Исследовательская компетенция, которая формируется у младших школьников средствами краеведческого материала, является мощным фундаментом в жизни. Исследовательские знания и умения способствуют формированию учебных навыков, развитию процессов познания и анализа, а также умений формулировать собственную точку зрения, суждения и аргументировать их.
Важной формой исследования родного края, его состояния и истории является экскурсия. Выбранный исследуемый краеведческий материал чрезвычайно важно изучить средством экскурсии, конкретным наблюдением, помогающим сформировать представление и расширяющим кругозор на проблему. Изучение памятников, также помогает учащимся, но большее значение имеют встречи с интересными людьми родного края. В ходе таких встреч младшие школьники могут задать интересующие их вопросы по уже имеющемуся исследованию, либо вдохновиться какой-либо проблемой и начать углубляться в ее вопросы [2].
Экскурсии – это прекрасная возможность для младших школьников познать прошлое своего края, учит видеть историю в окружающем мире. На экскурсии учащиеся познают историю в естественных условиях, именно это делает ее важным фактором активизации познавательной деятельности младших школьников.
Для того, чтобы экскурсия имела положительный эффект, необходимо учитывать методику ее организации:
- постановка цели и задач экскурсии учащимися;
- проработка техники безопасности;
- вводная беседа;
- составление маршрута экскурсии;
- предварительное продумывание вопросов;
- учет возрастных особенностей младших школьников;
- составление заданий для учащихся по материалам экскурсии;
- подведение итогов экскурсии (выставка материалов, конференция) [3].
Экскурсия может включать в себя посещение не только музеев, но и парков, памятных мест, улиц, площади, памятников, зданий, предприятий, учреждений. В таких условиях, когда учащиеся все видят своими глазами, с особым интересом воспринимаются рассказы, факты, описания и воспоминания. Перед ними восстают события прошлых лет.
В ходе исследований предполагаются и комплексные экскурсии, помогающие раскрыть изучаемый объект с различных точек зрения.
Большое распространение имеют военно-патриотические экскурсии, на места боевых действий. На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают места боев воинских соединений и партизанских отрядов, знакомятся с местами сражений под Москвой и Ленинградом, в Волгограде, под Белгородом и Курском, с героической борьбой героев Брестской крепости и т.п. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные кладбища и братские могилы, стелы и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты-памятники увековечивают ратный подвиг советских солдат. «Весь этот экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи» (Запартович, 2003). Вызывают волнение у экскурсантов сотни памятников Великой Отечественной войны, воздвигнутые в Белгородской области. Один из мемориальных комплексов находится на 624-м километре автомагистрали Москва – Симферополь. Посещают они и Прохоровское поле, где знакомятся с подробностями невиданного в истории войн танкового сражения, развернувшегося 12 июля 1943г. Учитель показывает особенности рельефа местности, говорит о стратегическом значении этого участка для того периода войны. Рассказ экскурсовода, подкрепляемый наблюдением места битвы, как бы переносит школьников в обстановку, которая завершилась сокрушительным разгромом врага [1].
Таким образом, «материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науке. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа» [4].
Изучаются различные сферы общественной жизни, «учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю» [3].
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с «религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры» [2].