Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии ребенка. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.
Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи, с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга.
Известный исследователь детской речи Кольцова М.М. в своей работе «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка» подробно раскрывает вопрос о важности развития мелкой моторики рук у детей. Она рекомендует стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.
В книге М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому» автор пишет: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и развитие речи». Монтессори предложила дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать самостоятельно, утончая свои чувства и моторику и развивая тем самым разум.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Как отмечают психологи, что умственные способности ребёнка начинают формироваться не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, развивает творческий потенциал и фантазию.
Работа с детьми, строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий.
Деятельность педагога осуществляется в соответствии с системой, которая упорядочивает процесс развития мелкой моторики и повышает его эффективность. Данная система включает в себя 5 этапов:
1 этап – развитие движений кистей рук;
2 этап – развитие различных типов захватывания;
3 этап – развитие соотносящих действий;
4 этап – развитие подражательных движений рук;
5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Особенность работы по данной системе в том, что педагог приступает к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально.
На первом этапе в младшей группе включается пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, в средней группе используется более сложная пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Когда детьми освоены данные упражнения пальчиковой гимнастики, предлагается поиграть в игру, которая также направлена на развитие движений кистей рук, но является более сложной.
Решая задачи второго этапа развития мелкой моторики, проводятся игровые упражнения, в которых дети учатся выполнять хватательные движения, сначала двумя руками вместе, затем каждой по отдельности. При выполнении упражнений обращается внимание детей на интенсивность движений, силу хвата, скорость, а также вносит элемент игры – организуется игра. Для отработки у детей различных типов захватывания (кулаком, щепотью), согласования работы обеих рук активно используется лепка из теста. Организуя игру, ребенок учится ощупывать тесто, мять его, делать надавливающие движения всеми пальцами по очереди и одновременно. Для усложнения задания детям предлагается придать пирожкам необычную форму, украсить их природным материалом или декоративными элементами, самостоятельно вылепленными из теста.
Для развития соотносящих движений (третий этап) предлагается детям выполнить упражнение с крышками «Лыжник». Для этого необходимо две крышки от пластиковых бутылок, которые кладутся на стол резьбой вверх, указательный и средний палец ставятся на них, как ноги. Двигаясь на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы». Таким образом, происходит активная тренировка пальцев.
Упражнения четвёртого этапа – дидактическое пособие «Ёлочка» (объёмная ёлка, изготовленная из ткани, липучек, кнопок, пуговиц и съёмных деталей – «игрушек»), дети выбирают детали и надевают на дерево, прикрепляя их к липучкам и кнопкам, а затем к пуговицам, «Выложи сам» (выкладывание различных предметов из палочек), а также «Составь узор», (рисование палочкой на песке), «Игры с песком» (изготовление построек из песка).
Параллельно с такими играми используются приёмы самомассажа с предметами (прищепками, шишками, каштанами), это позволяет разогреть руки перед лепкой. Упражнения с мелкими предметами, улучшают кровообращение в кистях рук, а также поднимают настроение, развивают детскую фантазию. Использование предметов позволяет включать самомассаж в занятия, игру, прогулку как самостоятельный приём развития мелкой моторики и как способ снятия напряжения.
На пятом этапе работы над мелкой моторикой педагог развивает тактильные ощущения пальцев. Для этого используется различная по фактуре ткань. Определив на ощупь разные виды тканей, дети характеризуют свои ощущения и соотносят образцы тканей с предметами.
Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира. Повышает работоспособность коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка, дает возможность развитию познавательной активности, творческих способностей детей, слухового восприятия, упорядочивает впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром.