Социокультурные аспекты цифровой экономики

В статье определены основные социокультурные аспекты цифровой экономики в Российской Федерации. Раскрыто понятие «цифровая экономика» и ее сущность. Выявлены основные направления развития цифровой экономики, а также социальные риски цифровизации.

Аннотация статьи
государство
цифровая экономика
цифровизация
человек
социальные риски
Ключевые слова

В 1995 году в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий появился термин «цифровая экономика». Цифровую экономику можно определить как хозяйственную деятельность общества, обеспеченную цифровыми методами и инструментами ее реализации, включающую совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления различных благ. Сам термин появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Многие экономисты, политики называют цифровизацию основной тенденцией развития экономики и общества в целом.

В России идея цифровой экономики была сформулирована в декабре 2016 года в Послании Федеральному Собранию, в котором президент Владимир Владимирович Путин поручил разработать масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Правительством Российской Федерации. Затем было принято постановление «О системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» от 02.03.2019 г. №234 [3].

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. Финансирование национального проекта "Цифровая экономика" производится из федерального бюджета и в 2021-2023 годах составит около 552 млрд рублей. Об этом сообщило государственное информационное агентство ТАСС со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Согласно документу, в 2021 году на финансирование нацпроекта "Цифровая экономика" запланировано 150,2 млрд рублей, в 2022 году – 211,1 млрд рублей, в 2023 году – 190,7 млрд рублей [7].

Цифровая экономика – экономика, основанная на развитии и использовании цифровых технологий, строится на фундаменте, обеспечивающем экономические, социальные и культурные преобразования в обществе, и включает:

  • нецифровые факторы – это политика стратегического планирования, лидерство и институты, законодательство, человеческий капитал, инновации, деловая среда, доверие и безопасность, создание благоприятной среды для цифровой трансформации;
  • цифровые факторы – это цифровая инфраструктура, совместно используемые цифровые платформы и нарождающиеся цифровые технологии;
  •  сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), а также сектор контента и средств массовой информации (СМИ).

Цифровая экономика оказывает воздействие не только на государственную и частную сферы жизни, но и на общество в целом в процессе реализации стратегии цифровизации. В связи с этим предусматривается:

  • цифровая трансформация всех уровней управленческой деятельности, которая включает в себя цифровые и нецифровые факторы, а также использование традиционных и инновационных цифровых технологий;
  • формирование «цифровых» граждан и потребителей, имеющих доступ к цифровым технологиям, использующих цифровые технологии в социально-экономической деятельности, в том числе для работы, покупки товаров и услуг, получения образования, общения в социальных сетях, участия в политической жизни [8].

Цифровая трансформация повышает эффективность социально-экономического развития, стимулирует экономический рост, рынок труда и качество обслуживания. Каждая предметная область оценки характеризуется набором двух типов показателей – количественных (в том числе используемых международными организациями) и качественных, характеризующих важные аспекты развития. В целях определения сильных и слабых сторон и приоритетных направлений развития цифровой экономики в стране, все показатели оцениваются по пятибалльной шкале с учетом сравнительного анализа мирового опыта и передовой практики. Конечным результатом реализации программы и критерием её полезности является повышение качества жизни человека. Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» затрагивает практически все сферы жизни граждан и деятельности юридических лиц. Он создает удобную инфраструктуру, повышает доступность к необходимой информации и сервису, облегчает жизнь людей и функционирование предприятий. Он интегрирован с другими социально-экономическими национальными проектами. Уже сегодня Россия достигла заметных успехов в цифровизации отдельных сфер экономики.

Так, например, в основе цифровых платформ, которые обеспечивают трансформацию в секторе услуг, лежат цифровые финансовые услуги. Российский рынок финансовых технологий переживает быстрый рост, что обусловлено распространением практики онлайн-платежей и денежных переводов [6].

Пандемия коронавируса показала, что цифровизация может и должна затрагивать все сферы жизни общества, в том числе и здравоохранение. К 2024 году по всей России заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, медицинские документы независимо от региона, где находится пациент.

Внедрение мероприятий национального проекта «Цифровая экономика» предполагает формирование целостной системы подготовки кадров, владеющими навыками работы с современными технологиями, их профессионального роста. Совершенствуются механизмы обучения в Вузах, аспирантуре по программам подготовки специалистов научных и научно-педагогических кадров, предусматривающие, в том числе, специальную грантовую поддержку молодежных, научных и научно-технических проектов.

Создание необходимых для этого условий на фоне стремительного развития знаний и новых технологий, а также многих других причин предполагает существенную трансформацию систем высшего образования [4].

К основным направлениям развития образования с использованием цифровых технологий для подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям цифровой экономики, относятся:

  • распространение онлайн обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, цифровые экзамены и аттестация, например, образовательная платформа «Открытое образование»;
  • расширение образовательного пространства по мере развития цифровой среды за счет создания электронных учебников;
  • развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов в ВУЗах;
  • активное развитие и использование технологических ресурсов;
  • обучение студентов, преподавателей и административного персонала навыкам цифрового образования, работе с информационными технологиями.

Развитие цифровой экономики происходит высокими темпами, однако следует учитывать готовность человека к стремительным переменам и человеческие возможности. Инновации, как правило связаны с рисками и ведут к серьезным противоречиям и возникновению проблем. К ним относят:

  • территориальное и социальное неравенство регионов по доступности к информационным технологиям;
  • социальные группы, которые активно используют информационные технологии, и группы, которые не могут себе этого позволить по причине низкого дохода, недостатка образования и культуры, отсутствия необходимых навыков, ограниченных физических возможностей, в силу преклонного возраста и т.д.;
  • формальная констатация реализации мероприятий по достижению критериев цифровой экономики, имитация внедрения новых технологий и незавершенность реформ;
  • чрезмерная централизация методов контроля, рост сбора данных, использование которых зачастую остается индивидуальной прерогативой разработчика или собственника в лице;
  • информационная безопасность и использование персональных данных;
  • стандартизация личности ведёт к размыванию и утрате традиционных ценностей и идеалов;
  • вред здоровью человека: постоянная длительная работа или учеба за компьютером способна повысить риск развития различных заболеваний [5].

Таким образом, переход России на цифровую экономику является закономерным этапом развития информатизации в стране. На новый уровень должны быть выведены экономика, здравоохранение, образование, культура. Внедрение более эффективных современных технологий управления и удовлетворения разнообразных потребностей населения позволит повысить производительность труда, качество жизни граждан, улучшить условия развития бизнеса, приведет к созданию новых отраслей и профессий, обеспечит независимость и конкурентоспособность страны в современном мире.

Текст статьи
  1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204. http://government.ru/docs/35964/
  2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года № 474 http://government.ru/docs/35964/
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» от 02.03.2019 г. №234. http://government.ru/docs/35964/
  4. Горскина Л.С., Пропп О.В. Развитие цифровой экономики в России [Электронный ресурс] // Russian Journal of Innovation Economics. 2019. №9(2). https://www.researchgate.net/publication/334686843_Razvitie_cifrovoj_ekonomiki_v_Rossii (дата обращения: 16.04.2021).
  5. Казачек Н.А., Захарова Е.Ю. Социальные риски цифровой экономики [Электронный ресурс] // Гуманитарный вектор. 2020. №15(4). https://elibrary.ru/item.asp?id=43930633 (дата обращения: 18.04.2021).
  6. Конягина М.Н. Основы цифровой экономики [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 235с. https://urait.ru/book/osnovy-cifrovoy-ekonomiki-459173 (дата обращения: 10.04.2021).
  7. Финансирование национального проекта Цифровая экономика [Электронный ресурс] // Tadviser,2020. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Финансирование_программы_Цифровая_экономика (дата обращения 28.03.2021).
  8. Цифровое будущее России: что нам готовит программа «Цифровая экономика»? // Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности, 2018. http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cifrovoe-budushee.html (дата обращения 10.04.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября