитие страны. Роль данного процесса обуславливается увеличением качества и количества предоставляемых благ. Таким образом, возможно увеличение эффективности научных исследований, улучшение материально-технической базы науки, а также привлечение новых работников в сферу науки.

Что касаемо термина национальной безопасности, упомянутом ранее, его сущность заключается в защищенности гражданина и общества в целом. Общество внутри государства должно быть защищено от каких-либо внешних и внутренних угроз, что подтверждает суверенный статус государства – стабильность и верховенство государственной власти, сохранение территориальной целостности государства, высокий уровень обороны и безопасности. Национальная безопасность даёт возможность поддерживать достойное качество и уровень жизни населения, обеспечивая его конституционными правами и свободами. «Главными задачами укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе являются обеспечение стратегического сдерживания, сохранение потенциала стратегических ядерных сил, обеспечение готовности государства к предотвращению локальных войн и конфликтов, противодействие терроризму. В интересах обеспечения национальной безопасности, государственные ресурсы используются для повышения качества жизни российских граждан» [3].

Условия, под воздействием которых развиваются основные процессы в стране, называются факторами национальной безопасности, где научно-образовательный потенциал может смело называться фактором, синтезирующих и природных условий, ведь он обеспечивает необходимое качество среды обитания человека, процессов добычи, производства и переработки ресурсов. Также он несёт и социально-политический характер, оказывая непосредственное влияние на экономическое развитие государства, решение оборонных, национальных и культурных задач и охрану здоровья населения.

Из этого можно сделать вывод, что научно-образовательный потенциал представляет собой комплексный фактор, так как его воздействие распространяется на другие факторы такие как информационный, общественно-политический, экономический и другие.

«К приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации относятся: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» [2]. Помимо этого, научно-образовательная сфера участвует в разработке ключевых направлений, таких как:

  • Транспортные и космические системы (обеспечение государственной безопасности в околоземном пространстве);
  • Природопользование (способствует снижению негативного воздействия производств на окружающую среду и обеспечивает экологическую безопасность государства);
  • Медицина (позволяет обеспечить более долгую работоспособность человека, что в свою очередь позволяется сократить средства на найм и обучение новых и неопытных сотрудников);
  • Энергетика (поиск или создание технологий для минимизации потребления энергии производствами и обществом в целом).

Необходимо также учитывать и анализировать способы выхода научных достижений на мировую арену и их потенциальное воздействие на другие сферы жизнеспособности государства и населения. Кроме того, для корректной деятельности научно-образовательной сферы требуется полный и постоянный контроль со стороны государства для исключения рисков неправильных и недальновидных решений, которые могут незначительно или всецело повлиять не только на состояние одной страны, но и за ее пределами.

Таким образом, научно-образовательного потенциал играет крайне важную роль в формировании национальной безопасности государства, тем самым помогая в развитии другим её факторам, а также развитии научных сфер, утверждающих государство не только на пути внутреннего развития, но и на мировой арене.

[1] Национальная Инновационная Система (НИС) — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Текст статьи
  1. Самойлов А.Н Научный журнал КубГАУ “Развитие научно-образовательного потенциала вуза на основе реинжиниринга” 2016г. С.3.
  2. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899.
  3. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
Список литературы