Эпилепсия – расстройство головного мозга, характеризующееся стойкой предрасположенностью к эпилептическим приступам, а также нейробиологическими, когнитивными, психологическими и социальными последствиями этого состояния. Это определение эпилепсии предусматривает развитие хотя бы одного эпилептического приступа. «Международная классификация эпилепсий и эпилептических припадков 2017 года» подразделяет все эпилептические синдромы на симптоматические, идиопатические и криптогенные [4].
Распространенность эпилепсии среди детей и подростков в России составляет около 800 тыс. Заболеваемость наиболее высока на первом году жизни, а к концу первого десятилетия снижается до уровня, характерного у взрослых [5]. По данным литературы заболеваемость эпилепсией в этот период составляет от 15 до 113 случаев на 100тыс. населения [8]. Уровень смертности у детей, страдающих эпилепсией, в 2-4 раза выше, чем у остальной части населения [6].
Причина эпилепсии заключается в возникновении очага патологического возбуждения в определенной зоне головного мозга. Эта повышенная уязвимость вызвана дисбалансом в экспрессии рецепторов возбуждающей и тормозной нейротрансмиссии, который зависит от возраста.
Наиболее часто встречается структурная форма эпилепсии, связанная с анатомическим дефектом в головном мозге. Широкое использование в клинической практике эффективных методов ранней диагностики поражений головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста (НСГ, КТ, МРТ) позволяет выявлять структурные изменения, часто являющиеся причиной эпилептических приступов [12, 16]. Процент структурных форм эпилепсии в детском возрасте с доказанным или предполагаемым органическим субстратом увеличивается с каждым годом в связи с бурным развитием различных методов визуализации
Диагноз эпилепсии, в отличие от других хронических заболеваний, накладывает социокультурное и моральное бремя на пациентов и их родителей.
Основой медикаментозного лечения эпилепсии является длительный (многолетний или пожизненный) регулярный прием антиэпилептических (АЭТ) препаратов для предупреждения возникновения эпилептических приступов. Необходимым условием для назначения любого метода лечения эпилепсии служит уверенность в правильности постановки диагноза «эпилепсия». По данным литературы, у ¼ части пациентов, получающих лечение по поводу эпилепсии, диагноз установлен ошибочно (у таких пациентов отсутствуют истинные эпилептические приступы, а возникают пароксизмальные состояния другого генеза) [8].
Благодаря современным подходам к терапии стойкой ремиссии удается достичь в 70-80 % случаев [9]. Прогнозирование лекарственно-устойчивых тяжелых генерализованных форм структурной эпилепсии повышает шансы избежать фармакорезистентности и создать оптимальный уровень качества жизни [2].
Однако, не только контроль над приступами имеет значение в современной эпилептологии. В настоящее время в литературе особое внимание уделяется оценке качества жизни больных, которая охватывает различные сферы жизни пациента: физическое и психическое здоровье, получение образования, возможность полноценного социального и психологического функционирования. В отдельных случаях сохранение редких приступов с минимальными клиническими проявлениями и даже более частых приступов, не представляющих опасности для больного, может быть более целесообразно, чем увеличение количества или дозы АЭТ, приводящее к снижению качества жизни пациента [3].
Цель: структура медикаментозной терапии у детей с эпилепсией.
Материалы и методы: нами был проведен анализ 113 обращений к эпилептологу. В их число вошли 65 мальчиков и 48 девочек в возрасте от 6 месяцев до 18 лет. Кроме клинического осмотра, детям проводилось: ЭЭГ, МРТ и нейропсихологическое обследование, по показаниям ЭЭГ ВМ, клинико-биохимические анализы и другие методы обследования.
Результаты и обсуждения
Проведя анализ форм эпилепсии в исследуемой группе, мы установили:
- структурная эпилепсия составила 65%;
- эпилептическая энцефалопатия, в том числе синдром Веста - 17%;
- ДЦП, сопровождающийся эпилепсией - 5,3%;
- миоклоническая эпилепсия – 4,5%;
- неуточненная эпилепсия - 4,5%;
- абсансная эпилепсия – 3,6% всех детей, больных эпилепсией (рис. 1).
Рис. 1. Структура различных форм эпилепсии
Таким образом, наибольшую группу составили структурные (симптоматические) формы эпилепсии (65%).
Проведя анализ медикаментозной терапии, применяемой для лечения детей, нами было установлено, что препаратом выбора является вальпроевая кислота, ее частота составила 41%. (рис. 2).
Рис. 2. Структура медикаментозной терапии у детей с эпилепсией
Анализируя моно-, дуо- и политерапию, мы пришли к следующим результатам:
- Монотерапия - 45 детей, что составляет 39,8%;
- Дуотерапия - 39 детей, 34,5%;
- Без АЭТ - 21 ребенок, 18,6%;
- Политерапия - 8 детей (7%).
Выводы
Наиболее используемым препаратом как в монотерапии, так и в политерапии остается вальпроевая кислота (41%); левитирацетам был назначен в 24% случаев, а топирамат в 13%. Процент назначения монотерапии составил 39,8%.