Введение. Согласно определению [2, 8, 10] общая физическая подготовка (ОФП) – процесс совершенствования физических качеств, функциональных возможностей, направленный на всестороннее развитие человека. Перед ОФП поставлены следующие задачи: приобрести общую выносливость, увеличить подвижность основных суставов, повысить быстроту выполнения движений и умение координировать простые и сложные движения, овладеть умением расслабляться В статье рассматриваются цели, задачи и способы повышения ОФП у студентов вузов, специализирующихся на занятиях физкультурой в игровых видах спорта, в частности, – в баскетболе (рис. 1), волейболе (рис. 2) и гандболе (рис. 3). Работа продолжает исследования авторов [1, 4-6].
Рис. 1. Баскетбол
Рис.2. Волейбол
Рис. 3. Гандбол
ОФП в игровых видах спорта. ОФП для игровых видов спорта [3, 9] включает в себя упражнения, которые нацелены на развитие силы, ловкости [6], гибкости, быстроты [1] и выносливости.
В их числе [10]:
- способность быстро передвигаться, переходить (стартовать) из неподвижного положения в двигательное;
- способность быстро останавливаться после перемещения;
- ловкость;
- мышечная сила.
Для представителей игровых видов спорта таких как баскетбол, волейбол, гандбол свойственна скоростно-силовая работа на площадке. работа с резким изменением направления движений (маневренности). При этом важна сила и точность удара (броска) и паса, а также требуется высокий уровень развития специальной выносливости.
Специальная физическая подготовка (СФП). Специальная физическая подготовка [3, 8-10] это целенаправленный процесс, направленный на развитие физических качеств, которые необходимы в выбранной учащимся спортивной дисциплине. Не секрет, что обучающиеся и и совершенствующиеся в определённом виде спорта приступают к занятиям им с различным уровнем СФП и спортивной подготовки. Известно [2], что студенты, активно занимающиеся точными науками, например, математикой, физикой, химией и другими, много сил как умственных, так и физических, тратят на их освоение. Поэтому преподаватель физкультуры или тренер рассматривает наряду с ОФП специальную (спортивную) физическую подготовку учащегося (студента или студентки) как целенаправленный процесс использования знаний, средств, методов и условий, для воздействия на развитие спортсмена и обеспечения его готовности к выполнению составляющих элементов выбранного игрового вида спорта. Цель спортивной подготовки – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и обеспечить активный отдых. Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм. Чтобы определить интенсивность нагрузки можно использовать пульсометрию – частоту сердечных сокращений (ЧСС) до и поле выполнения того или иного упражнения, хотя это более применимо к спортсменам, тренирующимся в соответствующем виде спорта. Нулевая зона (при ЧСС при физической нагрузке до 130 уд./мин) которая характеризуется аэробным процессом и подходит для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться и у слабо подготовленных занимающихся. Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Их содержание определяется Госстандартом и учебной программой. Учебные занятия могут быть: теоретические, практические, контрольные в очной или, что особенно актуально в настоящее время удалённой – дистанционной форме.
Заключение. Двигательная активность, развиваемая с помощью ОФП и СФП, улучшает физическое состояние, самочувствие, повышает умственную работоспособность, нормализует повышенное эмоциональное состояние. Авторы статьи имеют большой педагогический и тренерский стаж работы в вузе в игровых видах спорта. Предлагаемые в данной работе положения апробированы на занятиях студентов физкультурой и в спортивных тренировках студентов УрФУ в Екатеринбурге.