Для миллионов американцев вопросы расовой и национальной идентификации часто являются сложными, из-за бесконечных волн иммиграции в страну, а также ее долгой истории рабства и экспансии на земли коренных американцев по всему континенту. Новые иммигранты из Азии и Латинской Америки внесли значительный вклад в культурное и фенотипическое разнообразие американского населения в последние десятилетия, как и волны иммигрантов из Южной и Восточной Европы столетие назад. Более того, границы между расовыми и национальными группами стираются из-за высокого уровня смешанных браков и растущего числа лиц смешанного происхождения.
Метафора «плавильного котла», идея о том, что смешанные браки приводят к слиянию разных национальностей из поколения в поколение, стара как Америка. Эта концепция была выражена в XVIII в. Мишель-Гийом Жаном де Кревкером в «Письмах американского фермера» (1782 г.), где он ответил на риторический вопрос: «What then is the American, this new man?». Сам термин возник из названия пьесы И. Зангуилла «Плавильный котёл». Её основная идея заключалась в том, что в Соединённых Штатах Америки происходило слияние различных национальностей и их культур, в результате сформировалась единая американская нация. Главный герой пьесы – молодой иммигрант из Российской империи Давид Квиксано, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «He is either an European, or the descendant of an European, hence that strange mixture of blood, which you will find in no other country. I could point out to you a family whose grandfather was an Englishman, whose wife was Dutch, whose son married a French woman, and whose present four sons have now four wives of different nations. He is an American, who leaving behind him all his ancient prejudices and manners, receives new ones from the new mode of life he has embraced, the new government he obeys, and the new rank he holds». Эти утверждения были сформулированы не столько как описание социального процесса или даже неизбежной тенденции, а скорее, как идеологическое заявление о том, что Соединенные Штаты отличаются (или должны отличаться) от Старого Света, в котором языки и религии разделили население на отдельные общества.
Описания и проекции расового и национального состава американского народа кажутся калейдоскопическими, с различными интерпретациями. Ожидается появления нового «плавильного котла», для которого будет характерно продолжение стирания отдельных расовых и национальных разделений. Эта интерпретация согласуется с тезисом об уменьшающемся значении расы и национальности в американском обществе.
Многие американцы обладают множеством идентичностей, которые отражают сложное наследственное происхождение, племенные и общинные ассоциации, а также различные идеологические взгляды на расу и культуру. То есть люди не меняют свою национальную принадлежность в соответствии с модой, но они могут подчеркивать различные аспекты в зависимости от обстоятельств. Например, человек, который среди родственников идентифицирует себя как мексиканец, может идентифицировать себя как латиноамериканец на работе и как американец, находясь за границей.
Америка с самого начала была многонациональным и многокультурным обществом. Первые американские колонии были сформированы в течение XVII - XVIII вв. и состояли из европейских иммигрантов и наемных работников из различных частей мира.
Национальный и расовый состав стал еще разнообразнее в XIX в. Континентальная экспансия увеличила территорию для иммигрантов за счет земель, которые принадлежали коренным американцам и народам смешанного коренного и испанского происхождения. Последовательные волны иммиграции из Европы и Азии способствовали быстрому росту населения.
Отследить смешанные и несмешанные поколения из этого множества потоков – теоретически возможно. Но проблема заключается в том, что темпы расселения и количество смешанных браков, приводящих к поколению смешанного происхождения, в значительной степени неизвестны. Небольшие расхождения в предположениях об относительных значениях этих процессов могут привести к очень разным результатам в изучении состава американского населения.
Во многих случаях знания о происхождении предков передаются в семьях или общинах, но в некоторых случаях эти рассказы подавляются или просто теряются. Это является еще большим препятствием для описания состава американского народа. В результате расовый и национальный состав, зафиксированный в переписи населения и административных отчетах, отражает большую степень субъективности и даже предположений, в дополнение к реальным моделям генеалогического происхождения.
Происхождение предков является потенциально объективным фактором, определяющим национальную принадлежность, но идентичность – это субъективное выражение членства в группе. Генеалогия влияет на идентичность, но она ограничивается рядом факторов, включающих смешанные браки, осознание и сохранение знаний о происхождении предков, преобладающие идеологии о расе и расовых разделениях.
Если бы раса и национальная принадлежность были чисто культурными явлениями, с небольшой привязкой к социальной стратификации и политическим процессам, ожидалось бы ослабление значения и возможное исчезновение расы и национальной принадлежности как отдельных групп с четкими границами. Анализ переписи 2000 года выявил две модели, посредством которых могут происходить данные процессы: тенденция к множественной идентичности и тенденция к «американизации» идентичности. Под «американизацией» понимается замена детализированного национального происхождения упрощенными паннациональными или расовыми категориями.
Но иммигранты из Азии и Латинской Америки с большей вероятностью будут заявлять о своей национальной идентичности, хотя есть свидетельства возникновения американизированной идентичности среди жителей, которые с большей вероятностью идентифицируют себя просто как «американцы азиатского происхождения» или «латиноамериканцы». В отличие от афроамериканцев и иммигрантов из Европы, азиаты и латиноамериканцы чаще заявляют о многорасовом происхождении.
История азиатских поселений в Соединенных Штатах восходит к середине девятнадцатого века. Китайские иммигранты впервые в большом количестве прибыли в Северную Америку в 1850-х годах. Однако нативистские настроения постепенно остановили этот процесс, и приток китайских иммигрантов был практически остановлен с принятием Конгрессом США Акта об исключении китайцев 1882 года. Японцы начали прибывать в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков после запрета на иммиграцию из Китая. Как и китайцы, японские иммигранты столкнулись с дискриминацией и предубеждениями со стороны американцев, многие из которых сами были иммигрантами. Со временем иммиграция из Азии была запрещена федеральной политикой, включая международные соглашения. С принятием иммиграционных законов в 1920-х годах ограничения на въезд в США из стран Азии были обнулены. Хотя потомки первых азиатских иммигрантов остаются важной частью азиатской Америки, их число было затоплено гораздо большим притоком китайцев, филиппинцев, индейцев, корейцев, вьетнамцев и других национальных групп после либерализации иммиграции.
Как отмечалось ранее, основной современный сдвиг в расовом и национальном разнообразии в Америке вызван увеличением иммиграции из Азии и Латинской Америки. Каждый четвертый американец азиатского происхождения – китаец (включая тайванцев). Филиппинцы и индийцы составляют еще 19% и 16% процентов соответственно. Три другие основные азиатские группы – корейцы, вьетнамцы и японцы – составляют примерно по 10% от всего азиатского населения. Значительная доля американцев азиатского происхождения (около 1,8 миллиона, или 15% от общего числа азиатов) сообщает, что они потомки от многонациональных браков.
Перепись 2000 года позволила родителям, состоящим в смешанном браке, сообщать о множественной идентичности своих детей от смешанного брака, но по мере взросления многорасовые дети, вероятно, будут выбирать менее сложные идентичности, чем те, о которых сообщают их семьи изначально. Они вполне могут тяготеть к той или иной национальной группе или, возможно, просто потеряют интерес к исследованию своего происхождения.
Иммиграция и смена поколений – главные силы, меняющие национальный состав американского населения. Высокий уровень смешанных браков среди азиатов и латиноамериканцев, особенно во втором поколении, ослабляет национальные связи и привязанности.