Пенсионное страхование и пенсионный возраст

По сравнению с другими странами мира население Монголии относительно старое, и проблема пенсионного планирования оказывает большое давление на экономику страны. В последние годы Монголия выступила с рядом инициатив по снижению нагрузки на социальное страхование, включая фонд пенсионного страхования. Одной из инициатив является постепенное повышение пенсионного возраста и размера пенсионных взносов. В этом исследовании анализируется текущее состояние фонда пенсионного страхования Монголии и сравнивается ожидаемая продолжительность жизни населения с установленным законом возрастом для получения пенсии по старости.

Аннотация статьи
пенсия по старости
пенсионный возраст
средняя продолжительность жизни
застрахованный
Ключевые слова

В 1940 году в Конституции Монголии впервые провозгласили «основное право граждан на материальное обеспечение в старости и по инвалидности», что стало основой для определения содержания и характера социального страхования [1, с. 87]. Согласно этому закону, правовая основа регулирования экономических отношений социального страхования и пенсионного страхования была создана путем создания страхового фонда с целью предотвращения риска потери трудоспособности и дохода в старости. До 1995 года государство платило за социальную защиту и социальное обеспечение, а с 1995 года, с введением в действие Пакета законов социального страхования на основе страховых взносов работодателя и застрахованного переходили на принцип распределения пенсии, но до сих пор из-за неполной независимости фонда социального страхования по-прежнему субсидируется государством. Впоследствии, в 1999 году, была введена система «Личный счет», т.е. переходили на полураспределение – сбережение, но в настоящее время на личных счетах застрахованных нет денег. Это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими пенсионного возраста, в случае потери трудоспособности, потери кормильца или в связи с длительной профессиональной деятельностью. Эти денежные средства накапливаются путем уплаты взносов из дохода работника и работодателя согласно установленной законом ставке. Они являются социальной гарантией работника. При формировании фонда пенсионного страхования каждое из двух лиц платит взнос в размере 9,5% от их зарплаты или эквивалентного ей дохода, в общей сумме равный 19%.

Застрахованное лицо – это гражданин, который платит взносы из своего дохода и гарантирует свою будущую жизнь. Пенсии по старости - важная экономическая и социальная проблема, которая напрямую связана с биологическим процессом старения человека.

Продолжительность жизни – это средний срок продолжительности жизни новорожденного, и надо правильно установить пенсионный возраст, учитывая это. В определении установления законного возраста для выхода на пенсию кроме средней продолжительности жизни населения страны важны экономическое развитие и система пенсионного страхования.

Согласно дополнительной поправке от 2 февраля 2018 года, начиная с 2018 года, пенсионный возраст будет повышаться на 3 месяца каждый год и к 2042 году пенсионный возраст достигнет 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин и планируются довести 65 лет для женщин в 2067 году.

Кроме того, если пенсия по старости установлена на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин по их собственному желанию, минимальный период взносов составляет 3 месяца в год до 2038 года, размер пенсионных взносов как для работодателей, так и для застрахованных составляет 0,5% в 2019 году и 1% в 2020 году. Период непрерывной выплаты заработной платы и аналогичного дохода, который предстоит определить, был увеличен до 6 лет в 2019 году и 7 лет в 2020 году, соответственно.

Что касается нашей страны, то в 2016-2020 годах 68-76 процентов доходов бюджета фонда социального страхования составляют доходы взносов пенсии. В 2020 году 338 982 пенсионера получили пенсии по старости на сумму более 10 66290,3 млн. тугриков. Это означает, что один пенсионер получает среднемесячную пенсию в размере менее 50 процентов от среднемесячной заработной платы гражданина Монголии, или около 491 000 тугриков (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

Доход социального фонда страхования

 

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

1,875,743.1

2,118,869.1

2,402,973.1

2,822,498

2,688,265

Пенсии

1,284,009.4

1,447,846.6

1,703,832

2,069,433

2,043,300.7

Пособий

90,580.8

109,019

130,027.7

156,594

120,605.6

Здоровья

326,865.6

370,532.9

312,821.9

340,523

338,609

Профзаболевания и несчастных случаев на производстве

133,073.2

147,595.3

212,620.9

213,937

142,618.3

Безработицы

41,214.1

43,875.3

43,670.6

42,012

36,131.4

Источник: Единый фонд статистики

Таблица 2

Пенсионеры, получающие пенсии из фонда социального страхования

 

2016 он

2017 он

2018 он

2019 он

2020 он

 

Число пенсионеров в тыс.

Средства

в млн.туг

Число пенсионеров в тыс.

Средства

в лн.туг

Число пенсионеров в тыс.

Средства

в млн.туг

Число пенсионеров в тыс.

Средства

в млн.туг

Число пенсионеров в тыс.

Средства

в млн.туг

Всего

371,340

1,304,590.6

388,304

1,415,411.3

405,739

1,617,938.8

418,379

1,837,317.4

449,178

2,178,642.6

Пенсия по старости

268,248

976,150.8

282,136

1,066,283.4

298,767

1,223,679.3

310,955

1,394,843.1

338,982

1,666,290.3

Граждане -инвалиды

65,303

173,708.9

67,891

182,998.6

68,144

207,129.1

68,475

231,858.1

70,908

278,803.8

Потерявщие опекуна

21,092

57,523.6

20,974

60,177.5

20,525

64,610.3

20,184

71,024

20,053

81,506.9

Военная пенсия

16,697

97,207.3

17,303

105,951.8

18,303

122,520.1

18,765

139,592.2

19,235

152,041.6

Источник: Единый фонд статистики

В последние годы увеличивается средняя продолжительность жизни населения и ь то время увеличилась доля людей пенсионного возраста в населении, что увеличивает нагрузки на пенсионный фонд. Поэтому важно определить установленный законом возраст выхода на пенсию в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни и суммы денег, которую необходимо накапливать в фонде пенсионного страхования. По состоянию на 2019 год средняя продолжительность жизни женщин составляет 75,96 лет, а мужчин - 66,38 лет. Согласно простым математическим расчетам, средняя продолжительность жизни мужчин в 2005 году составляла 62,11 года, что за 14 лет продлилось на 4,26 года. Согласно данным расчетам, средняя продолжительность жизни мужчин составит около 73 лет в 2042 году, и если они выйдут на пенсию в возрасте 65 лет, они выйдут на пенсию всего через 8 лет. У женщин он увеличился примерно на 7,35 года за 14 лет. Они проработали минимум 20 и максимум 50 лет, чтобы получить пенсию, равную другим (см. табл. 3).

Таблица 3

Средняя продолжительность жизни

 

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 

2017

2018

2019

Всего

65,21

68,05

68,32

68,71

69,11

69,57

69,89

69,57

69,89

70,19

70,41

мужчины

62,11

64,93

64,68

64,91

65,42

65,91

66,02

65,58

65,88

66,11

66,38

женщины

68,61

72,26

73,76

74,34

75,01

75,49

75,84

75,1

75,44

75,78

75,96

Источник: Единый фонд статистики

Сравнительный анализ средней продолжительности жизни и возраста выхода на пенсию показывает, что в некоторых странах пенсию получают максимум 20 лет, минимум 5 лет и в среднем около 10 лет. В Японии самая высокая продолжительность жизни (84,7) и возраст выхода на пенсию (70), а в Дании самая высокая месячная пенсия, в среднем составляет около 2800 долларов. Средняя продолжительность жизни в нашей стране приближается к европейским странам и установленному законом возрасту для получения пенсии. Это связано с тем, что законный возраст выхода на пенсию был установлен другими социалистическими странами во время социалистической системы.

Помимо оказания льготной медицинской помощи пожилым людям наша страна также предоставляет им бесплатный проезд в общественном транспорте и скидки на лечение в некоторых курортах. Приведём примеры нескольких стран мира: В Соединенных Штатах минимальная пенсия составляет 300 долларов, даже если вы никогда в жизни не работали. В Великобритании 40 процентов государственной собственности принадлежит пенсионерам, от 15 до 20 процентов пенсионеров владеют двумя домами стоимостью около 350 000 долларов каждый, а в Дании пенсионеры любят ходить в детские дома и тратят 35 миллиардов долларов в год на пожилых людей, что равняется примерно 10 процентам общего национального дохода. В европейских странах возраст выхода на пенсию почти идентичен нашему, но в последние годы Китай пришел к пониманию концепции пенсий по старости, до этого считалось, что о них должны заботиться их дети "http://www.mglradio.com").

В последние годы увеличивается число людей, охваченных обязательным социальным страхованием. В 2020 году было охвачено 964703 человека, что примерно на 16,9 процента больше по сравнению с предыдущим годом. В 2019 году уменьшилось примерно на 13,3 процента по сравнению с 2018 годом. Снижение связано с тем, что крупные компании освобождали работников из-за глобальной эпидемии. Если сравнивать количество обязательных застрахованных и количество пожилых пенсионеров, к 2020 году на каждого пенсионера приходится примерно 3 плательщика (см. табл. 4).

Таблица 4

Обязательно застрахованные и пенсионеры

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Обязательно застрахованные

604,762

742,019

803,887

832,892

799,798

836,487

836,487

951,980

825,186

964,703

пенсионеры

219623

224701

218,669

242,198

254,850

268,248

282,136

298,767

310,955

338,982

Источник: Единый фонд статистики

Выводы. По сравнению с другими странами мира Монголия входит в число тех стран, в которых самая короткая продолжительность жизни после выхода на пенсию. В установленном законом возрасте выхода на пенсию важную роль играют средняя продолжительность жизни, экономический потенциал страны и система социального страхования.

Анализ показывает, что в нашей стране невозможно повысить возраст мужчин, но можно увеличить возраст женщин, согласно исследованиям, если принять во внимание средний возраст и установить пенсионный возраст по среднемировому уровню. Кроме того, взносы на пенсионное страхование составляют основную часть доходов фонда социального страхования и более 70 процентов его годового дохода уходит на пенсию, но государственный бюджет продолжает финансировать пенсии по старости за счет регулярных субсидий, которые не полностью покрывают расходы фонда.

Созданная сегодня в Монголии ситуация приводит к повышению нагрузок на пенсионные фонды и фонды социального страхования. Для того, чтобы снизить эти нагрузки, необходимо создать правовую среду для частного пенсионного страхования, с целью увеличить размер пенсии установить его на основе зарплаты за 5 лет и необходимо пересмотреть пенсионный возраст.

Текст статьи
  1. Бумдэлгэр. Х. Научный журнал сельского хозяйства № 10. Улаанбаатар. Монголия. 2013.
  2. Давгадорж. Ч., Эрдэнэ, С. Вопросы к экономике социального страхования и реформе. Улаанбаатар. Монголия. 2007.
  3. Национальный статистический комитет. Сборник статистики Монголии Улаанбаатар, Монголия. 2016.
  4. Закон о пенсии и пособиях, выплачиваемых социальным фондом страхования. Статья 2, Статья 1994.
  5. Retrieved from http://www.1212.mn
  6. Retrieved from http://www.ndaatgal.mn
  7. Retrieved from http://www.mglradio.com
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября