Главная
АИ #19 (46)
Статьи журнала АИ #19 (46)
Управленческая деятельность как объект изучения психологии

Управленческая деятельность как объект изучения психологии

Автор(-ы):

Власов Вадим Сергеевич

Секция

Психология

Ключевые слова

управление
лидер
психология
труд
качество

Аннотация статьи

Исследование особенностей управления начнем с характеристики понятий «управление», «управленческий труд», «управленческая деятельность». Управление как социальное явление возникает и развивается с зарождением и эволюцией общества. В процессе усложнения социальных систем, общественного разделения труда совершенствуется практика управления и осуществляется институционализация управленческой деятельности.

Текст статьи

Исследование особенностей управления начнем с характеристики понятий «управление», «управленческий труд», «управленческая деятельность».

Управление как социальное явление возникает и развивается с зарождением и эволюцией общества. В процессе усложнения социальных систем, общественного разделения труда совершенствуется практика управления и осуществляется институционализация управленческой деятельности [1, с.36]. Отметим, что психология управления является молодой, но быстро развивающейся отраслью прикладной психологии. Однако несмотря на то, что вплоть до 20 столетия управление не являлось объектом ни научного, ни практического интереса психологов, на данный момент в психологической литературе встречаются различные варианты определения данного понятия.

«Управление – это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления (человека, группу, организацию) с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемых системой управления» [3, с.12].

«Управление – это совокупность координированных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках организации определенных целей. В традиции американского менеджмента бытует очень простое определение управления: делать что-то руками других» [5, с.72]. В. Зигерт дает следующее определение: «управление – это такое управление людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [4, с.67].

Все изложенные выше теоретические подходы к данному феномену, социологические, психологические исследования явились основой для развития базовых зарубежных теорий управления.

Отсюда управление имеет двойственную природу: с одной стороны, оно выступает как свойство социальных систем по сохранению и улучшению их качественных характеристик, с другой – это деятельность субъектов управления по стабилизации и оптимизации социальной системы и по удовлетворению потребностей элементов системы.

На наш взгляд, управление целесообразно рассматривать с позиции достижения его конечной цели или получаемых в результате такого управления результатов. В этой связи наиболее удачным представляется определение, предлагаемое А. С. Большаковой, которая под управлением понимает процесс распределения ресурсов в организации, имеющей заранее сформулированную цель деятельности, план такой деятельности, и в которой непрерывно контролируются результаты этой деятельности. Отсюда управление в организации можно рассматривать как целенаправленную деятельность лица или группы лиц в направлении эффективного взаимодействия с другим лицом (группой лиц) для достижения поставленной цели и получения желаемых экономических результатов.

Управленческий труд представляет собой особый вид деятельности, включающий административно-управленческие операции и работы, связанные с выполнением управленческих функций в определенной организации или на предприятии. «Выделяют три вида управленческого труда:

  • эвристический труд – труд руководителей и сотрудников, характеризующийся творческой умственной деятельностью;
  • административный труд, связанный с непосредственным управлением определенными действиями и поведением сотрудников организации или предприятия в ходе трудовой деятельности;
  • операторный труд – труд технических исполнителей, связанный с операциями, которые необходимы для информационного обеспечения организационных и управленческих процессов; данные операции характеризуются оперативностью и повторяемостью» [2, с.55].

Предмет управленческого труда – управленческая информация, продукт – управленческие решения и практические действия руководителя, то есть руководитель отвечает за функционирование конкретной организации или программы. Для этого он имеет в своем подчинении коллектив работников, наделен правами и полномочиями принимать управленческие решения, и несет ответственность за негативные последствия их реализации.

Управленческая деятельность представляет собой взаимодействие между сотрудниками организации, которое направлено на реализацию функции управления данной организации. Сущность такой деятельности заключается в установлении и поддержании согласованности взаимодействия членов организации.

Главной задачей руководства является воздействие на сотрудников для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей. Иными словами, в процессе управления руководитель оказывает целенаправленное воздействие на подчиненных для достижения поставленных перед организацией целей [6, с.39].

Н.Л. Кабушкин выделяет следующие особенности управленческого труда:

«Во-первых, это умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

  • организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
  • аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
  • информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).

Во-вторых, предполагает участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц)» [7, с.88].

Г. Минцберг, который анализирует исследования труда руководителей высшего звена, приходит к выводу о кратковременности, разнообразии и фрагментарности управленческой деятельности и выделяет основную ее черту – роль руководителя, которая представляет собой комплекс конкретных поведенческих правил, соответствующих определенному учреждению или должности. Он выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Автор классифицирует роли в рамках трех крупных категорий [1, с.80]:

  • «межличностные роли, которые вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми (главный руководитель, лидер, связующее звено);
  • информационные роли, которые заставляют руководителя действовать в качестве центра информации (приемник информации, распространитель информации, представитель);
  • роли, связанные с принятием решения помогают распределять ресурсы, улаживать конфликты, искать возможности для организации» [6, с.27].

Следует при этом отметить, что не все исследователи разделяют точку зрения Г. Минцберга. То есть на сегодняшний день единого описания особенностей работы руководителя, которое в полной мере отражало содержание и функции управленческого труда, нет.

Исследователи сходятся в том, что управление заключается в формировании и достижении целей организации путем реализации руководителем таких обязательных функций, как планирование, организация, мотивация, контроль. И этот процесс управления применим к любой организации.

Важнейшим требованием к руководителю любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим руководителем, необходимо быть хотя бы немного психологом: знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Хороший руководитель должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других.

Существует много проблем управления, а именно: высокая текучесть кадров, высокая конфликтность, низкий уровень дисциплины, иногда низкий профессиональный уровень персонала. Чтобы добиться успеха в управленческой деятельности руководителю необходимо иметь хорошее образование, ранний опыт выполнения ответственных заданий, обладать даром убеждения, обладать прагматизмом, иметь выраженную индивидуальность, способностью создать свою команду, способную выполнять свои функции самостоятельно.

Особенность управленческой деятельности в том, что она требует разнообразных способностей. Говоря о таких способностях, стоит упомянуть о способности анализировать, думать, взвешивать альтернативы, согласовывать противоположные точки зрения.

Есть несколько способов управления сотрудниками. Первый, самый очевидный, состоит в том, чтобы использовать мудрость и лидерство для того, чтобы побуждать сотрудников делать работу хорошо, как только они могут, а для этого необходимо обладать всеми качествами успешного руководителя (умение работать с людьми, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость, харизма, лидерские качества, организованность, навыки и знания, этичность, ум, интуиция).

Критерии успешности управленческой деятельности можно определить, как критерии эффективной деятельности руководителя организации. В ходе оценки эффективности управления используются следующие показатели: результативность, которая проявляется в степени достижения поставленных целей, умение экономно расходовать материалы и финансовые ресурсы, достижение оптимального соотношения полученных экономических результатов, степень воздействия прямых и косвенных факторов на конечный результат, общий показатель эффективности управления, коэффициент расходов на управление.

К критериям эффективного руководства следует отнести следующие понятия: самооценка коллектива, авторитет руководителя, мотивация персонала, удовлетворенность сотрудников от выполняемой работы, стабильность материального стимулирования, удовлетворенность коллектива деятельностью руководителя.

Итак, организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных, главным образом, тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Управленческая деятельность – это комплекс взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые связаны с решением управленческих задач, заключающихся в воздействии на сотрудников для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, что, в конечном счете, ведет к достижению поставленных перед организацией целей.

Список литературы

  1. Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. – NY: Harper&Row, 1973. – 298 p.
  2. Большаков А. С. Современный менеджмент организаций: теория и практика. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. – 31 с.
  3. Розанова В. А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 310 с.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 110 с
  5. Насибуллин Р. Т., Бикметов Е. Ю. Социология управления. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 112 с.
  6. Булатецкая А. Ю. Профессиональная управленческая деятельность и ее конфликтологическая составляющая // Социология и право. – 2013. – № 4 (21). – С. 48-57.
  7. Кабушкин Н. Л. Основы менеджмента. – Мн.: Новое знание, 2004. – 336 с.

Поделиться

3133

Власов В. С. Управленческая деятельность как объект изучения психологии // Актуальные исследования. 2021. №19 (46). С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/2398-upravlencheskaya-deyatelnost-kak-obekt-izuch

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля