Экскурсия как средство формирования исследовательской компетенции у младших школьников
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (47), май '21

Экскурсия как средство формирования исследовательской компетенции у младших школьников

В статье рассматриваются такие понятия как «экскурсия», «краеведение», «компетентность». Описываются особенности формирования исследовательской компетенции средствами экскурсии.

Аннотация статьи
компетенция
экскурсия
младшие школьники
краеведение
исследовательская компетенция
Ключевые слова

Исследовательская компетенция, которая формируется у младших школьников средствами краеведческого материала, является мощным фундаментом в жизни. Исследовательские знания и умения способствуют формированию учебных навыков, развитию процессов познания и анализа, а также умений формулировать собственную точку зрения, суждения и аргументировать их.

Важной формой исследования родного края, его состояния и истории является экскурсия. Выбранный исследуемый краеведческий материал чрезвычайно важно изучить средством экскурсии, конкретным наблюдением, помогающим сформировать представление и расширяющим кругозор на проблему. Изучение памятников, также помогает учащимся, но большее значение имеют встречи с интересными людьми родного края. В ходе таких встреч младшие школьники могут задать интересующие их вопросы по уже имеющемуся исследованию, либо вдохновиться какой-либо проблемой и начать углубляться в ее вопросы [2].

Экскурсии – это прекрасная возможность для младших школьников познать прошлое своего края, учит видеть историю в окружающем мире. На экскурсии учащиеся познают историю в естественных условиях, именно это делает ее важным фактором активизации познавательной деятельности младших школьников.

Для того, чтобы экскурсия имела положительный эффект, необходимо учитывать методику ее организации:

  • постановка цели и задач экскурсии учащимися;
  • проработка техники безопасности;
  • вводная беседа;
  • составление маршрута экскурсии;
  • предварительное продумывание вопросов;
  • учет возрастных особенностей младших школьников;
  • составление заданий для учащихся по материалам экскурсии;
  • подведение итогов экскурсии (выставка материалов, конференция) [3].

Экскурсия может включать в себя посещение не только музеев, но и парков, памятных мест, улиц, площади, памятников, зданий, предприятий, учреждений. В таких условиях, когда учащиеся все видят своими глазами, с особым интересом воспринимаются рассказы, факты, описания и воспоминания. Перед ними восстают события прошлых лет.

В ходе исследований предполагаются и комплексные экскурсии, помогающие раскрыть изучаемый объект с различных точек зрения.

Большое распространение имеют военно-патриотические экскурсии, на места боевых действий. На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают места боев воинских соединений и партизанских отрядов, знакомятся с местами сражений под Москвой и Ленинградом, в Волгограде, под Белгородом и Курском, с героической борьбой героев Брестской крепости и т.п. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные кладбища и братские могилы, стелы и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты-памятники увековечивают ратный подвиг советских солдат. «Весь этот экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи» (Запартович, 2003). Вызывают волнение у экскурсантов сотни памятников Великой Отечественной войны, воздвигнутые в Белгородской области. Один из мемориальных комплексов находится на 624-м километре автомагистрали Москва – Симферополь. Посещают они и Прохоровское поле, где знакомятся с подробностями невиданного в истории войн танкового сражения, развернувшегося 12 июля 1943г. Учитель показывает особенности рельефа местности, говорит о стратегическом значении этого участка для того периода войны. Рассказ экскурсовода, подкрепляемый наблюдением места битвы, как бы переносит школьников в обстановку, которая завершилась сокрушительным разгромом врага [1].

Таким образом, «материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науке. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа» [4].

Изучаются различные сферы общественной жизни, «учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю» [3].

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с «религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры» [2].

Текст статьи
  1. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальной школы / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, И.Г. Чернова, Е.А. Соловей, В.В. Стручаев и др.; под редакцией Т.М. Стручаевой. 2-ое изд. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2015. – 178 с.
  2. Жуковская Р. Н. Родной край: пособие для учителей начальной школы. / Р.Н. Жуковская – М.: Просвещение, 2003. – 298 с.
  3. Зайцева Л.И. Опыт объединения учителей – краеведов / Л.И. Зайцева // Начальная школа. – 1998. -№5. – С. 24.
  4. Зверев И.Д. Краеведение в школьном воспитании: Новый аспект / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2001. – 344 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня