Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, необходимость их использования в современных вузах для сохранения здоровья студентов. Инновационная направленность рассматриваемых технологий заключается в переходе от традиционных форм к формам, развивающим потенциалы студентов.

Аннотация статьи
здоровьесберегающая компетентность студентов
здоровье
здоровьесберегающие технологии
здоровый образ жизни
Ключевые слова

В настоящее время в образовании России наблюдается множество инновационных изменений. В современных стратегических документах отражается идея формирования здорового образа жизни молодежи, основанная на содействии осмысленного отношения подрастающего поколения к своему здоровью и здоровью близких.

Особенно актуальной эта идея остается для системы высшего образования, так как культура здоровья, потребность вести здоровый образ жизни, быть физически активным формируются в том числе и в условиях российского вуза. Культура здоровья - это не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемая в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни и заботиться о собственном здоровье [5].

Многие ученые отмечают, что при поступлении в вуз происходит усиление академической активности, повышение гиподинамии, наблюдается рост ожирения, ухудшение состояния здоровья современной студенческой молодежи.

Исследования В.Д. Иванова показывают, что основными факторами риска для здоровья студентов, способствующих росту заболеваемости в период обучения в вузе, являются информационные и экзаменационные стрессы, нерациональное питание, гиподинамия, отсутствие должного режима учебного труда и отдыха, вредные привычки [2].

По мнению исследователя С.А. Литвинова, здоровьесберегающие технологии будут содействовать повышению физической подготовленности и уровня морфофункционального состояния организма как в учебное, так и свободное от учебы время [4].

Также М.Г. Янова в своей работе рассматривает причины недооценки собственной образовательной и здоровьесберегающей деятельности студентов является недостаток внимания со стороны преподавателей, понижение потребности в культурном росте, ценностного воспитания окружающего мира [7].

Здоровьесберегающие технологии включены в Концепцию реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года. (Совет по стратегическому развитию и национальным проектам, 13 июля 2020 г).

Необходимо отметить, что процесс формирования здоровья является важнейшей составляющей процесса социализации молодежи, органически связанной с образованием. В этой связи повышается роль педагога как проводника идей здорового образа жизни.

Е.Ю. Котельника подчеркивает, что стиль общения педагога с обучаемыми влияет на состояние здоровья как преподавателя, так и студентов. Например, демократический стиль руководства ставит преподавателя и обучаемых в позицию дружественного взаимопонимания, что отражается на психологическом здоровье обучающихся и, следовательно, на их успешности [3]. Студенты переживают позитивные эмоции, приобретают уверенность в себе и своих силах. Преподаватель высшей школы формирует у современных студентов здоровьесберегающую компетентность, которая выражается в умении самостоятельно заниматься физической активностью, соблюдать гигиенические основы, правильно планировать режим труда и отдыха, составлять комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, заболеваний ЖКТ и т.д. Компетентность преподавателя, внедрение им здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствуют повышению качества образования в высшем образовательном учреждении и жизни в целом [2].

Целью современного образования является обучение педагогов навыкам сохранения и укрепления здоровья обучаемых, повышение потенциала здоровья участников образовательного процесса и выявления  здоровьесберегающих технологий инновационного характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи: соблюдать санитарные нормы и гигиенические требования; сформировать у студентов систему знаний о здоровьесберегающих технологиях и мерах профилактики различных заболеваний; способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью, успешности в образовательном процессе; формировать здоровьесберегающую компетенцию студента, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни [5].

Здоровьесберегающие технологии разрабатываются гигиенистами, а исполнителями их являются педагоги-методисты, преподаватели высшей школы, учителя. Наблюдения гигиенистов за реакцией обучаемых на учебную деятельность при различной ее организации позволяют рассмотреть здоровьесберегающие технологии.

Так по Н.К. Смирнову, выделяются следующие группы здоровьесберегающих технологий, реализация которых позволит спроектировать образовательный процесс современного вуза в аспекте сохранения и укрепления физического, психологического, социального и духовно-нравственного здоровья студентов:

Медико-гигиенические технологии. Данная группа технологий предполагает систематические медицинские осмотры студентов и преподавателей вуза. Эта группа технологий позволяет проводить раннюю диагностику заболеваний и принимать меры по их профилактике.

Физкультурно-оздоровительные технологии. Данная группа технологий направлена на сохранение и укрепление физического здоровья обучаемых.  К таким технологиям можно отнести учебные занятия по физической культуре, самостоятельную физическую активность, посещение секций, тренировок, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза.

Экологические здоровьесберегающие технологии. Направлены на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности студентов, гармоничных с природой.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Такие технологии обеспечиваются работниками вуза (охрана по технике безопасности), к ним можно отнести также и создание безбарьерной среды для студентов-инвалидов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Данная группа технологий делится на подгруппы:

  • организационно-педагогические: организация учебного процесса с учетом предотвращения состояния утомления и переутомления, гиподинамии и др.;
  • психолого-педагогические технологии, подразумевается непосредственно работа на занятиях, а также психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса и дистанционного консультирования.

Учебно-воспитательные технологии. Проведение организационно-воспитательных мероприятий, содействующих осмысленному отношению к своему здоровью и здоровью своих близких.

Эмоционально-волевые технологии. Это волевые компоненты и мотивация, побуждающие вести здоровый образ жизни [5].

М.М. Старченков рекомендует в вузе модернизировать содержание традиционных и внедрение новых видов физкультурно-оздоровительной деятельности для развития мотивации здоровьесбережения. Опираясь на мнение Г.Я. Буриной, предполагается, что в качестве «ведущих» инновационных могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, технологии сотрудничества и педагогической поддержки. К таким технологиям можно отнести разработку и реализацию тематических проектов в формате питчинга и хакатона, решение квестов, организацию семинаров-митапов, проведение антиконференций в аспекте здоровьесбережения [5].

Итак, инновационная направленность здоровьесберегающих технологий в современном вузе заключается в переориентировке традиционных форм к формам, развивающим потенциалы студентов. В первую очередь в рассматриваемых технологиях речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков, к системе, дающей студенту глубокие знания о своем здоровье, формирующей у него потребности вести здоровый и активный образ жизни [5]. Также важным является включение студентов в освоение приемов оздоровления организма, поскольку включение в любую деятельность вызывает собственную активность личности, способствующую обогащению опыта, развитию самореализации и самоактуализации.

Текст статьи
  1. Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. - СПб., 1995, 76с.
  2. Иванов В.Д., Кокорева Е.Г., Матина З.И., Худяков Г.Г. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе // Paradigmata poznani. 2014. № 2. С. 122-130.
  3. Котельникова Е.Ю., Шпортько И.А. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по иностранному языку в вузе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2016. Т. 1. С. 382-386.
  4. Литвинов С.А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания в вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 76-78.
  5. Новосёлова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №5; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29185
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003. 272 с.
  7. Янова М.Г. Здоровьесберегающие технологии в транзитивном образовании: традиции и инновации // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня